«Молодой Карл Маркс». Премьера

«Молодой Карл Маркс». Премьера


Сергій Киричук
Фильм Пека уже собрал хорошую прессу в Германии, удостоился специального приза на Берлинале и получил овации во время премьеры в знаменитом восточноберлинском зале «Интернационал». Мне удалось посмотреть его через день в небольшом кинотеатре на Хакешермаркт

Тегі матеріалу: відео, рецензія, кіно, європа, пам`ять, расизм, політики, ліві, філософія, постать, киричук
05 марта 2017

2 марта в Германии вышел в прокат фильм «Молодой Карл Маркс», который снял Рауль Пек – талантливый режиссер гаитянского происхождения, человек сложной и достаточно необычной судьбы. Когда ему было восемь лет, его семья бежала от произвола гаитянского диктатора Дювалье в африканское Конго. Это во многом определило политические взгляды и мировоззрение будущего режиссера, который стал политическим беженцем еще в детском возрасте, и пережил множество лишений, пока его семья скиталась по всему миру в поиске убежища и лучшей судьбы. Пек учился в школах Нью-Йорка и Орлеана, получил высшее образование в Берлинском университете имени Гумбольдта, еще во времена ГДР, где защитил диплом экономиста. Затем он год работал таксистом в Нью-Йорке, мечтая снимать фильмы, а потом учился по другую сторону Стены, в западноберлинской Академии кино, которую окончил в 1988. Впоследствии Пек основал компанию «Velvet Film», чтобы снимать картины на социально-политическую тематику.  Впервые этот режиссер приобрел большую известность в 2000 году – после биографического фильма о Патрисе Лумумбе, которым он интересовался еще в детстве, живя в Конго.

В 2016 году в Германии вышел документальный фильм «Я вам не негр», снятый по мотивам неоконченной рукописи американского писателя и борца за гражданские права Джеймса Болдуина. Эта картина, которая рассказывает об убийстве Мартина Лютера Кинга и Малкольма Икса, была номинирована на «Оскар» как один из лучших документальных фильмов прошлого года, и ясно обозначила левые взгляды гаитянско-немецкого режиссера. 

Однако, он занимается не только документалистикой. И это подтвердила нынешняя премьера художественного фильма, который ожидала вся левая Европа. В канун двухсотой годовщины со дня рождения Карла Маркса Рауль Пек создал биографическую картину о молодых годах революционного философа. Следует отметить, что это не первая попытка рассказать о молодом Марксе, сконцентрировав внимание на периоде его становления. В 1979 году Лев Кулиджанов снял на киностудии имени Горького семисерийную эпопею «Маркс. Молодые годы», –  причем, этот проект был реализован в совместном производстве с творческим коллективом восточногерманской студии «Дефа», и консультировался ведущими немецкими специалистами по марксовому наследию. Впрочем, наступала эпоха, которая едва ли требовала фильмов о Марксе. И поэтому фильм так и не стал серьезным событием в советской культурной жизни.

Фильм Пека, несомненно, претендует на большее. Он динамичен, и в нем нет затянутости, за которую справедливо ругали сериал Кулиджанова. Картина показывает Маркса в образе организатора подпольного политического сопротивления реакционному режиму, рассказывает о его преследованиях со стороны прусского правительства и принудительной депортации из страны. Это немаловажно, ведь многие представляют себе Маркса исключительно в академическом амплуа работающего в библиотеке ученого – а это односторонний, трусливый и филистерский взгляд современной буржуазии, которая не против канонизировать «Маркса-социолога», но с неприятием относится к Марксу-политику и Марксу-революционеру.

