«Бэтмен Аполло»: другой Пелевин«Бэтмен Аполло»: другой Пелевин«Бэтмен Аполло»: другой Пелевин
Культура

«Бэтмен Аполло»: другой Пелевин

Артем Кирпиченок
«Бэтмен Аполло»: другой Пелевин
Эта книга учит тому, что в самой черной реальности всегда есть место сопротивлению

Теги матеріалу: кирпиченок, книги, пам`ять, проза, рецензія, срср-ex
11.04.2013

«Любая гламурная революция безопасна, потому что кончается естественным образом – как только протест выходит из моды».

Виктор Пелевин. «Бэтмен Аполло»

Когда-то в России жило беспечальное юное поколение, которое выбрало «Пепси», капитализм и Пелевина. Живя в крупных городах, оно в отличие от миллионов своих сограждан, довольно успешно вписалась в рынок, прилежно обслуживая бывших партийных бонз, бандитов и «красных директоров» – которые превратились в бизнесменов и демократических политиков.

Данная сфера деятельности требовала гибкости, творческого начала и безграничного цинизма. Без этих замечательных качеств было бы трудно каждый день объяснять своим согражданам, почему ими должны править жулики и воры, которые накопив капитал, приведут страну к процветанию – рассказывая нам о мудрости президента Бориса Ельцина, об искренности и честности прессы Березовского-Гусинского и т.д.

Зеркалом этого молодого и незнакомого племени стал Виктор Пелевин. Именно он создал образ российского Октава Паранго – Вавилена Татарского, талантливого пиарщика, карьериста, циника и негодяя, достигшего успеха в России девяностых и двухтысячных годов. Правда, если для европейцев Октав был карикатурой, то молодые «креативные» россияне увидели в Татарском образец для подражания. Кроме того, идеи Пелевина хорошо сочитались с тогдашней пропагандой власти – «думай только о себе, весь мир иллюзия, и лишь бабло побеждает зло». Неважно, что миллионы людей влачат жалкое существование, а на экране кривляются ельцинские и путинские чиновники. Все это тлен и секундная вспышка разума комара, укусившего за нос бога Вишну.

«Продвинутый» российский читатель полюбил смотреться в пелевинское зеркало. Повести и рассказы писателя стали бестселлерами, а меткие пелевинские афоризмы стали периодически появляться на страничках интернет-девочек, желающих показать, что они читают не только Пауло Коэльо и Ричарда Баха. «Свет мой зеркальце скажи…» И вот, в последний раз это зеркало показало что-то малоприятное для многих поклонников пелевинского таланта. Доказательством этому является запредельное количество негативных рецензий на последний роман Пелевина «Бэтмен Аполло», которые буквально захлестнули российскую прессу.

«Виктор Пелевин только что выпустил самый неудачный на нашей памяти роман…», – сурово заявил известный литературный критик Антон Носик. «Пелевин устарел, Пелевин повторяется, Пелевин промахнулся — никогда еще реакция на новую книгу «давно полюбившегося автора» не была настолько единодушной», – вторит ему автор Ленты ру. Юрий Сапрыкин. «Виктор Пелевин каждой новой книгой все отчетливей демонстрирует: никаких перемен. Так же буду сидеть в позе Будды, плеваться, сквернословить и презирать», – с горечью пишет Майя Кучерская в «Ведомостях». «С точки зрения стиля «Бэтман Аполло» далек не только от самых литературных ранних произведений автора, например «Generation P» или «Чапаева и пустоты», но даже от «Empire V», – пеняет бывшему кумиру Газета ру. «…Своей задачи – раздразнить и раздразнить по-настоящему таких, как я, новый пелевинский роман не выполняет», – пишет Анна Наринская из «КоммерсантЪа».

Ну тут уж помилуйте! С последним тезисом я должен не согласиться. Судя по этому перечиню «восторженных» рецензий, Пелевину как раз таки удалось отдавить читателям несколько болезненных мозолей.

Конечно, все прежде всего обратили внимание на вполне правдоподобную, а следовательно очень обидную характеристику российской оппозиции, которую можно встретить у Пелевина во многих эпизодах «Бэтмена Аполло»:

«Ты вдохнул воздух свободы! Ты заявляешь – я не буду сосать грязный уд туземных чекистских царьков! Я стану феллировать только сертифицированным международным корпорациям на глобальном уровне! Потому что этого требует мое достоинство! Улулу! Ты еще не понял, бедняга, что ближайший к тебе чекистский царек и есть наведенный на тебя сертифицированный уд международных корпораций, потому что силы добра всегда найдут между собой общий язык, а кроме них в мире уже давно ничего нет! Улулу!»

Или еще:

«Главная задача российского либерального истеблишмента… не допустить, чтобы власть ушла от крышующей его чекистской хунты. Именно поэтому все телевизионно транслируемые столпы либеральной мысли вызывают у зрителей такое отвращение, страх и неполиткорректные чувства, в которых редкий интеллигентный человек сумеет признаться даже себе самому. Это и есть их основная функция…»

Вместе с тем, Пелевин не испытывает пиетета и к консервативной правящей группировке. На протяжении всей книги он издевается над российскими «суверенными» вампирами, ездящими с данью к американскому императору Бэтмену. Взамен туземные кровососы получают от него сомнительные «пророчества» о будущем, на основе которых они строят внутреннюю политику России. Еще более резкую и язвительную критику путинской команды можно услышать из уст персонажа книги, который очень напоминает Эдуарда Лимонова:

«Не стоит талдычить из телевизора о нравственности, пока последнего коха не удавят кишкой последнего Чубайса, пока продолжает существовать так называемая «элита» – то есть, организованная группа лиц, которая по предварительному сговору просрала одну шестую часть суши, выписала себе за это астрономический бонус и уехала в Лондон, оставив здесь смотрящих с мигалками и телевышками».

Понятно, что после таких пассажей у читателей исчезает всякое желание идти как на Болотную площадь так и на Поклонную гору, – что огорчает не только импульсивных либеральных критиков, но и «серьезных государственных людей». Ведь времена, когда идеальным подданным считался пассивный циник, оставивший вопросы государственного управления мудрым «молодым реформаторам», прошли. И теперь консервативному и либеральному крылу буржуазии требуется «активные граждане» бодро ставящие «лайки» в интернете и бегающие на митинги «в защиту детей» – от России или от США. Совсем как в Америке, где молодые и динамичные ребята дружно машут флажками на съездах Республиканской и Демократической партий. Пелевин, который утверждает, что все это делается ради «баблоса», становится неуместен в современном политическом дискурсе.

Впрочем, достоинства «Бэтмен Аполло» не исчерпываются ехидными зарисовками «Оранжевой революции» 2012 года. Похоже, что в последние годы Пелевин не терял времени даром, и помимо Абхидхармакошмы ознакомился с трудами Ги Дебора, Негри, Прудона – а, может быть, и кого-нибудь из классиков марксизма (Славой Жижек был упомянут в его предыдущей, и во многом близкой по духу книге «S.N.U.F.F.» – прим. ред). Придуманная им вампирская «Empire V» во всем напоминает современный капитализм. Систему, в которой «деньги – это алхимизированное человеческое страдание», а задачи философии сводятся к «апологии применения боевой беспилотной авиации». Систему, где методы эксплуатации отличаются от страны к стране, от «гуманного» западного варианта (где из людей 24 часа в сутки выжимается «баблос»), до «варварского» российского, (где страдания доводятся до такого уровня, что их отзвук должен долетать от Владивостока до Москвы). Систему, где вампиры, которые считают себя «хозяева жизни», лишь обслуживают малопонятные им процессы.

Любопытно, что основная тема «Бэтмен Аполло» – это как раз способы противостояния империи эксплуатации. Некоторые, подобно Дракуле или Озирису, предпочитают идти путем эскапизма или индивидуальных добрых дел – так называемого «позитивного вампиризма». А один из центральных персонажей книги, американка Софи, ищет пути, чтобы разрушит империю «баблоса». Правда, циничные, алчные и завистливые русские вампиры утверждают, что Софи – это всего лишь часть подсознания императора Бэтмена. Но заслуживают ли их слова веры? Ведь на протяжении всей книги эта вампирская «элита» только и делает, что водит за нос простоватого главного героя Раму, от лица которого ведется повествование.

Итак, от «Бэтмена Аполло» не остается чувства тоскливой безысходности, как от большинства прочих пелевинских книг. Она учит тому, что надо видеть суть вещей, отличать истинные задачи от ложных целей и понимать, что в самой черной реальности всегда есть место сопротивлению.

Артем Кирпиченок

Читайте по теме:

Славой Жижек. Политика Бэтмена

Ольга Смирнова. За что я вас ненавижу

Андре Влчек. Прощай, посредственность

Андрей Недзельницкий. «Бэтмен». Дополняя Жижека


2011-2017 © - ЛІВА інтернет-журнал