За весной приходит летоЗа весной приходит лето
За весной приходит лето

За весной приходит лето


Ілля Фєдосєєв
Турция вырвалась из того заколдованного круга, в котором до сих пор блуждает большинство арабских стран. Здесь есть люди, желающие школ вместо мечетей, их много, они сила

06.06.2013

События, которые в эти дни происходят в Турции, уже получили своё прочно закрепившееся название – «турецкое лето» (по аналогии с «арабской весной»). На взгляд автора этих строк, это выражение предельно точно отражает суть происходящего.

Вот только понимать его нужно абсолютно буквально. Как лето есть не повторение весны, а её продолжение, следующий за ней сезон – точно так же и турецкие народные выступления не повторяют арабские, а продолжают и развивают их. В сущности, турки начали именно с того места, на котором остановились (уточним – пока что остановились) арабы.

О принципиальном отличии нынешних событий от арабских революций двухлетней давности написано уже немало, но придётся вкратце сказать об этом и здесь. Основная разница состоит в том, что Эрдоган – никакой не Мубарак, не Асад и не Каддафи. Он – Мурси.

В чём суть арабских революций? У власти в стране стоит армия – наиболее передовая и образованная часть общества. Она проводит в жизнь принцип светского государства, так что недовольные властью чаще всего объединяются под исламистскими лозунгами. Правящие страной военные в целом ведут её к прогрессу в буржуазном духе. Но любая диктатура есть диктатура, и уже в силу этого имеет свойство вызывать недовольство – более широкое или менее, это уже другой вопрос. В конце концов, ещё Юлий Цезарь писал: «Вообще все люди от природы стремятся к свободе и ненавидят рабство». Здесь же складывается в чём-то парадоксальная ситуация: сторонники свободы встают под очевидно реакционные зелёные знамёна пророка. Пожалуй, эту ситуацию можно назвать  трагической. Арабы оказались поставлены перед выбором: либо бесконтрольная власть военных, либо шариат. Есть, разумеется, и третья сила – движения левые и либеральные. Но они оказываются в шайтански сложном положении, поскольку противостоят и военной власти, и исламской оппозиции.

С другой стороны, городское население растёт, развивается и становится в обществе серьёзной силой. Его уже не удовлетворяет режим военной полудиктатуры (а зачастую и без «полу»). Сам же этот режим потихоньку загнивает, коррумпируется и катастрофически умножает число своих врагов. Наконец, он так всем надоедает, что против него единым фронтом выступают и исламисты, и пролетарии, и арабские хипстеры – и власть падает.

Это общая канва арабских революций. Но что дальше? Тут предсказать исход не возьмётся никто, поскольку он зависит от множества факторов. Главнейший из них – сочетание сил города (где, в свою очередь, либеральные силы соперничают с более прогрессивными левыми) и патриархальной деревни, опоры политических исламистов (кстати, необязательно радикальных – они могут быть и довольно умерены, но в любом случае остаются силой реакционной). Существеннее всего то, что типичная арабская революция с равной вероятностью может оказаться шагом и вперёд, и назад.

К сегодняшней Турции сказанное никоим образом не относится, поскольку здесь эта стадия уже пройдена. Разве что процесс шёл постепенно: за последнее десятилетие исламисты (умеренные, разумеется) сумели оттеснить в сторону господствовавших со времён Ататюрка военных и наконец-то дорваться до вожделенной власти. И тут эти господа внезапно обнаружили, что они вовсе не так милы народным массам, как думали сами. Достаточно хотя бы вспомнить тот лозунг, который сегодня звучит на улицах турецких городов: «Школы, а не мечети!». Последние события показывают, что в Турции общество созрело уже настолько, что для противостояния пресловутому возрождению духовности ему больше не нужна диктатура армии – как ребёнок, научившийся ходить, более не нуждается в ходунках.

Чем закончится нынешнее «турецкое лето», безусловно, важно – но это всё же второй вопрос. Свою главную задачу оно так или иначе уже выполнило: показало, что Турция вырвалась из того заколдованного круга, в котором до сих пор блуждает большинство арабских стран. Здесь есть люди, желающие школ вместо мечетей, их много, они сила, и действуют намного решительней, чем, например, участники наших белоленточных протестов. Они реальность – а куда можно деться от реальности? Подавить? Но для этого нужна серьёзная сила, что особенно проблематично для власти, которая во внутренней политике не может опираться на армию. Тут выбор идёт уже не между военными и исламистами, а между диктатурой и демократической республикой.

А пример Турции вполне может подействовать и на другие мусульманские страны. Например, в том же Египте подобного рода выступления идут уже давно, хотя и не с такой силой. Но сила – дело наживное.

Тогда за весной и в самом деле придёт лето.

Илья Федосеев

Читайте по теме:

Андрей МанчукПочему Майдан – не Таксим

Турецкая весна?

Андрей Манчук. Эхо «Ники»

Али КадриНеолиберальная пролетаризация в арабском мире

Андрей Манчук, Дмитрий Колесник. Интервью с группой «Bandista»

Мохаммед АйюбТурция рискует увязнуть в войне

Андрей Манчук. «Ближний Восток. Близко ли война?»

Артем КирпиченокРеволюция или наступление реакции?

Андрей Манчук«Хасанкейф. Град обреченный»


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал