Афтепати Майдана

Афтепати Майдана

А. Украинский, А. Слободянюк
Афтепати Майдана
«Националистическая истерия уже ощутимо идёт на спад – и вскоре «деятелям культуры» придётся вспомнить о своём участии в совершенно чудовищных «художественных» мероприятиях – или пытаться вычеркнуть этот факт из своих биографий. Что будет непросто»

Тегі матеріалу: україна, жадан, війна, срср-ex, змі, нацизм
03 мая 2015

Творческая интеллигенция всегда была прослойкой, которая, обслуживая правящий класс, старается сохранить видимость независимости. Поэтому в сложившейся ситуации неудивительны ни художественные выставки, поддерживающие украинскую армию, ни сотни часов отснятых сейчас патриотических фильмов и роликов, ни десятки музыкальных групп, исполняющих репертуар в стиле «Путин хуйло!», ни акционисты, которые усматривают причины общественных проблем в памятниках Ленину и представляют публичное сожжение его трудов как «перформанс». Сейчас у нас есть возможность выделить лишь некоторые ключевые моменты этого безумия.

Огромное количество «творческих личностей» прыгало на майдане под речевку «Кто не скачет, тот москаль» в компании ультраправых. Однако игра в контркультуру и революцию быстро превратилась в поддержку самых реакционных действий новой власти. Переход количества в качество стал очевиден после выставки «Осторожно, русские», организованной в рамках «Украинского Культурного Фронта» (апрель 2014, Центр современного искусства М17). «Русские» с георгиевскими ленточками сидели в клетке с надписью «не кормить», пили водку, играли на балалайке, славили Путина и хамски грубили посетителям.

Да, в любое время и в любой стране найдутся идиоты любого уровня. Важно, насколько их поддерживает государство, предоставляют ли им трибунудля высказывания своих реакционных идей, и то, как реагирует на них общество. Украинские СМИ отреагировали на выставку доброжелательно, а значительное количество поддержавших подобное «культурных» людей само по себе является красноречивым фактом.

Прямым продолжением этого опыта дегуманизации являлась выставка «100 лучших патриотических плакатов», проведенная в том же центре спустя полгода. Безвкусные плакаты нередко представляли собой репризы старых, в том числе советских плакатных работ, со слоганами в духе «Не проходи мимо, убей колорада», «Вате» слова не давали». Была широко представлена антикоммунистическая тема, сексизм (адаптированный pin-up) и клерикализм, открыто пропагандировалась война и приветствовалось насилие. Копии плакатов были отправлены солдатам в зону АТО, а средства от продажи оригиналов были выделены на помощь армии.

Отдельного упоминания стоят две «феминные» выставки в Харькове: «Война ОНА» и «Ноль без палочки», на которых экспонировалось и нечто совершенно людоедское. Например, вышитое панно «ДНРовские псы», на котором изображены убитые ополченцы. Вопиющим явлением стали откровенно фашистские мультфильмы про «ватников» Ирены Карпы, изображающие население Донбасса недолюдьми. При полной художественной несостоятельности (всецело заимствованная художественная концепция, примитивность и предсказуемость сюжета), их ксенофобный заряд очевиден даже без перевода. Все они были показаны на центральном канале страны и с восторгом подхвачены шовинистическими массами. Курьезно, что книгу того же автора о майдане один из интернет-магазинов предлагает покупать вместе с книгой «1984» Оруэлла, обещая за это скидку.

Украинские работники культуры в течение последнего года вели интенсивную работу по дегуманизации противников нынешней правой власти. «Ватники», «вата» и «колорады» пришли вслед за Untermenschen времен третьего рейха и «тараканами»-тутси. В марте 1945 года журнал американских морских пехотинцев сравнил японцев с паразитом «гнида японская» (Louseous Japanicas). В том же месяце на 67 японских городов были сброшены зажигательные бомбы, а затем последовали Хиросима и Нагасаки. Через неделю после инсталляции «Осторожно, русские» ультраправые сожгли и убили в Одессе не менее 48 человек.

Ни сами деятели культуры, ни потребители их духовной продукции, похоже, не понимают, в чем они завязли. Такой резкий поворот в поведении «творческих интеллигентных людей» можно было предвидеть, однако угроза, исходящая от так называемого культурного национализма интеллигенции была явно недооценена многими людьми со стойкой антифашистской позицией. Культурный национализм оказался в первую очередь национализмом, и более экспансивным, нежели защитным.

