Лично о ЧеЛично о ЧеЛично о Че
Історія

Лично о Че

Андрій Манчук
Лично о Че
И тогда нам открывается другой Че – не поп-идол, а провинциальный медик, слабый здоровьем, но сильный своей тягой к преобразованию мира

14.06.2011

Я познакомился с Эрнесто Геварой в начале девяностых, когда идеи его убийц торжествовали в нашей стране и во всем мире. Больше того – это даже косвенно поспособствовало нашей встрече. Родители моего друга выкинули за дверь кучу старорежимной литературы, среди которой оказалась потрепанная книжка из серии «ЖЗЛ». Я взял ее, больше из интереса к заморскому острову Куба, о котором рассказывали нам передача «Вокруг света» и книги Хемингуэя. Но, читая о жизни Че, по-новому посмотрел через эту призму на реальность нашей постсоветской эпохи.

На улицах кричали проклятия коммунизму и навсегда хоронили левую идею. А я, знавший социализм по его предсмертной перестроечной гримасе, впервые подумал о том, что он может и должен иметь совсем другое лицо, мыслить другой логикой, вдохновляться другими чувствами. Это смутное понимание должно было перетереться на жерновах личного опыта и обрести прочную идейную основу. Однако толчком к этому, пожалуй, стала именно биография Эрнесто Гевары. 

Тогда я не подозревал, что спустя годы мы побываем в гаванском доме семьи Гевара, познакомимся там с его вдовой Алейдой и увидим старенький «Чевроле» цвета хаки, на котом ездил когда-то Эрнесто. А его сын Камило будет расспрашивать нас об Украине, смеясь во все горло и вставляя в речь крепкие русские слова. И покажет нам расположенный рядом «Учебный центр Че Гевары» – нечто среднее между музеем, школой, шахматным клубом и дворцом пионеров.

Я не знал, что Тони - сын киевского студента и кубинского революционера Антонио Герреро, заключенного в тюрьмы США - повезет нас в город Санта-Клара, в самый центр острова, где сходятся все дороги. И мы посмотрим на старый батистовский «тренблиндадо», стальное чудище, которое затравили здесь партизаны - вспоминая знаменитое фото, где раненный Че стоит с юной Алейдой во время этого, решающего для войны боя. И спустимся в темную комнату, где всегда горит неяркий огонь костра. А на стене выбита слегка выщербленная звезда, за которой покоится прах Гевары. 

Между этими временами лежал путь, который привел нас от Че к Марксу.

Конечно, новые поколения знают о Че только по книге Пелевина и штампованному рисунку на тинейджерских майках. Капитализм давно научился делать прибыль на памяти своего смертельного врага. Но, как заметил нам в разговоре Камило Гевара, негативный эффект от коммерциализации образа его отца имеет и свою обратную сторону. Ирония, с которой они продают нам бренд Че, влечет за собой ответную усмешку истории. Не все молодые люди отбрасывают прочь Че, выкидывая на мусорник линялую, ставшую маловатой футболку с его рисунком. Этот эстетический образ подталкивает к политическому опыту, рождая интерес к личности Эрнесто Гевары, желание узнать об идеях, которые вдохновляли собой его жизнь и борьбу. 

Случается, что на смену майкам приходят книги. И тогда людям нашего времени открывается другой Че – не поп-идол, не гламурный герой-сверхчеловек, а провинциальный аргентинский медик, слабый здоровьем, но сильный своей тягой к познанию этого мира и желанием его изменить. Самый обычный человек, знавший и поражения и победы, который шел к поставленной для себя цели создания «нового человека» – часто вслепую, обучаясь всему на ходу, через рутинную и совсем не романтическую работу, через страдания и страх, вникая в тысячи организационных и бытовых мелочей, разочаровываясь, ошибаясь, падая и вставая.

Это новое понимание образа Че способно привести от тинейджерских маек, значков и песен о «героическом команданте» к страницам «Экономических воззрений», к тексту «Партизанской войны». И дальше – к политической борьбе за права бедных и угнетенных, за интерес наемных рабочих, за бесплатное здравоохранение и учебу. За все то, что в итоге формирует предпосылки к созданию принципиально нового общества «новых людей», о которых говорил Че. Или просто дает человечеству шанс уцелеть среди глобальных войн и социальных катаклизмов эпохи империализма.

В самый разгар событий 2004-го года винницкий студент Андрей Юкиш рисовал на улицах потреты Че, под слоганом – «Настоящая революция впереди». И политтехнологическая организация «Пора», которая пыталась эксплуатировать облик Гевары, с испугом открещивалалась от этих революционных граффити.

Другой наш товарищ, тяжело больная Светлана Диденко, до конца своей жизни мужественно отстаивала его идеи в дискуссиях с оппонентами – и, провожая ее в последний путь, друзья накрыли гроб девушки флагом с изображением Че Гевары.

Множество молодых людей в разных уголках мира восприняли у Че желание изменить этот мир, вместе с практическими навыками, необходимыми для этих преобразований. Спустя десятилетия их отнюдь не становится меньше. И, возможно, в этот момент, какой-то подросток берет в руки книгу, открывая для себя жизнь этого человека – тем самым, определяя свою собственную судьбу. Или даже судьбы многих других людей.


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал