Сердце Европы бьется в Греции (+видео)Сердце Европы бьется в Греции (+видео)Сердце Европы бьется в Греции (+видео)
Політика

Сердце Европы бьется в Греции (+видео)

Славой Жижек
Сердце Европы бьется в Греции (+видео)
Мне бы хотелось видеть, как хор в «Антигоне» берет власть в свои руки, создает общественный комитет народной власти, арестовывает Креонта и Антигону, а затем учреждает власть народа

14.06.2012

Для меня большая честь присутствовать здесь – хотя я, к своему стыду, и не знаю греческого. Итак, позвольте мне начать. На закате своей жизни Зигмунд Фрейд, отец психоанализа, озадаченный загадочностью феномена женской сексуальности, задал такой вопрос: «Чего же хочет женщина»? В наши же дни перед нами стоит не менее загадочный вопрос: «А чего же хочет Европа»?

Именно этот вопрос, вы, народ Греции, адресуете сейчас Европе. Ведь вы-то сами знаете, чего вы хотите – вы хотите, чтобы вот этот парень (указывает на сидящего рядом Алексиса Ципраса) стал премьер-министром.

А Европа сама не знает, чего она хочет. Думаю, то, как европейские государства и медиа говорят о происходящем сейчас в Греции, лучше всего показывает, какую именно Европу они хотят. Хотят они неолиберальную Европу? Или же Европу изоляционистских государств? Или чего-то еще?

Критики обвиняют СИРИЗА в том, что она представляет угрозу для евро – но ведь СИРИЗА, наоборот, является единственным шансом для Европы – но отнюдь не угрозой. Вы предоставляете Европе шанс сойти с пути, по которому она движется сейчас лишь по инерции, и найти новый путь.

В «Примечаниях к определению культуры» великий поэт-консерватор Томас Стернз Элиот отмечал, что существуют определенные моменты, когда выбор есть лишь между ересью и неверием – то есть, когда единственной возможностью сохранить веру, сохранить религию живой - является сектантский раскол – отход от основного курса. Таково и нынешнее положение Европы. Лишь новая «ересь», представленная на данный момент коалицией СИРИЗА, может спасти то, что стоит спасать из европейского наследия: демократию, веру в людей, эгалитарную солидарность. Европа, которая ждет нас в случае, если коалицию СИРИЗА смогут обойти, будет «Европой с азиатскими ценностями» – которые, конечно, не имеют отношения к Азии, а являются общей тенденцией современного капитализма, стремящегося избавиться от демократии.

Говорят, что у СИРИЗА нет необходимого опыта управления страной. Да, согласен – у нее нет опыта доведения страны до банкротства с помощью воровства и обмана. Ну, нет у вас такого опыта. В подобных обвинениях видна вся абсурдность политики европейского истеблишмента. С одной стороны, они, как молитву твердят о необходимости платить налоги, что противоречит греческому клиентелизму. С другой стороны, они возлагают надежды на коалицию двух основных партий, которая и поставила Грецию в положение клиентелы.

Кристин Лагард недавно сказала, что она сочувствует скорее беднякам Нигера, а не грекам – и посоветовала грекам помочь себе самостоятельно, уплачивая налоги – причем такие, какие, как я недавно узнал, ей самой-то платить не приходится. Как и все либеральные гуманисты, она предпочитает слабых и бессильных бедняков, которые ведут себя, как жертвы, пробуждая в нас сочувствие и поощряя благотворительность.

Что же касается вас, греков, проблема заключается для них в том, что вы хоть и страдаете, но вы – не пассивные жертвы. Вы сопротивляетесь. Вы боретесь. Вам нужны не сочувствие и благотворительность, а активные проявления солидарности. Вы хотите, вы требуете мобилизации и поддержки своей борьбы.

Коалицию СИРИЗА обвиняют в том, что она продвигает некую левую фикцию, но таковой является как раз навязанный Брюсселем план по введению мер экономии. Каждый знает, что этот план – фикция, что греческое государство никогда не сможет выплатить с его помощью долги. Словно бы некая коллективная фантазия овладела всеми, кто сейчас игнорирует очевидную абсурдность финансового проекта, на котором базируются планы Евросоюза.

Итак, почему же Брюссель навязывает вам меры экономии? Подлинная цель этих мер – не желание спасти Грецию, а желание спасти европейские банки. Меры экономии подаются не в качестве решений, основанных на политическом выборе, а в качестве некой необходимости, налагаемой нейтральной экономической логикой. Словно бы для того, чтобы стабилизировать экономику, нам нужно лишь проглотить горькую пилюлю. Или, как говорится: нельзя тратить больше, чем производишь. Но ведь американские банки, да и сами США, являются живым доказательством того, как на протяжении десятилетий можно тратить больше, чем производишь.

Чтобы проиллюстрировать ошибочность политики мер экономии, Пол Кругман часто сравнивает их со средневековой практикой кровопускания. Хорошая метафора – но, думаю, ее стоит развить дальше. Ведь европейские финансовые доктора и сами не знают, какое воздействие оказывают их методы лечения. Они используют вас в качестве подопытных кроликов, они пускают кровь вам – а не своим странам. Никто почему-то не пускает кровь немецким и французским банкам. Наоборот, они получают огромные финансовые вливания.

Итак, является ли СИРИЗА действительно группой опасных экстремистов? Нет, СИРИЗА здесь для того, чтобы привнести прагматичность и здравый смысл; чтобы разгрести бардак, устроенный другими. Как раз те, кто навязывает меры экономии, и являются опасными мечтателями – ведь подлинные мечтатели это те, кто полагает, что существующее положение может длиться бесконечно, и нужно провести лишь косметические изменения. А вы – не мечтатели. Вы пробуждаетесь от сна, ставшего кошмаром. И вы ничего не разрушаете – вы лишь реагируете на то, как система постепенно разрушает сама себя.

Думаю, нам всем знакома классическая сценка из мультфильма «Том и Джерри»: кот добегает до пропасти и продолжает дальше бежать по воздуху, игнорируя тот факт, что под ногами у него нет почвы. И падает он только, когда смотрит вниз и замечает это. Вот вы и говорите тем, кто у власти: «эй, посмотри вниз» – и они падают.

Политическая карта Греции вполне ясна: в центре (думаю, вы это заметили) находится одна большая партия. Это одна партия, но с двумя флангами – левым и правым – ПАСОК и Новая Демократия. Это как Кока и Пепси – никакой разницы нет. И подлинным названием этой партии, объединяющей ПАСОК и Новую Демократию, должна быть аббревиатура НГДПД – «Новое Греческое Движение Против Демократии».

Естественно, эта одна большая партия говорит, что она, якобы, выступает за демократию. Я же говорю, что все они за демократию без кофеина. (Ну, вы знаете: кофе без кофеина, безалкогольное пиво, мороженое без сахара и тому подобное). Они хотят демократии, но такой демократии, в которой люди не делают свой выбор, а лишь поддакивают и делают всё, что им говорят эксперты. Хотят ли они демократического диалога? Да – но такого, как в диалогах позднего Платона, где один все время что-то говорит, а другой лишь время от времени соглашается: «Зевсом клянусь, всё так и есть»!

И тут вдруг появляется одно исключение из правил. Вы, СИРИЗА, – это настоящее чудо. Радикальное левое движение, которое отошло от весьма удобной позиции маргинального сопротивления и смело заявило о своей готовности взять власть. Вот за это вас и надо, по их мнению, наказать. Поэтому и Билл Фрейджа недавно написал в журнал «Форбс» статью под названием «Дайте Греции то, чего она заслуживает – коммунизм». Вот цитата оттуда:

«Не будем забывать, что миру нужен современный пример коммунизма в действии. Разве Греция в данном случае не лучший кандидат? Просто вышвырните их из Евросоюза, перекройте поток евровалюты и верните им их старую драхму. Затем отойдите в сторонку и понаблюдайте в течение жизни одного поколения».

Иными словами, Грецию нужно показательно наказать, чтобы другим не повадно было, чтобы люди раз и навсегда избавились от соблазна выходить из кризисов с помощью радикально левых решений.

