Двигатель прогрессаДвигатель прогресса
Двигатель прогресса

Двигатель прогресса


Артем Кирпиченок
Надо помнить, что любая пропагандистская машина не всесильна – в противном случае, мы бы до сих пор жили бы при феодализме

31.12.2015

Представьте себе, что каждые два-три часа к вам на телефон приходит сообщение в духе «Народ и партия едины», телевизионные программы то и дело прерываются на ролики, рассказывающие о веселых зэках, которые с заботой о природе валят лес на Колыме, радио в автомобиле сообщает, что для счастья достаточно всего лишь попробовать сырок «Дружба», а в каждой газете тиражируются обещания построить коммунизм к 1980-му году, вместе с портретами членов Политбюро, заснятых в гламурных позах. 

Мир «1984» года Джорджа Оруэлла? Тоталитарная антиутопия? Нет – вообще-то речь идет об окружающем нас мире, где постоянная пропагандистская обработка уже давно воспринимается всеми нами как привычный фон. И речь идет не только о псевдонаучных опусах, вроде «Черных книг коммунизма», не только о «прогнозах аналитиков», которые, ситуативно, сулят нам «дно кризиса», или же «крах доллара через два года»,  не только о пропагандистских статьях в «солидной» прессе, повествующих об очередном «экономическом чуде». Мы говорим о рекламе, которая настигает нас везде – как взгляд «Большого брата» из классической антиутопии.

В нашумевшей книге «99 франков» говорят о том, что реклама лжива, и что на ее изготовление затрачиваются несметные людские материальные и людские ресурсы. Но поверьте нам – правящий класс имеет с этого бизнеса не только материальную прибыль. Каждый цент, вложенные в рекламный ролик идет и на пропаганду самой капиталистической системы, как таковой.

У тебя нет работы? У тебя нет крыши над головой? Инфляция опустошила твой кошелек? Все это ерунда! Съешь йогурт, выпей кока-колу – и ты сразу же будешь счастлив. Никаких усилий, никакого труда, никакой борьбы для этого не потребуется. А лишние 30 рублей на комбинацию сладких химикатов наверняка найдутся у каждого бедняка. Новый модный «прикид» и автомобиль – это материализованная «реализация собственного «я» и «неограниченная свобода» – офисные рабы, живущие под игом полицейского режима в своей фирме, слышат это по двадцать раз каждый вечер, когда они пораньше отпрашиваются на свидание с работы.

Реклама «просвещает» нас касательно условий труда. Вот толпа клоунов, которые в радостном беспорядке демонстрируют нам две хрустящие палочки печенья «Твикс». Любопытно – а что на самом деле происходит на фабриках, которые выпускают это печенье? В студенческой молодости я работал на израильской фабрике «Яхин» где производили различные консервы. Я не видел среди моих коллег седобородых аксакалов, маринующих огурцы по прадедушкиным рецептам, или добрых бабушек, делящихся готовой продукцией с внуками. На самом деле, в цехах работали эмигранты из России и Эфиопии, которым платили  минимальную заработную плату. Порой мне приходилось залезать в машину для изготовления кетчупа, или чтобы уминать томатную пасту ступнями. Не знаю, делал ли я это с любовью, или нет – но то, что перед процедурой мы не мыли ноги – это я помню точно.

Коммерческая реклама задает стандарты и в политической рекламе – лживой, крикливой, и бессодержательной. Улыбающиеся политики с рекламных плакатов обещают «Вместе победить», «Придти к процветанию», «Жить как в Европе», «Вместе быть силой». Порой становиться очень обидно за бедного Никиту Сергеевича Хрущева, который неудачно пообещал построить к 1980-ему году материальную базу коммунизма. Это опрометчивое заявление поминают ему до сих пор. Но кто из российских избирателей помнит содержание не так давно озвученного «Плана Путина», и кто вспоминает в Украине о звучавших на Майдане обещаниях – без опасений, что его арестуют за это, или же изобьют? О таких вещах даже неловко напомнить в приличном обществе – «Ну что же вы, это же только реклама...».

Поистине, если завтра человечество погибнет после очередной мировой войны, и после нас останется только реклама, пришельцы, которые найдут ее, вообразят, что капиталистическое общество было страной эльфов, где банки умоляют тебя взять их деньги (не слова говоря о возврате кредитов), где все ездят на открытых джипах, работают фотомоделями, широко улыбаются и жмут друг другу руки на деловых совещаниях – а потом возвращаются в шикарные пентхаузы в небоскребах, или в виллы с бассейнами.

Самое печальное, что вся эта промывка мозгов давно уже стала нормой – и обыватели поглощают ее, как нечто само собой разумеющееся. В Советском Союзе, где, как мы видим сейчас, пропагандистская обработка была гораздо менее интенсивной, чем в капиталистических странах, реклама воспринималась с иронией и даже пародировалась в одобренных цензурой кинофильмах. Все помнят сколько смеха вызывали слоганы: «Храните деньги в Сберегательной кассе», «Летайте самолетами «Аэрофлота». Сегодня же никому в голову не придет смеяться над не менее пафосной и безвкусной рекламой «Газпрома» или же «Шелл».   

Но рекламе, как и всякой другой пропаганде можно противостоять. Лучший способ сопротивления промывке мозгов – это знание.  Помните, что йогуртами из ролика питаются не баскетболисты на пляже Малибу, а строительные рабочие, сидящие на пресловутом «поребрике». Что вы сможете купить «Мерседес» последней модификации, только если убьете и ограбите всех своих родных и друзей. Что товары «настоящего европейского качества» на самом деле собираются в Китае, и через год они обязаны развалиться – чтобы вы купили новый товар (а иначе начнется кризис перепроизводства).

Другой ответ на пропаганду правящего класса – это наша контр-пропаганда и сатира. Думаю, что все помнят, чем закончилось размещение в Нью-Йорке гигантского плаката «Голодные, ешьте филе из бекасов – прославляйте дары цивилизации», о котором повествуется в романе «Хулио Хуренито»: в первый же день бродяга-ирландец швырнул бомбу в ресторан «Бристоль», где проводила время обнаглевшая вконец буржуазия. И только в этом смысле буржуазная реклама действительно является «двигателем прогресса», который проявляет себя через социальный протест обездоленных масс.

Надо помнить, что любая пропагандистская машина не всесильна – в противном случае, мы бы до сих пор жили бы при феодализме. Рано или поздно она перестает оказывать воздействия на слабые умы.

Но, хотелось бы, чтобы мы осознали это как можно раньше.

Артем Кирпиченок

Читать по теме:

Андрей МанчукЖить как в Европе

Майкл РобертсСвободное падение

Майкл Брук. Кому выгоден кредит МВФ?

Майкл РобертсЗима близко

Джеффри СоммерсНе всё то золото, что блестит

Майкл Робертс. Выбор без выбора

Сергей КиричукПодогреть котел

Шеймас Милн. Страхи олигархов Давоса

Майкл Бурк Кому выгоден кредит МВФ


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq
2011-2018 © - ЛІВА інтернет-журнал