Конечно, этот фильм не принесет больших открытий для тех, кто знаком с биографией выдающегося философа. Однако те, кто не изучал его жизненный путь, найдут в фильме множество интересных для себя деталей и фактов. Основой его сюжета является развитие личных и политических отношений Маркса и Энгельса – которые, несомненно, являются одним из самых замечательных примеров человеческой дружбы, которые известны нам из истории. Фильм также рассказывает о двух замечательных мезальянсах. Фридрих Энгельс, выходец из семьи капиталистов, знакомится с работницей хлопкопрядильной фабрики своего отца, ирландкой Мэри Бернс. Эта рыжеволосая работница отличалась не только своей красотой, но и лидерскими качествами. Прекрасно зная жизнь социальных низов Британии, она помогала Энгельсу в создании книги «Положение рабочего класса в Англии», которая принесла ему первую известность.

Отдельной сюжетной линией является повествование об отношениях Маркса и его жены Женни фон Вестфален. Прекрасно образованный и талантливый Карл происходил из еврейской семьи – а в консервативной Германии того времени этого было вполне достаточным поводом для того, чтобы аристократическая семья фон Вестфален категорически противилась браку своей дочери с молодым юристом. Однако, Женни не только идет против воли своей семьи, тайно обвенчавшись с Карлом, но становится единомышленницей Карла, переживая вместе с ним все трудности и преследования, помогая ему в политической и научной работе. Причем, не просто как секретарь – хотя разобрать мелкий неразборчивый почерк Маркса уже было подвигом, – но и как и ученый.

В фильме много прямых цитат из произведений Маркса, которые то и дело отсылают нас к ключевым идейным основаниям марксизма, не нарушая при этом динамику сюжета. При этом, друзья изображены в картине не в образе святых, а как живые люди, исполненные всех человеческих страстей – исходя из известных слов «Homo sum, humani nihil a me alienum puto», которые они повторяли в анкетах и переписке. Так, цитаты из «Манифеста» перемежаются со сценами эпикурейских возлияний Маркса и Энгельса. И если верить авторам фильма, знаменитый одиннадцатый тезис о Фейербахе был сформулирован Марксом во время одной из их парижских вечеринок.

При этом, картина показывает весь спектр материальных проблем, которые переживали на протяжении всей жизни и постоянно бедствовавший Маркс, и сын капиталиста Энгельс. Поскольку, несмотря на принадлежность к богатой семье, Фридрих многие годы зависел от известного своим крутым нравом отца, который отнюдь не сочувствовал его политическим и идеологическим взглядам. 

В хронологическом плане события фильма проводят нас от ареста Маркса в Кельне до его политической победы над анархистом Бакуниным и его сторонниками в Первом Интернационале. При этом, Бакунин и Прудон выведены в фильме с большей симпатией, а Вейтлинг предстает перед зрителями блистательным оратором, который даже вызывает у Маркса и Энгельса зависть за свое умение держаться и выступать перед рабочими. И в этом смысле картина Пека представляет взвешенный, чуждый сектантству взгляд на политические коллизии времен основания социалистического движения.

Фильм Пека уже собрал хорошую прессу в Германии, удостоился специального приза на Берлинале и получил овации во время премьеры в знаменитом восточноберлинском зале «Интернационал». Мне удалось посмотреть его через день, в небольшом кинотеатре на Хакешермаркт. Интересно отметить, что в зале присутствовали только люди старшего поколения и молодежь – ни одного человека среднего возраста я не увидел. Конечно, это могло быть простым совпадением, и такую выборку вряд ли можно считать репрезентативной. Но некоторая тенденция все-таки угадывалась – фильм едва ли задумывался как мост между поколениями, но, тем не менее, стал им. И значит, это не только качественное, но и однозначно полезное кино.

Сергей Киричук

Читайте по теме: 

Андрей Манчук«Drinking rum and Coca-Cola»

Артем КирпиченокНовые выборы в «Карточном домике»

Cлавой ЖижекПолитика Бэтмена

Артем КирпиченокШпион, который пришел с Запада

Саймон ХаттенстоунСемь рюмок с Аки Каурисмяки

Поль МорейраЧто скрыто за масками «украинской революции»

Алексей Блюминов«Облачный атлас»: выбор сопротивления

Андрей МанчукАпокалипсис сегодн





RSSРедакціяПідтримка

2011-2014 © - ЛІВА інтернет-журнал