Цой, Высоцкий и ВятровичЦой, Высоцкий и Вятрович
Цой, Высоцкий и Вятрович

Цой, Высоцкий и Вятрович


Андрiй Манчук
Весь этот огромный, разнообразный пласт культурного наследия советских времен объявлен сегодня вне закона – либо по умолчанию, либо официально, путем цензурных запретов

27.01.2018

80 лет со дня рождения поэта Владимира Высоцкого предсказуемо стало одной из главных тем в украинских социальных сетях. Множество людей разных поколений и разных взглядов, не сговариваясь, с теплой ностальгией цитировали его стихи – рассказывая, как они повлияли на их становление, приучая с детства читать «нужные книги» и совершать правильный жизненный выбор во время переломных моментов своей судьбы. Не говоря уже о вновь проснувшемся интересе к хорошо изученным киевским корням знаменитого барда, который десятки раз гостил и гастролировал в Украине, написав здесь множество популярных песен – от шахтерского гимна до военных баллад.

Этот стихийный народный флешмоб имени Высоцкого убедительно показал – несмотря на государственную политику демонизации советского прошлого – с соответствующей идеологической обработкой граждан, с массовыми запретами книг и фильмов – миллионы украинцев продолжают оставаться частью единого интернационального культурного пространства, сформированного в советские времена, и в равной степени чуждого любому, как украинскому, так и русскому национализму.

Неудивительно, что это вызвало возмущенную реакцию главного украинского декоммунизатора. «Деколонизация? В украинском сегменте фейсбука 80-летие российского барда и гуляки вспоминали гораздо больше, чем такой же юбилей украинского поэта и борца за свободу», – написал у себя на Фейсбуке глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович. Он имел в виду восьмидесятилетие Василия Стуса, которое не привлекло такого внимания украинской общественности. Хотя эта попытка столкнуть лбами двух юбиляров, и заодно оскорбить певца, порицая его за богемный образ жизни – в котором можно уличить почти всех великих музыкантов от Джима Моррисона, Джимми Хендрикса и Фредди Меркьюри до Курта Кобейна, и множество украинских поэтов, включая Шевченко, Франко, Тычину или Сосюру – выглядит мелочным ханжеством, которое позорит исключительно самого Вятровича.

Впрочем, глава УИНП не остановился на обвинениях в аморалке, и не ограничился нападением на одного только Высоцкого. «Не все щупальца «русского мира» такие отвратительные и очевидные, как совок и московская церковь. Некоторые более симпатичные, изысканные и респектабельные, но не менее опасные. «Ирония судьбы», «восьмое марта», булгаковы, пугачевы, и даже высоцкие и цои в руках Кремля – эффективные инструменты напоминания о едином культурном пространстве и инструменты его воспроизведения. А именно культура является фундаментом, на котором каждый империализм возводит храм своего величия», – развил свои патриотические мысли чиновник.

Таким образом, он открыто признал, что крестовый поход украинской власти направлен не только против социалистов и коммунистов-большевиков – к которым, к слову, исторически относится большинство крупных и ярких деятелей украинской культуры. Идеологическая концепция националистического государства состоит в том, чтобы стереть культурную память о выдающихся писателях, поэтах, актерах и музыкантах, которые виноваты лишь в том, что творили в советское время, и на русском языке, который де-факто причислен сейчас к языку агрессора и врага.

Это обстоятельство станет неприятным открытием для многих наивных сторонников Евромайдана, которые пели на его баррикадах песни Высоцкого и Цоя, помогая привести к власти упоротых ксенофобов и мракобесов. Теперь им глубоко наплевать на чувства этих одураченных людей, которые росли на бунтарском советском роке и авторской песне, смотрели замечательно снятые фрондерские фильмы Эльдара Рязанова; привыкли праздновать Восьмое марта – которое, к слову, никогда не имело никакого отношения к «русскому миру», являясь международным днем солидарности в борьбе за освобождение женщин.

Весь этот огромный, разнообразный пласт культурного наследия советских времен объявлен сегодня вне закона – либо по умолчанию, либо официально, путем цензурных запретов. Однако, массовый резонанс, который получила в Украине юбилейная дата со дня рождения советского барда, наглядно свидетельствует: несмотря на всю мощь государственной машины, эта политика пробуксовывает. Что, собственно, и вызвало раздражение Вятровича.

Конечно, они сделают из этого надлежащие выводы. Можно не сомневаться – заявление главы УИНП будет воспринято его коллегами как непосредственное руководство к действию. Уже вскоре имена Владимира Высоцкого и Виктора Цоя подпадут в нашей стране под более или менее явное идеологическое табу. А фанатики и услужливые приспособленцы напишут пасквили с разоблачением «антиукраинской сущности» их творческого наследия.

Но эта игра может привести к непредсказуемому и опасному для власти финалу – когда «Баллада о борьбе» станет песней протеста, призывая вступить в борьбу с новыми «подлецами и палачами».

А известная каждому песня Цоя еще не раз напомнит о том, что все мы ждем перемен, которые однажды избавят Украину от националистической ненависти и цензуры, разрубив скользкие щупальца тоталитаризма.

Андрей Манчук

Читать по теме:

Андрей МанчукЛеонард Коэн: будущее наступило

Билли БрэггПочему музыка вновь должна политизироваться

Моника МаркПрофсоюз рэперов

Андрей Манчук, Дмитрий КолесникИнтервью с группой «Bandista»

Дориан Лински. Тот, кто политизировал музыку

Андрей МанчукCome as you are

Кейт КампайнаИнтервью с Томом Морелло

Илья ВласюкИнтервью с Псоем Короленко

Мими СотисикИнтервью с The Last Inernationale

Андрей МанчукИнтервью с Кириллом Медведевым


Підтримка
  • BTC: 1Dj9i1ytVYg9rcmxs41ga2TJEniLNzMqrW
  • BCH: 18HRy1V7UzNbbW13Qz9Mznz59PqEdLz1s9
  • BTG: GUwgeXrZiiKfzh2LW7GvTvFwmbofx7a4xz
  • ETH: 0xe51ff8f0d4d23022ae8e888b8d9b1213846ecac0
  • LTC: LQFDeUgkQEUGakHgjr5TLMAXvXWZFtFXDF
2011-2018 © - ЛІВА інтернет-журнал