«Революционная йога», индийское казачество«Революционная йога», индийское казачество«Революционная йога», индийское казачество
Світ

«Революционная йога», индийское казачество

Дмитро Колесник
«Революционная йога», индийское казачество
Отрешенного аскета сложно представить вместо «Свободы на баррикадах» Делакруа

07.06.2011

Не верь в Хари-Кришну, не верь в бога Вишну

Не верь богатым!

Jack & Потрошители

Понятия революция и йога как-то на первый взгляд плохо сочетаются. Во всяком случае, тот знакомый нам образ индийского йога – сухощавого и отрешенного аскета в позе лотоса сложно представить на месте центральной фигуры «Свободы на баррикадах» Делакруа. Поиски нирваны и отрешенность от бренных земных забот вроде бы не должны способствовать возникновению повышенной политической активности, а уж тем более зарождать в просветленных головах мысли о смертной казни для «подпортивших карму». Но это если воспринимать всерьез тот экзотический ореол, окружающий многочисленных индийских гуру, зачастую превращающих сеть ашрамов в успешный бизнес-проект. Затем, естественно, возникает и политическая заинтересованность. Но «за три моря» ходить не обязательно – православная церковь-то работает по тем же принципам. И судить о ней по какому-нибудь Симеону-столпнику, по меньшей мере, наивно.

В воскресенье, 5 июня, индийская полиция газом разогнала «сторонников гуру йоги Свами Рамдева, проводившего в Нью-Дели голодовку в знак протеста против коррупции».

«Гуру Свами Рамдев начал голодовку протеста на одной из площадей Нью-Дели в субботу, 4 июня. Он объявил, что голодовкой добивается от правительства возврата «грязных денег», якобы находящихся на счетах в зарубежных банках и предназначенных для дачи взяток, а также требует казнить членов кабинета министров, виновных в коррупции».

Гуру Свами Рамдев – личность весьма популярная в центральной Индии, его последователи считают его святым и готовы последовать любому его призыву.

Но… «сначала маленький экскурс в историю, а к практике мы перейдем потом».

Свами Рамдев (настоящее имя – Рамкишан Ядав) - национальный индийский гуру йоги. Он интенсивно практиковал самодисциплину и медитацию. После преподавания йоги, Свами Рамдев отправился в пещеры Ганготри высоко в Гималаях. После глубокой медитации, дисциплины и послушания ему стали ясны цели его дальнейшей работы: популяризация йоги и аюрведы в Индии и во всем мире и реформирование социальной, политической и экономической системы Индии. Затем гуру основал фонд «Дивья Йог Мандир», а затем еще несколько фондов в Индии и зарубежом в США и Великобритании. Количество последователей – несколько сотен тысяч. «Его семинары по йоге посещают по 50 тысяч человек, ежедневно его программы занятий транслируют по нескольким каналам центрального индийского телевидения. В его аюрведических клиниках врачи лечат тысячи пациентов, а аюрведическими препаратами «Дивья Фармаси» пользуются миллионы людей по всему миру».

То есть перед нами «в натуре, профессионал, а не любитель».

«New-York Times» год назад называла его «индусом, построившим империю йоги на политике.

«Солнце еще дремлет за горизонтом, а Свами Рамдев уже давно встал. В одной лишь шафрановой набедренной повязке он демонстрирует упражнения сотням своих последователей в этом святом городе на берегу Ганга, а десятки миллионов по телевизору наблюдают за быстро сменяющимися позами йоги.

Свами Рамдев, один из наиболее популярных и влиятельных индийских гуру, заново представивший йогу индийским массам, легко перешел к своей новой страсти – политике.

«Мы очищаем наши тела – кричит он – затем мы очистим нашу демократию». «Все, что нужно людям – честное, смелое и ответственное руководство» – сказал он в интервью в разрастающемся лагере посреди своей империи на севере Индии, распространяющей йогу, натуральные продукты и медпрепараты. Политическую систему страны пронизала коррупция и раскол по религиозным и кастовым принципам. Лишь прислушиваясь к древней индийской мудрости, давшей начало йоге, и священным текстам, вроде Вед и Упанишад, можно вырезать эти раковые опухоли». «У нас должна произойти тотальная революция».

«С одной стороны, Свами Рамдев призывает вернуться к прошлому и прислушиваться к религиозным деятелям древней Индии (самоценность, национальная гордость и традиционные индийские ценности). С другой стороны, его империя йоги и легионы последователей, использующие телевидение и Интернет, являются символом новой Индии».

«Международным корпорациям, по его мнению, не место в Индии – она должна быть погружена в собственную культуру».

«Будь индусом – призывает он своих последователей каждое утро – говори на индийских языках, носи индийскую одежду, пей индийские напитки». (В случае Свами Рамдева это звучит как скрытая реклама собственных товаров).

Его идеи с готовностью восприняла, как считает «NYT», «низшая прослойка среднего класса, разрывающаяся между традициями и соблазном модернизации жизни». Для своих сторонников в Индии гуру легко находит слова, обличающие наследие британского колониализма, требует запретить ввоз иностранных товаров и английский в качестве государственного, требует быть патриотами, покупать местную продукцию и обучать детей лишь в традиционной манере. Гомосексуальность гуру считает болезнью (казалось бы, вопреки установке «всем всех любить»), которую, якобы и лечит успешно в своих ашрамах.

Для своих последователей в европейских странах, США и постсоветском пространстве гуру не столь категоричен – здесь речь идет уже не о патриотизме, а о чистоте именно индийской культуры, экологичности индийских товаров и массовом издании проповедей гуру на английском языке. Своим основным врагом гуру считает, родившуюся не в Индии, а в Италии, Соню Ганди. Ранее на выборах популярный гуру поддерживал националистическую партию Бхаратия Джаната. Собственная политическая карьера его и сейчас происходит не без поддержки этой партии, но гуру может (в отличие от респектабельных правых политиков) открыто призывать к некой «общеиндийской опричнине». Головы бояр (то бишь «раджей») все настойчивей требует разорившееся крестьянство и мелкие торговцы. Коррупция в Индии действительно считается проблемой №1. А левые партии (в частности КПИ) потеряли на недавних выборах значительную часть сторонников, так как не в состоянии были на своем локальном уровне сдержать рост цен, разорение крестьян и победить коррупцию.

«Я хочу перемен для следующих поколений – Индию спасет йога!», – телегуру без особого труда нашел путь к сердцам многих индийцев. Почти ежедневный пиар, доступные радикальные лозунги и апелляция к «традициям предков». «Индийское казачество» заняло свою политическую нишу. Свои тягнибоки есть даже здесь – ведь глобальный кризис при отсутствии левой альтернативы практически повсеместно провоцирует настроения правого популизма. А недостатка в гуру и фюрерах никогда не бывает.

Случившийся в воскресенье разгон сторонников гуру еще более взращивает его популярность. Гуру заявил, что его хотели убить. Спрыгнув в толпу во время разгона, он вызвал тем самым давку на площади, в которой и пострадало около 30 человек. Теперь Свами Рамдев практически в каждой своей речи апеллирует к Ганди. Но, как пишет «Los Angeles Time», он вряд ли заслуживает этого сравнения.  

«Свами Рамдева вряд ли можно сравнивать с Ганди. Его трасты владеют тысячью акров первоклассной земли и приносят 245 миллионов долларов годового дохода, что позволяет ему путешествовать на личном самолете и отдыхать на личном острове у побережья Шотландии».

Говоря словами Майка Науменко, можно и углубляться в себя, но не слишком далеко – потом нужно будет вернуться обратно.

 

Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал