Если все они уйдутЕсли все они уйдутЕсли все они уйдут
Дискусія

Если все они уйдут

Роман Подолян
Если все они уйдут
Североафриканские процессы вполне предсказуемо перекидываются на Европу, чем еще зимой были встревожены европейские главы держав вроде Кэмерона или Саркози. Массовые выступления молодых, безработных и неустроенных, и словом и делом указывающие на неблагополучность «инвесторской» системы управления ...

30.05.2011

Главными новостными трендами последнего времени я считают две:

Первое – капиталистическая система несостоятельна

Второе – действенной и эффективной альтернативы ей пока нет.

Несостоятельна – потому что выход из глобального экономического кризиса, «Великой рецессии» так и не наступил и не просматривается. Потому что выхода из спровоцированного «рекапитализацией банков» и «интересами инвесторов» кризиса государственных долгов тоже не видно, и ситуация все больше стремится к «верхи не могут, низы не хотят». Верхи не могут признать, что их политика угодничества капиталистам-инвесторам обанкротилась, и не отвечает интересам масс – а низы не хотят молча скатываться на самое дно, не подающую голоса протеста, не требующую ничего экономическую периферию, мыслимую капиталистами как единственное должное место для тех, кто не может достаточно мощно генерировать прибыль инвесторам. В сообщениях из разных источников часто признается, что одна из самых важных причин протестов, причем одна и та же, по всему миру, – это знакомая нам массовая безработица, особенно болезненная для молодежи.

Однако, эта система безальтернативна — потому что под действенной и эффективной альтернативой я понимаю реальное и устойчивое решение, обеспечивающее хотя бы поддержание, а еще лучше — развитие экономических процессов, производства, распределения, обмена и потребления.

Североафриканские процессы вполне предсказуемо перекидываются на Европу, чем еще зимой были встревожены европейские главы держав вроде Кэмерона или Саркози. Массовые выступления молодых, безработных и неустроенных, и словом и делом указывающие на неблагополучность «инвесторской» системы управления, — для них довольно таки знаковы. Ведь сколько их было в истории Европы, в том числе в самой новейшей. Далеко не последнюю роль и во французских и в греческих бунтах сыграло отсутствие перспектив молодежи, плюс применение кнута полицейского государства без какого-либо социального «пряника». Никакого решения для масс предложено не было — только дальнейшее финансирование долгов банков за счет бюджетов и прочее угодничество инвесторам, «меры экономии» — ведущие к еще большему росту долгов, падению уровня жизни, безработице и неустроенности.

Однако, столь же предсказуемо, подобно тому как североафриканские протесты не стали действенной альтернативой, не выдвигается ее и в протестах европейских. Не выдвигает альтернативы и новое европейское движение «реальной демократии». Требования — есть, но даже реально осуществимые требования нуждаются в механизма осуществления, воле и работе по их воплощению в жизнь. А с этим все очень непросто. В мире, где все инструменты — средства производства, капиталы, всевозможная собственность и оружие, — принадлежат прямо или опосредованно капиталистам либо государствам, решения должны включать не просто требования, и не просто концепции, и не просто догматы — а реального изменения хода экономических процессов. Если вы ничего не меняете в отношениях собственности, производства, распределения, обмена и потребления — вы ничего не измените. А если не государство и не собственники — то кто и как?

Корни идеализации автономизма понятны — действительно, современное государство и политическая система несправедливы, не связываются многими со своими интересами, как и заправляющие ими инвесторы. Но трудящийся, как правило, не думает, что если завтра «работу взять и отменить», то сразу станет хорошо и прекрасно. Оставшись без работы, он не радуется, а начинает искать новую работу или приработок, потому что его волнуют вопросы вроде «что я буду есть», «во что я буду одеваться», «где я буду жить», «как я буду добывать нужные мне товары». А ответы на эти вопросы пока готовы предложить только существующие или существовавшие системы, «автономизм» реалистичных ответов не дает. В обществе глобальных производственных, обменных, распределительных и информационных цепочек беспартийный-безгосударственный автономизм является утопией.

Что будет завтра в магазинах? Где, кем и на каких условиях оно будет сделано? Какие будут рабочие места и условия труда? Требовать легко, а осуществить — гораздо сложнее. Вспоминаются протесты недавнего времени «цветных революций», — они тоже вывели многих на площади, повалили некоторые режимы, но не решили социально-экономических проблем, перейдя либо к грузинскому неолиберализму (который может не выстоять в долговременной перспективе), либо практически сохранили старые порядки, и уж точно не «изменили систему».

Чтобы выстроить устойчивое новое общество, нужно выстроить устойчивую новую экономику, в которой вопросы собственности, производства, распределения, обмена и потребления будут решены не просто «лишь бы не так, как раньше», а давать ощутимый положительный результат в области производства и потребления, занятости и социального обеспечения, и многих других таких банальных но таких насущных вопросах. Иначе люди, не видя положительного выхода, либо вообще не примкнут к протестам, либо по совершенно материалистическим причинам придут к восстановлению в том или ином виде старой системы.


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq
2011-2018 © - ЛІВА інтернет-журнал