Было ли крещение?Было ли крещение?Было ли крещение?
Історія

Было ли крещение?

Віктор Шапінов
Было ли крещение?
«Принятие христианства» было насильственной акцией государства, направленной против части (если не большинства) населения.

26.07.2013

«Принесённое к нам из Византии православие сломило и загубило буйный языческий дух дикого свободолюбивого росса, целые века держало народ в невежестве, было гасителем в русской общественной жизни истинного просвещения, убивало поэтическое творчество народа, глушило в нём звуки живой песни, вольнолюбивые порывы к классовому освобождению. Само пьянствуя и подхалимствуя, древне-русское духовенство приучило к пьянству и подхалимству перед господствующими классами и народ, а своей духовной сивухой — проповедями и обильной церковно-книжной литературой окончательно создало почву для полного закабаления трудящихся во власти князя, боярина и жестокого чиновника княжеского — тиуна, творившего суд и расправу над угнетенными массами»

А. Дмитрёв. Церковь и идея самодержавия в России. 1930 г.

Что же мы празднуем? Согласно официальной версии, в 988 году князь Киевской Руси Владимир крестил языческое население своей столицы и крестился сам, с этого момента Русь стала православной. Но было ли крещение на самом деле?

Сам факт «Владимирова крещения» сомнителен. Дело в том, что никаких исторических источников, которые подтверждали бы это событие, не существует. Единственным произведением, по которому воспроизводится легенда о крещении Киева, является «Повесть временных лет» в редакции 1118 года. Однако, у историков и у нас с вами есть все основания не доверять этому источнику.

Серьезные сомнения в достоверности «Владимирова крещения» возникли уже в ХIХ столетии. В 1888 году, в связи с 900-летием «принятия православия», Ф. Фортинский провел исследование, разыскивая хотя бы малейшие следы и намеки на это событие в европейских хрониках и документах. И не нашел ничего.

Напротив, греческие источники – в частности, важная в этом отношении энциклика патриарха Фотия, – свидетельствуют о христианизации Руси уже в 60-х годах IХ века. Фотий писал: «Не только болгары обратились к христианству, но и тот народ, … который превосходит других грубостью и зверством, то есть так называемые русы. …теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде содержались, на чистое христианское учение, вошедши в число преданных нам и друзей, хотя незадолго до этого грабили нас и обнаруживали необузданную дерзость. И в них возгорелась такая жадность веры и ревность, что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Слова о перемене веры явно свидетельствуют о признании христианства государственной религией в Киеве, а выражение «приняли пастыря» означает, что Русь была официально включена в реестр христианских земель и получила своего епископа или митрополита.

Историки ХХ века сходились во мнении о том, что христианство стало официальной религией Киевской Руси еще в дорюриковский период. Известный историк Б. А. Рыбаков уверенно говорит о существовании Русской митрополии, созданной во времена Аскольда.

Борьба христианской и языческой партий

Однако процесс адаптации новой веры был противоречивым, и времена господства христианства сменялись языческой реакцией. Так, завоевание Киева Олегом, видимо, произошло при содействии «языческой партии» города и было вызвано попытками навязать христианство взамен старых богов. «Убивство Аскольдово, – писал еще в ХVIII столетии историк В.Н.Татищев, - довольно вероятно, что крещение тому причиною было; может киевляне, не хотя крещения принять, Олега призвали».

Борьба языческой и христианской партий продолжалась долгое время и привела к чередованию языческих и христианских князей на киевском престоле. За язычником Олегом следует «религиозно терпимый» Игорь, а за ним – христианка Ольга. Ольга не только вводит более передовую систему государственного управления и налогообложения («уроки и погосты»), но и разрушает языческие капища и строит церкви. Сын Ольги – Святослав – отличился не только военными походами, но и антихристианским террором. Как твердый сторонник «языческой партии», он «повеле храмы христиан разорити и сожесчи… хотя вся Христианы изгубити». Внук Ольги Ярополк был христианином, однако, был свергнут последним киевским князем-язычником – Владимиром.

Перед своим крещением Владимир успел провести последнюю государственную кампанию антихристианского террора – причем, не только в Киеве, но и в Новгороде, куда с карательной экспедицией против христиан был послан близкий сторонник Владимира – Добрыня («И пришедь Добрыня Новугороду, постави Перуна кумир над рекою Волховомъ, и жряхуть ему людье Новгородьстии акы богу»). При «святом» Владимире в Киеве практиковались человеческие жертвоприношения, а также было установлено новое капище, взамен разрушенного Ольгой.

Задача, которую ставил себе Владимир – завершение реформ Ольги, ликвидация племенных княжений, «выстраивание вертикали власти», выражаясь современным политическим языком. Однако напряженные отношения с Византией привели к тому, что Владимир опасался использовать христианство в качестве идейной базы укрепления собственной власти. Поэтому первой попыткой создания государственной идеологии Владимиром была реформа язычества – он собрал племенных богов в единый пантеон и поставил над ними верховным божеством Перуна – бога феодальной дружины.

Подобные попытки назначить в числе языческих богов «главного» – Зевса у греков, Юпитера у римлян, Вотана у германцев, Одина у скандинавов, Перуна у славян – всегда предшествуют в истории переходу к монотеизму. Поворотным пунктом, который переменил отношение Владимира к христианству, было не внезапное божественное озарение, а перемена в отношениях с византийским императором. В 988 году император Василий II обратился к Владимиру за помощью в ликвидации мятежа военачальника Варды Фоки. Шеститысячное войско русов приняло участие в подавление мятежа, в благодарность Владимир стал союзником и получил в жены сестру императора Анну.

Опираясь на греческий церковно-идеологический аппарат, Владимир уничтожает остатки языческой партии Киева поголовным обязательным крещением всех жителей города. Христианские авторы благоразумно не сообщают об антиязыческом терроре, сопровождавшем это событие, однако указание на то, что во время уничтожения статуи Перуна «плакахуся его невернии людье ещо бо не бяху прияли крещення» свидетельствует о том, что изрядная часть населения Киева еще придерживалась старых верований. Во всяком случае, «принятие христианства» было насильственной акцией государства, направленной против части (если не большинства) населения.

Став государственной религией, христианство далеко не скоро стало «народной» верой. Средневековое христианство Руси – это еще скорее перелицованное язычество, где языческий праздник Купала превратился в праздник Иоанна Крестителя, праздник Ярила – в праздник Троицы, бог-громовержец Перун – в Илью Пророка и т. д. Вслед за официальной христианизацией последовало несколько «восстаний волхвов» – социальных движений угнетенных под знаменем «старых богов». Да и для верхушки общества «принятие христианства» было скорее заменой обрядов – жития монахов Киево-Печерского монастыря рассказывают об их борьбе против «злых» духов, что было на Руси традиционным занятием волхвов.

Итак, годовщина «крещения Руси» Владимиром может считаться в лучшем случае годовщиной уничтожения «языческой партии» в Киеве. Христианство, в том числе в качестве официальной религии, существовало на Руси и до 988 года, а остатки языческих культов у восточных славян существовали гораздо позднее. Так что праздновать-то, собственно говоря, и нечего. Кроме пиара Кирилла, Януковича и иже с ними.

Виктор Шапинов

Читайте по теме:

Андрей Манчук. Триста лет мифологии

Артем Кирпиченок«Красные попы». Утраченный шанс РПЦ

Володимир Чемерис. Чемериські війни

Андрей МанчукСтамбул. Эхо «Ники»


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq
2011-2018 © - ЛІВА інтернет-журнал