В чужой устав со своим монастырем

В чужой устав со своим монастырем


Деніс Строєв
Папе было бы правильнее начать свое турне с покаяния в грехах Католической церкви, содеянных на землях Нового Света – а не призывать к свержению «марксистского строя»

Тегі матеріалу: освіта, латинська америка, пам`ять, медицина, солідарність, клерікалізм
27 марта 2012

В Гаване шутят, что когда Папа Иоанн Павел II посетил Кубу, ратуя за соблюдение гражданских свобод, он первым делом спросил – «открыты ли здесь бордели?». А на днях на Остров Свободы прилетел c визитом другой Римский Папа – Бенедикт XVI. Накануне, еще не ступив на кубинскую землю, отец церкви публично призвал Кубу «отказаться от марксистской идеологии, как основы развития страны». Папа также добавил, что отказ от «марксистской модели» к которой Куба перешла в результате революции 1959 года, «требует терпения и решительности». И католическая церковь готова способствовать этому процессу «в духе диалога».

Примеры этого «диалога» говорят сами за себя – особенно в свете истории Нового Света.

«Известно, что христиане своей тиранией и несправедливостью умертвили более 12 миллионов душ индейцев — мужчин, женщин и детей. Убивали христиане двумя способами: несправедливой, кровавой, жестокой и тиранической войной и обращением в рабство, в какое никогда прежде не бывали обращены ни люди, ни животные. Эти два способа адской тирании разрушили эти земли и уничтожили людей, которым не было числа. Причиной и единственной целью убийств и разрушений было обогащение христиан золотом. Ради этого они готовы были на любой произвол на этих землях, ибо земли были богаты, а жители скромны и терпеливы. Их легко было завоевать и христиане это сделали, не имея к ним ни жалости, ни уважения. И то, что я говорю, я знаю, ибо видел все собственными глазами – писал доминиканец Бартоломе де Лас-Касас, капеллан в отряде конкистадоров, первый епископ мексиканского Чьяпаса, в трактате «Кратчайшая история разрушения Западных Индий».

Индейские народности Кубы – племена таино – были практически полностью уничтожены. А те, кто выжил, обращались в католическую веру не проповедями миссионеров, а мечами и шпагами конкистадоров. Подавляя выступления индейцев, испанцы казнили их десятками тысяч. Это была одна из крупнейших демографических катастроф в истории человечества. Всего за одно столетие численность населения Нового Света сократилась, по разным данным, с 17-25 млн. до 1,5 млн. человек – то есть в 11-16 раз. Многие регионы совершенно обезлюдели, а целый ряд индейских народов навсегда исчез с лица планеты – включая индейцев Кубы, Гаити и других островов Антильской гряды. 

Оставшихся в живых таино и араваки стали рабами конкистадоров. Их принуждали трудиться на полях, в рудниках или в мастерских, обогащая завоевателей и церковь. Однако после резни уцелело не так много индейских рабов. И добрые христиане начали ввозить на Кубу африканцев, превратив остров в один из крупнейших мировых центров рабовладения. Черные невольники гибли здесь десятками тысяч, а миссионеры крестили их, заботясь о спасении их души, и под страхом смерти запрещали исповедовать прежние языческие культы. Рабы сделали свою религию тайной, и в результате, на Кубе, Гати, в Бразилии и на Тринидаде возникли тайные культы, где католические святые обозначали для афро-американцев их прежних языческих богов.

«Африканские религии продолжали жить среди рабов Америки, как и питаемые ностальгией легенды и мифы утраченной родины. Совершенно ясно, что черные таким образом выражали – в своих церемониях, в своих танцах, в своих молениях – стремление к утверждению культурного единства с предками, отвергаемого христианством. Но сыграл роль и тот факт, что церковь была материально заинтересована в той эксплуатации, которой подвергались рабы. Бог для парий не всегда совпадет с богом той системы, что породила парий», – писал об этом Эдуардо Галеано.

Вплоть до середины ХХ века эти культы находились под запретом, который ревниво оберегала Католическая церковь. Их преследовали, за них сажали в тюрьму. Не удивительно, что афро-кубинцы активно поддержали Кубинскую революцию. Мы посетили на Кубе городок Регла, центр культа черноликой богоматери, которой поклоняются как богине вод Йемайе. Вместе с тем, портовая Регла была одним из центров рабочего движения Кубы, где нелегально установили первый памятник Ленину.

В местном музее можно видеть фотографию статуи Девы из Реглы, укрытую красно-черным флагом революционного «Движения 26 июля» – в знак солидарности с его борьбой. И сразу после победы революции Фидель Кастро легализовал религию угнетенных, отделив Католическую церковь от государства. А уже в 1962 году Папа Иоанн XIII отлучил лидера кубинских повстанцев от церкви.

Конституция Кубы, принятая народным референдумом 15 февраля 1976 года, гарантировала права всех верующих: «Социалистическое государство, которое основывает свою деятельность и воспитание народа на научном материалистическом мировоззрении, признает и гарантирует свободу совести, право каждого исповедовать любую религию и отправлять в пределах уважения к закону религиозный культ по своему выбору. Закон регулирует деятельность религиозных учреждений. Является противозаконным и наказуемым использование верований или религии против Революции, против образования или против выполнения обязанностей трудиться, защищать Родину с оружием в руках, уважать ее символы и других обязанностей, установленных Конституцией».

