Машина времени Дзиги ВертоваМашина времени Дзиги ВертоваМашина времени Дзиги Вертова
Культура

Машина времени Дзиги Вертова

Андрій Манчук
Машина времени Дзиги Вертова
«Мы все помним Вертова потому, что его кино – это «коммунистическая расшифровка мира». О нем, как о Маяковском, можно сказать: он не писал о революции, он был революцией»

15.01.2019

Девяносто лет назад в Украине сняли лучший в истории документальный фильм – экспериментальную ленту «Человек с киноаппаратом». В 2012 году эксперты британского журнала Sight & Sound поставили его на восьмое место в почетном списке лучших кинокартин всех времен, а в 2014 году западные критики практически единодушно признали эту новаторскую работу лучшим документальным фильмом в истории.

Автором признанного шедевра был человек с псевдонимом Дзига Вертов, которого, собственно, и принято считать отцом-основателем современного документального кино. Этот будущий корифей, сын белостокского букиниста Давид Абелевич Кауфман, накануне революции проживал в Киеве, а затем проходил обучение в Московском университете. И вместе с двумя братьями – Борисом и Михаилом – он еще во время Первой мировой войны принялся снимать на допотопную кинокамеру окружающую его жизнь, которая как раз входила в крутое пике истории.

Родители Вертова и его брат Борис – впоследствии сделавший карьеру кинооператора в Голливуде – эмигрировали в 1917 году во Францию, а Дзига и Михаил активно поддержали революционное выступление в Петрограде.  Это и определило судьбу будущего режиссера. Вертов получил работу в отделе кинохроники Московского кинокомитета, активно сотрудничая с большевистской партией. Собственно, именно он снимал известные всему миру архивные кадры, запечатлевшие выступления Владимира Ленина, Льва Троцкого, лидеров Коммунистического Интернационала. И не зря получил потом прозвище «Киноглаз революции».

Полная версия этой кинохроники долгое время считалась безвозвратно утерянной – ведь бытовало мнение, что большая часть отснятого тогда материала не пережила политическую цензуру тридцатых годов. Однако в ноябре 2018 года на фестивале документального кино в Амстердаме сенсационно презентовали дебютный фильм Вертова «Годовщина революции», воссозданный российским киноведом Николаем Изволовым – заведующим историко-теоретическим отделом Научно-исследовательского института киноискусства. 

Огромная работоспособность и творческий энтузиазм Вертова практически сразу ввели его в число самых известных советских кинорежиссеров – тем более, что их список был в то время сравнительно невелик. Однако он с самого начала сосредоточился именно на документальном кино, постоянно используя в нем необычные, новаторские приемы, которые потом заимствовали другие признанные советские классики.   

«Когда-то, в двадцатых годах, хроника и документальный фильм вели наше киноискусство. На многих фильмах зарождавшейся тогда советской художественной кинематографии лежал несомненный отпечаток того, что создавала тогдашняя документальная кинематография. Острота восприятия материала и факта; острота зрения и остроумие в сочетании увиденного; внедрение в действительность и в жизнь; и еще многое, многое внес документальный фильм в стиль советской кинематографии», – вспоминал об этом впоследствии друживший с Вертовым Сергей Эйзенштейн.

Впрочем, футуристские эксперименты режиссера, тесно сотрудничавшего с «Левым фронтом искусств» в работе над экспериментальным фильмом «Кино-глаз», вызывали ревностные нападки со стороны консерваторов и частые обвинения в формализме. Оказавшись под градом критики, в 1927 году Вертов уезжает работать на Киевскую кинофабрику Всеукраинского фотокиноуправления. Режиссеру нравилось работать в Украине – ведь и само его прозвище «дзига» происходило от украинского аналога русского слова «волчок». Именно здесь при активном участии его брата, блестящего кинооператора Михаила Кауфмана, был создан фильм «Человек с киноаппаратом», зеркально отразивший в себе клонившуюся к закату эпоху НЭПа. Вертов снимал ее сценки на улицах Одессы, Харькова, и еще не столичного, провинциального Киева. И благодаря этому мы, словно на машине времени, переносимся в те далекие дни, когда еще были живые реальные прототипы героев вертовских приятелей и знакомых – Бабеля, Катаева, Сашка Довженко, Ильфа, Петрова. Причем дуэт знаменитых сатириков дружески вывел Дзигу в первоначальной редакции романа «Золотой теленок» – под именем «Крайних-Взглядова, великого борца за идею кинофакта».

