Многие товарищи склонны слишком идеализировать такую меру, как национализация, видя в ней экономическую панацею и непосредственный шаг к социализму. По моему же мнению, это не только левацкий загиб – в смысле «левого ребячества», – но и серьёзная политическая и теоретическая ошибка. Особенно сейчас, когда лозунг национализации весьма популярен на Юго-Востоке, и решение этого вопроса может перейти у нас на Донбассе из теоретической в практическую плоскость – к примеру, в случае национализации предприятий кого-то из сбежавших в Киев капиталистов.
Попробую обосновать эту проблему. Кто из нас с вами торгует на международной товарной бирже? Полагаю, никто. Я, ясное дело, тоже там не торгую. А кто из нас разбирается в прямых поставках и прямом сбыте? Я вот не разбираюсь, но всё же имею подозрения, что это дело существенно отличается по отраслям. А может быть, кто-то верит, что национализированная экономика такой страны, как Украина или, тем более, Новороссия, сможет обойтись без привлечения иностранных инвестиций?
Я имел возможность наблюдать, как заключаются подряды, и наблюдал за тем, как организовывались закупки на нескольких предприятиях. Из этих наблюдений я вынес понимание того, что дело это вовсе не простое; многое в этом деле завязано на личных отношениях между хозяевами предприятий и менеджерами, а само дело требует серьёзной организации и привлечения довольно значительного числа занятых им клерков.
А раз так, то у меня есть опасения, что требование немедленной всеобщей национализации даже одной только крупной промышленности – это противоречивый шаг. Что совершение национализации с бухты-барахты влечёт за собой вовсе не стимулирование хозяйства, а экономический крах – как на национализируемых предприятиях, так и во всем государстве, эту национализацию проводящем.
И даже если этот акт происходит не внезапно, он с большой долей вероятности выльется
в национализацию издержек – именно за счет того, что торговые связи,
необходимые для жизнедеятельности промышленности, остаются в руках капиталистов
и топ-менеджеров, лояльность которых скорее будет принадлежать капиталистам, а
не государству.
Кстати сказать, чтение работ Ленина даёт основания считать, что и он читал
немедленную национализацию сомнительной мерой, а стихийно произошедшую в 1918
году всеобщую национализацию на контролируемой большевиками территории –
настоящей экономической катастрофой. Но стихийная национализация в 1918 году
произошла во многом из-за того, что капиталисты и чрезвычайно близкие к ним в
ту эпоху менеджеры (даже менеджеры среднего звена) попросту сбежали из
Советской республики, бросив заводы и фабрики на произвол судьбы и этой самой
Республики.
Конечно, сегодня имущественный и, что немаловажно, культурный разрыв между
менеджерами среднего звена и простыми рабочими не столь катастрофичен, каким он
был сто лет назад – и это может быть неплохим доводом против моих сомнений. Но
нет никаких гарантий того, что привыкшие глазеть на откаты и распилы (да и сами
порой имеющие какие-то копеечные бонусы) менеджеры по снабжению и маркетингу не
превратятся в армию имени Александра Корейко, и не устроят тотальный саботаж
национализации.
Поэтому я предлагаю прекратить без оглядки восторгаться национализаторскими лозунгами. Следует как-то открыто признать, что национализация всего крупного капитала (надеюсь, всем ясно, что мелко-средний капитал национализировать не стоит вообще, а следует задушить его после победы революции конкуренцией) – это не та мера, которую следует проводить в первую очередь, и не та мера, которую стоит требовать от буржуазных правительств.
А что взамен, спросите вы? Взамен я предлагаю такие меры:
– Отмена коммерческой тайны, – то есть, полное открытие всей бухгалтерии и информации о собственности, как перед государством, так и перед коллективами и общественностью;
– Реорганизация налоговой службы таким образом, чтобы там заправляли аудиторы, а не силовики-вымогатели с дурацким планом поборов;
– Реорганизация всего стандарта бухгалтерского учёта, чтобы государственный аудит ключевых для государства предприятий проводился в режиме реального времени;
– Принудительная монополизация (путём слияния) под государственным контролем ключевых предприятий;
– Постепенное внедрение государственного плана производства и постепенное же
внедрение монополии внешней торговли.
А как же обобществление производства, спросите вы? По моему мнению, оно
произойдёт путём постепенного размытия приватных долей в уставных фондах
государственными инвестициями.
Немедленной же национализации должны подлежать только те отрасли, которые направлены на внутренний рынок, и имеют непосредственное отношение к жизни граждан – такие, как крупные торговые сети, производство медикаментов, хлебокомбинаты, а также компании-паразиты, вроде Лемтранса. Словом, национализация крупного капитала на мой взгляд должна быть не тотальной, а производится выборочно. При этом, само собой, не стоит бояться и таких мероприятий, как сдача общественной (государственной или муниципальной) собственности в аренду или концессию.
Разумеется, эти мои сомнения могут стать несостоятельными, если украинская или новороссийская экономика вдруг окончательно развалятся. Но даже и в этом случае не стоит бояться открыто говорить о концессиях и сдаче капиталистам в аренду национализированной собственности.
Иван Зеленский
Читайте по теме:
Андрей Манчук. Царь и порох
Крис Гилберт. Война за холодильники
Александр Конопляников: Крах европейской интеграции и кризис евро
Сергей Киричук. Мировой кризис и украинский периферийный капитализм
Александр Конопляников. Возвращение блудного сына
Егор Воронов. Донбасский выбор
Джули Хайланд. Что готовит рабочим украинский режим?
Марк Вайсброт. С такими друзьями, как МВФ, враги не нужны
Флорин Поенару. Классовая перспектива в Украине
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>