Я знаю, что перед коалицией СИРИЗА стоит практически неразрешимая задача. Ведь ее голос – это отнюдь не голос левацкого «безумия». Наоборот, это голос разума, звучащий наперекор безумию рыночной идеологии. Ей предстоит нелегкая задача – совмещать прагматизм и принципы, приверженность демократии с готовностью действовать при необходимости быстро и решительно. И если вам, коалиции СИРИЗА, дадут хоть минимальный шанс на успех, то вам потребуется общеевропейская солидарность.

Поэтому вам в Греции необходимо избегать дешевого национализма – всех этих разговоров о том, что Германия, якобы, хочет вас вновь оккупировать, уничтожить Грецию и тому подобного. И вашей первой задачей будет изменение положения здесь, в Греции. СИРИЗА должна будет заняться работой, которую должны были бы сделать другие. Он должна будет построить лучшее, более современное и эффективное государство. Ей придется очистить государственный аппарат от клиентелизма, а это трудная задача – она решается не с помощью энтузиазма, а в ходе длительной, тяжелой и нудной работы.

Ваши псевдорадикальные критики говорят, что ситуация еще не созрела для подлинных социальных перемен; они говорят, что, если вы возьмете власть сейчас, то вы лишь поможете этой системе, сделав ее более эффективной. Так говорит, насколько я понимаю, ККЕ, которая в основном является партией тех, кто все еще жив лишь потому, что забыл умереть.

Да, ваша политическая элита продемонстрировала свою неспособность управлять – но ведь такой момент, когда ситуация полностью созреет для перемен, никогда так и не наступит. Если вы ждете нужного момента, то он никогда не наступает. Когда вы вмешиваетесь в ситуацию - она всегда еще не созрела. Поэтому у вас есть выбор: либо спокойно ждать и наблюдать, как ваше общество разваливается на глазах (что, собственно, и предлагают некоторые левые), либо героически вмешиваться в ход событий, прекрасно при этом сознавая всю сложность ситуации. И СИРИЗА сделала правильный выбор.

Критики ненавидят вас, потому что, полагаю, втайне они сознают, что вы осмелились освободиться сами и действовать, как свободные люди. Когда на вас смотрят, то, хотя бы на мгновение, понимают, что вы предлагаете людям свободу. Вы осмелились сделать то, о чем они лишь мечтали всю жизнь. И в тот момент, когда они это сознают, они и сами освобождаются – и тогда они вместе с вами. Но это длится лишь мгновение, а затем к ним возвращается страх, и они начинают вас снова ненавидеть, потому что их пугает их собственная свобода.

Итак, какого же рода выбор предстоит совершить 17-го июня вам – греческому народу? Не забывайте о парадоксе, присущем самой системе «свободного выбора» в демократическом обществе: вы вольны выбирать, но при условии, что сделаете правильный выбор. Поэтому, если вы делаете неправильный выбор (как, например, Ирландия, отвергнувшая на референдуме конституцию ЕС), то ваш выбор считают ошибкой – а истеблишмент тут же требует повторения «демократического» процесса, чтобы еще раз объяснить всё людям – и те, наконец, сделали правильный выбор. Поэтому сейчас европейский истеблишмент паникует. Они там считают, что, может быть, вы и не заслуживаете даже права свободного выбора – ведь есть опасность, что вы сделаете неправильный выбор.

В классической комедии Эрнста Любича «Ниночка» есть одна замечательная шутка: главный герой заходит в кафе и заказывает кофе без сливок. Официантка говорит ему: «Извините, но сливки закончились, есть только молоко – будете кофе без молока»? Ведь, в любом случае вы получаете просто кофе, но эта шутка в данном случае очень уместна. Отрицание тоже имеет определенное значение. Кофе без сливок - это не то же самое, что кофе без молока. Вы сегодня оказались в столь же затруднительном положении. Ситуация не простая. Вы в любом случае получите какие-нибудь меры экономии, но получите ли вы «кофе экономии» без сливок или без молока? И вот тут европейский истеблишмент вас обманывает. Европейский истеблишмент действует так, словно вы получите «кофе экономии» без сливок, то есть, что все плоды от введения мер экономии пожнут, якобы, не только европейские банки. Но они-то предлагают вам на самом деле кофе без молока – ведь вам самим ничего не достанется в результате вашего самопожертвования и затягивания поясов.