Хотя бы бегло следует упомянуть о Сергее Жадане  популярном в Украине и России писателе. Удивительным образом его деятельная поддержка Майдана, дифирамбы АТО (на фронт, впрочем, он не собирается), участие в попытках сноса памятника Ленину в Харькове (это далеко не полный список) не мешают многим людям, называющим себя украинскими левыми и желающим при том оставаться «в тренде», считать его в той или иной мере своим.

О метастазах упадка современной украинской культуры говорить можно долго; гниение – это красочный процесс, богато расцвеченный и сопровождаемый множественными миазмами. Но генеральное суждение остается одно: разложение суть следствие смерти.

Подвергаемый многочисленным нападкам тезис о «культуре» (как совокупности продуктов чисто духовного характера и процессе их создания) и «материальном производстве» (как «базисе» духовной жизни общества) обрел в Украине сногсшибательное подтверждение.

До последнего времени наша страна представляла собой пространство бесконечного дележа и продажи советского наследия, транспортировки российского газа и базы военно-морского флота РФ. Были шансы для изменений, но их, по сравнительной с рейдерством нерентабельности, обычно в той или иной мере игнорировали. Более того, вытесняемый из публичного (в том числе, художественного) дискурса Донбасс – это как раз и есть исключение (пусть в большей мере потенциальное) из общеукраинского контекста экономики, как и Крым.

Творчество, возникшее в столь бесплодной обстановке, имеет свою специфику. Успешные творцы обычно успешно абсорбировались вне этого базисного «лимба». Возникшие же в 90-е «культурмейкеры развала СССР» становились бонзами новой культуры, толкавшими её на путь чистого деструктива (не забывая отстраивать себе особняки в элитных районах – и не только Украины).

Именно таков был бэкграунд Майдана – если рассматривать его преимущественно в культурной плоскости. Творческое меньшинство к этому времени свернулось в псевдоавангард самих себе же интересных выставок-концертов-спектаклей, а «масса» вполне удовлетворялась массовой же культурой. И там и там – одинокая толпа, состоящая из «неповторимых индивидуальностей», страдающих от того, что некому услышать то, что им нечего сказать.

Майдан – это как выдох. Кровавая жертва – относительное благополучие разрушается – «Достоинство» и «Кружевные Трусики с ЕС» (последнее – фраза на плакате, который на Майдане демонстрировала очаровательная студентка столичного ВУЗа). Активизация прямого переживания недоучек и недоумков, сопровождающаяся культурными выплесками мифологии. Вопросы стиля и вкуса (не самые последние в модерном искусстве) на то время никого не волновали – всё, обладавшее «промайдановским» смыслом, казалось нужным, уместным, своевременным всем его со-участникам.

И вот этот заряд, заряд якобы «идеи», якобы поднимающей массы, застрял в сознании «творцов». Оттого мы и наблюдаем апофеоз эстетического убожества, людоедской безнравственности и популистской направленности творцов «прекрасного» в современной Украине. Те, кто имели претензии на то, чтобы сказать что-то вслух и отчаялись говорить перед равнодушной массой, вдруг с удивлением почувствовали, что масса очень хорошо слышит и воспринимает набор заклинаний: «Слава Украине – Героям Слава», «Нация прежде всего» и пр. Не удивительно, что «творцы» в массе своей купились на это, недальновидно решив, что так будет всегда.

И совершенно напрасно – поскольку националистическая истерия уже ощутимо идёт на спад (как её всплеск, так и закат – результаты объективных процессов в обществе и культуре, а не «творение» этих «творцов») – и вскоре им придётся вспомнить о своём участии в совершенно чудовищных (как в нравственном, так и в эстетическом аспектах) «художественных» мероприятиях – или пытаться вычеркнуть этот факт из своих биографий.

Что будет непросто.

Андрей Украинский, Анатолий Слободянюк

Опубликовано в Melodie und Rhythmus, 3/2015

Читайте по теме:

Н. Шешуряк, А. Сiгунцов. «Зiгафолк» i сором дивитись у дзеркало

Андрій Мовчан Жовто-синя стрічка для солдата-пішака

Андрей Украинский. Харьков: выносы и замесы

Славой Жижек. "Духовное царство" животных

Роман Скиба Привіт аватарам!

Станіслав Сілантьєв. «Цензура, як бачите, нікуди не зникала»

Андрій МовчанВиставка расового мистецтва

Дмитрий МануильскийУкраина: легитимация фашистского дискурса

Андрей МанчукЛогика безумия

Максім Гарэцкі Русский

Артем КирпиченокХарьков: символизм вандализма



Афтепати Майдана



Афтепати Майдана
RSSРедакціяПідтримка

2011-2017 © - ЛІВА інтернет-журнал