«Вниманию зрителей: настоящий фильм представляет собой опыт кинопередачи видимых явлений. Без помощи надписей, без помощи сценария, без помощи театра, актёров и т. д. Эта экспериментальная работа направлена к созданию подлинно международного абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы», – предупреждали зрителей подготовленные режиссером титры. И действительно – «Человек с киноаппаратом» поначалу может показаться аудитории бессюжетным. Однако режиссерская компоновка придает ему динамику, гармонию, ритм – которые и сделали этот фильм эталонным образцом для кинодокументалистов двадцатого и двадцать первого века, передавая сам дух этой эпохи.

Но Вертов не останавливается на этом успехе. Он идет вперед, в ногу со своим временем.  В 1930 году режиссер выпускает первый звуковой советский документальный кинофильм: «Энтузиазм (Симфония Донбасса)», посвященный событиям первой пятилетки – индустриализации, коллективизации, борьбе с религиозными предрассудками и неграмотностью.

Дзига первым снимает строящиеся промышленные гиганты Донбасса, и делает это с огромной самоотдачей. «Заканчиваем съемку завода им. Дзержинского. Покрытые красной пылью, засыпанные чугунными блестками, усталые и промокшие, мы роднимся с домнами и бессемерами, с расплавленным металлом, с реками огня… Я боюсь сказать слово «влюблен» относительно моего отношения к этому заводу. Но, действительно, хочется прижимать к себе, гладить эти гигантские трубы и черные газовместилища», – пишет он в эти дни в своем дневнике.

Музыкальный ряд к новому фильму блестяще подготовил молодой Дмитрий Шостакович. В сочетании с кадрами производственной кинохроники музыка производила на современников огромное впечатление. «Никогда не мог себе представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они были прекрасными. Я считаю «Энтузиазм» одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал. Мистер Дзига Вертов – музыкант. Профессора должны у него учиться, а не спорить с ним», – высказался об этом фильме в письме Чарли Чаплин, не зная, что в юности Давид Кауфман действительно обучался в музыкальной школе.  

Сегодня в Украине двойственно относятся к творческому наследию выдающегося документалиста. Его нельзя вычеркнуть и полностью замолчать – потому что имя Дзиги Вертова навсегда вписано в историю мирового кинематографа. Фильмы классика по-прежнему демонстрируются на украинских кинофестивалях – а за несколько лет до Майдана была выпущена почтовая марка, посвященная ленте «Человек с киноаппаратом».

Однако работы Вертова крайне неудобны с идеологической точки зрения. Ведь они показывают, как строился и создавался рабочим классом индустриальный Донбасс, который так трагически уничтожают сегодня снарядами, блокадой и нищетой – то время, как современные украинские режиссеры снимают расистские фильмы, разжигающие ненависть к жителям этого региона. Не говоря уже о том, что режиссер всегда являлся идейным и искренним коммунистом, подчеркивая это в своих выступлениях и статьях, – что совершенно не вписывается в идейную парадигму антикоммунистической до мозга костей системы.

«Видеть и слышать жизнь, подмечать ее изгибы и переломы, улавливать хруст старых костей быта под прессом Революции, следить за ростом молодого советского организма, фиксировать и организовывать отдельные характерные жизненные явления в целое, в экстракт, в вывод – вот наша ближайшая задача. Задача колоссального и далеко не одного только экспериментального значения. Это проверка всего нашего переходного времени в целом и в то же время проверка на месте, в массах, действия каждого отдельного декрета или постановления», – так формулировал задачу кинодокументалистики автор самых замечательных фильмов начала ее истории.

«Мы все помним Вертова потому, что его кино – это «коммунистическая расшифровка мира». О нем, как о Маяковском, можно сказать: он не писал о революции, он был революцией», – писал известный критик Сергей Муратов. И сегодня нам важно помнить – первая революция в документальном кино состоялась именно в созданной по итогам революции УССР.

Андрей Манчук

Читайте по теме:

Олександр ДовженкоЗемля

Андрей КоряковцевХолодное лето Кирилла Серебренникова

Андрей МанчукКиноненависть. Новый фильм о донецких орках

Артем КирпиченокКиноностальгия по Веймару

Исаак Бабель. Великая Старица

Александр НефедовПепел «Ассы» 

Андрей Манчук«Drinking rum and Coca-Cola»

Cлавой ЖижекПолитика Бэтмена


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq
2011-2018 © - ЛІВА інтернет-журнал