Живое волшебство Мануэля Чао

Живое волшебство Мануэля Чао


Владимир Веретенников
Мануэль подарил абсолютно четкое ощущение того, что я, мы, не одиноки, что борьба не окончена, что хороших людей куда больше, чем плохих

Тегі матеріалу: рецензія, музика, європа, латинська америка, срср-ex
05 июня 2016

Переезд из Латвии в Санкт-Петербург дал мне возможность периодически видеть живые выступления музыкальных кумиров отрочества. И одним из самых сильных впечатлений последних дней стало посещение концерта Ману Чао, творчество которого я преданно люблю уже многие годы.

Впервые я познакомился с музыкой Мануэля во времена учёбы в университете – его альбомы постоянно крутились в магнитофоне девушки Карины, неформального лидера нашей студенческой кампании. Карина учила испанский язык и мечтала о Латинской Америке. В тот момент Ману был на гребне мирового успеха, после того, как мощно «выстрелили» его первые сольники Clandestino и Próxima Estación: Esperanza (второй до сих пор входит в число любимейших моих альбомов). Я до сих пор благодарен Карине, подсадившей меня на песни этого музыкального визарда. Ману Чао по-хорошему космополитичен – его творчество привлекает меня одновременно как романтизмом латиноамериканских революционных традиций, антиглобалистским настроем, так и яркой ассоциацией с бунтарскими 60-ми, заключенным в этой музыке внутренним волшебством. Слушал, слушаю и буду слушать. Причем, тогда, лет четырнадцать назад, я ничего ещё не знал о личности самого музыканта. Не знал о том, что он из семьи галисийских испанцев, покинувших родину, спасаясь от Франко. Не владея испанским, не подозревал, что тематика песен Ману во многом связана с политическими и социальными проблемами развивающихся стран, что в них громко звучит голос угнетённого человечества. Не знал тогда ни о его первой банде Mano Negra, исполнявшей совсем другой, куда более шумный и панковский материал, ни о том, что Ману поддерживает сапатистов в Мексике. Меня привлекала сама музыка – необыкновенно красивая, очень теплая, будившая в мозгу самые романтичные архетипы и ассоциации. Многоязычие, африканские, бразильские и мексиканские ритмы, активно используемая техника звукового коллажа, вплетаемые в музыкальную ткань голоса разных людей, от Левитана до Гагарина - всё это настолько отличалось от поднадоевшего классического западного и русского рока!

Впрочем, не буду больше сыпать громкими эпитетами, скажу о концерте. По мере приближения к А2 Green concert, на пути попадалось всё больше живописных личностей в дредах и с характерной зелено-желто-красной символикой. Вспоминая рижского приятеля-растамана Рыбу, поглядывал на них с теплотой в сердце. У входа в клуб совершил маленький ритуал: выкурил – нет, всего лишь обыкновенную сигарету. Вошел. Что сразу удивило: немаленький зал оказался заполнен полностью, а среди зрителей преобладала молодёжь в возрасте до двадцати пяти лет – я среди них торчал, как ржавый гвоздь в стене. Нет, конечно, немало прибрело и народа в возрасте, но основное количество составляли молодые парни и девчонки, являя собой доказательство, что Мануэль не остался певцом исключительно своего поколения. И это, признаться, очень меня обрадовало.

Начало себя ждать не заставило. Сначала на сцену выбрались трое девушек: они сообщили, что концерт благотворительный и часть выручки пойдёт на лечение тяжелобольных людей. Затем вышли барабанщик и басист, а после и вся остальная банда. Ману, конечно, уже не тот молодой парень, впервые покоривший мир своими хитами – теперь это мужичок за пятьдесят, но подвижный и юркий, как ртуть. Ещё его сопровождал гитарист, похожий на актера Сэма Насери, и двое абсолютно безумных чуваков с дудками: очкарик с заплетенной в косичку бородкой и жгучий черноволосый мачо. Что они все вместе вшестером вытворяли на сцене, словами не передать! Бешеный слэм сменялся отточенными хореографическими номерами и причудливыми пируэтами, потом следовали переклички с публикой: бум-чака-чака-хей-хей… Фронтмен в расстегнутой рубашке периодически бил себя микрофоном в грудь, как бы давая понять, что делится с нами ритмами своего сердца. А как играли! Те, кто слышали Мануэля только в студийном варианте, кто знает его только по радио-хитам, даже не подозревают, что та расслабленная музыка, которой он известен, живьём преображается в абсолютно бешеный ска, панк, рокабилли – «Ленинград» отдыхает! И делали они свое дело с полнейшей отдачей: после основной части последовали три (!) бисовки, занявшие, в общем, не менее часа. А в целом они отыграли без малого три часа! 

Две с половиной тысячи, отданные за билет, отбились многократно. Естественно, были Mr Bobby (с неё начали), Clandestino, Rumba De Barselona, La Primavera, Ma Vida, La Vida Tombola, Por el Suelo и ещё масса вкусного. Музыка крайне оптимистичная и позитивная – и единственное, о чём сожалел: на подобные мероприятия нужно ходить не в одиночку, а в компании друзей, которые в теме. Приходилось одному отрываться за пятерых: я прыгал и оттанцовывал, как безумный. Было разделяемое всем залом желание, чтобы Ману Чао и его парни выступали как можно дольше – и они, ощущая источаемые публикой флюиды, пошли ей навстречу. Когда, наконец, всё закончилось, и я очутился под ночным темно-синим питерским небом, переполняло ощущение счастья.

Мануэль подарил абсолютно четкое ощущение того, что я, мы, не одиноки, что борьба не окончена, что хороших людей куда больше, чем плохих. В кулаке остался зажат купленный магнитик с изображением Мануэля с гитарой: его, если доведется снова увидеть старого приятеля, я когда-нибудь отдам Рыбе.

Владимир Веретенников

Читайте по теме:

Андрей МанчукCome as you are

Билли Брэгг. Почему музыка вновь должна политизироваться

Мими Солтисик«Последний Интернационал»

Моника Марк. Профсоюз рэперов

Кейт КампайнаИнтервью с Томом Морелло

Андрей МанчукБудущее наступило

Джон Пьетаро«Голос Америки»

Билли Брэгг, Марк Грюнберг. Столетний Вуди. Антифашистская машина работает

Андрей МанчукИнтервью с Кириллом Медведевым





RSSРедакціяПідтримка

2011-2017 © - ЛІВА інтернет-журнал