Начиная с пятидесятых годов, в Латинской Америке развернулось движение сторонников «Теологии освобождения». Тысячи честных католических священников, часто – выходцы из бедных семей – заявляли о своих левых взглядах и присоединялись к борьбе против диктаторских режимов, которые пользовались открытой поддержкой США. Высший клир Ватикана был крайне обеспокоен этой эмансипативной тенденцией, и предпринял все силы для того, чтобы подавить «левое христианство». С молчаливого одобрения Папы Иоанна Павла II правые режимы уничтожили многих священников и мирян, симпатизировавших «теологии освобождения». Среди жертв этого террора был всемирно известный религиозный деятель, архиепископ Сан-Сальвадора Оскар Ромеро. Перед смертью, в ходе личной встречи в Ватикане, он тщетно просил Папу отреагировать на убийства священников и мирных граждан, павших от рук правых «эскадронов смерти».

Нынешний Папа Бенедикт XVI, бывший член «гитлерюгенда», будучи главой «Конгрегации доктрины веры» несколько раз выносил осуждение «теологии освобождения». Именно потому его нынешний визит в страны Латинской Америки сопровождался массовыми акциями гражданского протеста. Здесь говорят, что Папе правильнее было бы начать свое турне с покаяния в грехах Католической церкви, содеянных на землях Нового Света – а не призывать к свержению «марксистского строя», который, несмотря на все внутренние проблемы и активное противодействие извне, вот уже более полувека утверждает и защищает кубинский народ.

Ведь, если использовать церковную терминологию, кубинцы совершили за этот период настоящие евангельские чудеса.

Исцеление страждущих и болящих? Несмотря на экономическую блокаду, на Кубе организована одна из лучших в мире систем здравоохранения – а достижения медицины в некоторых областях не имеют аналогов на планете. Такие показатели, как продолжительность жизни (78 лет) и детская смертность (всего 4,5 на 1000 родившихся) говорят сами за себя. В разных странах мира – и, в первую очередь, в Латинской Америке, работают миссии кубинских врачей, которые оказывают бесплатную медицинскую помощь наиболее бедным слоям населения. Во многих поселениях, где были открыты такие миссии, до этого вообще не было никаких медицинских учреждений.

Накормить одним хлебом пять тысяч человек? С началом девяностых, в годы «особого периода», когда распался СССР и прекратилась всякая внешняя помощь, Куба смогла выстоять и прокормить свой народ, преодолев давление экономической блокады. Кубинцы в сжатые сроки перестроили экономику и систему распределения, обеспечив продуктами питания каждого гражданина. Конечно, это не изобилие общества потребления, где за деньги можно приобрести все. Но плановое распределение общегосударственных ресурсов позволило обеспечить достаточное питание для всех, без исключения, жителей страны.

Просвещение и гуманизм? Система образования Кубы, которая до революции контролировалась церковью, и была доступа немногим кубинцам, сегодня также заслуживает самых высоких оценок. На момент революции в 1959 году население Кубы составляло немногим более 6 миллионов человек, из которых около миллиона не умели читать и писать. А уже в 1961 году Фидель Кастро провозгласил на Площади Революции в Гаване полную победу Кубы над неграмотностью. И сегодня во многих странах Латинской Америки действуют добровольные миссии по ликвидации безграмотности, организованные кубинцами для беднейших жителей этих стран.

«Несколько поколений назад наши соотечественники вступили в борьбу за высокие идеалы и благородные цели. Мы столкнулись с трудностями и дефицитом, но никогда не пренебрегали обязанностью делиться с теми, кто нуждается в помощи. В качестве демонстрации того, как много можно сделать, если преобладает солидарность, в последнее десятилетие с помощью Кубы были подготовлены десятки тысяч врачей из других стран, было возвращено или улучшено зрение 2,2 миллионам людей с низкими доходами по всей Латинской Америке, а также были обучены более 5,8 миллионов неграмотных. Я могу заверить вас, что, несмотря на наши скромные возможности, такое сотрудничество будет продолжаться» – заявил сегодня президент Кубы Рауль Кастро, выступая на встрече с Папой Бенедиктом XVI.

Все эти достижения стали возможны благодаря той самой «марксистской идеологии», на которую ополчился глава Католической церкви, собираясь на далекий остров в Карибском море. Он должен бы был признать этот факт – если бы говорил правду, следуя своим христианским законам. Но политическая борьба против коммунизма всегда была для церкви важнее, чем истина.

Несмотря на открытость и гостеприимство кубинских властей, несмотря на теплую встречу, которую оказал Бенедикту XVI кубинский народ, визит главы Католической церкви, по-существу, является еще одним эпизодом всесторонней атаки, направленной против социалистического выбора кубинцев, против завоеваний Революции, против альтернативного пути развития человечества, который обозначил кубинский опыт.

Совсем недавно предстоятели Греко-католической и Римо-католической церквей в Украине потребовали от Верховной Рады наложить запрет на аборты, угрожая свободе, здоровью и жизни миллионов женщин. Церковники пытались обосновать это заявление беспокойством о будущем украинской нации и украинских детей. В то же время, Республика Куба в течение двадцати с лишним лет бесплатно пролечила несколько десятков тысяч маленьких украинцев, спасая их жизни и их здоровье.

В этом эпизоде можно видеть всю разницу между реальным гуманизмом кубинских коммунистов и показным «гуманизмом» святош, которые тащат свой «монастырь» в чужой марксистский «устав» на Кубе.

Денис Строєв





RSSРедакціяПідтримка

2011-2017 © - ЛІВА інтернет-журнал