На самом юге Пелопоннеса, возле городка Мани (я там был и потому знаю) есть так называемые плакальщицы – женщины, которых нанимают плакать на похоронах. Они устраивают спектакль для родственников усопшего. И это не феномен первобытного общества – ведь мы, наше развитое общество, поступаем точно также. Вспомните хотя бы о таком чудесном изобретении, как встроенный смех. Думаю, это величайший вклад Америки в мировую культуру. Ну, вы знаете – записанный смех, который включают в определенные моменты – саундтрек на телешоу. Вы устали на работе, приходите домой, включаете телевизор, а там идет какое-нибудь глупое шоу, вроде «Друзей». Вы сидите и смотрите, а телевизор даже смеется за вас. И, к сожалению, это работает.

Такими же зрителями европейский истеблишмент хотел бы видеть не только греческий народ, но вообще всех нас. Мы должны просто пялиться в экран и смотреть, как другие осуществляют свою мечту, как они плачут и смеются. Есть один старый анекдот времен Первой Мировой войны о том, как австрийская и немецкая армии обмениваются телеграммами. Немцы посылают австрийцам телеграмму: «Здесь, на нашем участке фронта, ситуация серьезная, но не катастрофическая». Австрийцы отвечают: «А у нас ситуация катастрофическая, но не серьезная».

И в этом заключается разница между коалицией СИРИЗА и другими партиями. Для других ситуация катастрофическая, но не серьезная – всё может идти и дальше своим чередом. А для СИРИЗА – ситуация серьезная, но не катастрофическая, потому что смелость и надежда должны победить страх. Что же вам предстоит? У «Beatles» есть такая песня «Длинная извилистая дорога». Много лет назад, когда «холодная война» могла перерасти в настоящую войну, Джон Леннон написал песню (вы должны ее помнить, если вам, конечно, позволяет ваш возраст): «Всё, что мы говорим, это: «дайте миру шанс». И сейчас мне бы хотелось услышать новую песню, звучащую по всей Европе: «Дайте Греции шанс».

Позвольте мне напоследок сослаться на одну из ваших величайших классических трагедий – на «Антигону»: «Не ввязывайтесь в битву, если это не ваша битва». У нас здесь сейчас есть свои Антигона и Креонт – это две части правящего класса: ПАСОК и «Новая Демократия». Я  воспринимаю «Антигону», как описание междоусобной войны членов королевского семейства, которая грозит разрушить саму страну. И мне хотелось бы видеть здесь, как хор – глас народа – выходит за рамки своей глупой роли, сводящейся лишь благоразумным комментариям. Мне бы хотелось видеть, как хор берет власть в свои руки, создает общественный комитет народной власти и арестовывает обоих главных героев, Креонта и Антигону, а затем учреждает власть народа.

Позвольте мне напоследок высказать и одно личное замечание. Я ненавижу традиционных левых интеллектуалов, которые любят революцию, но революцию, происходящую где-нибудь в другом месте – где-нибудь подальше. Для меня самого в молодости такими местами были Вьетнам, Куба, а сейчас – это Венесуэла. Но вы-то – здесь. Вот что меня восхищает.

Да, тут присутствует и определенный принципиальный оппортунизм – оппортунизм принципов. Когда говорят, что положение безнадежное и ничего нельзя сделать, потому что придется тогда предать свои принципы, то при этом лишь кажется, что это – принципиальная позиция, а на самом же деле – это крайняя форма оппортунизма. СИРИЗА – это уникальное явление среди левых. Вопреки обычной практике внепарламентских левых (которых больше беспокоит, что нарушаются права человека каких-либо преступников, чем тот факт, что тысячи человек просто умирают) СИРИЗА осмелилась хоть что-нибудь сделать.

На этом я заканчиваю. Имею честь передать слово вашему будущему премьер-министру.


Славой Жижек

Left.gr

Перевод Дмитрия Колесника

Читайте по теме:

Р.Сеймур, Х. Смит. Сириза!

Надим ФетэйхСамоубийство как триггер восстания

Славой Жижек. Спасите нас от наших спасителей


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq
2011-2018 © - ЛІВА інтернет-журнал