Бюджет-2019: бедные заплатят за всеБюджет-2019: бедные заплатят за всеБюджет-2019: бедные заплатят за все
Аналіз

Бюджет-2019: бедные заплатят за все

Дмитрий Ковалевич
Бюджет-2019: бедные заплатят за все
40% всех бюджетных расходов в 2019 придется направить на выплату внешних долгов

22.10.2018

Счетная палата Украины отчиталась на специальном заседании в недовыполнении плана госбюджета по результатам трех кварталов текущего года, ссылаясь на оперативную информацию Государственной казначейской службы. Невыполнение бюджета нарастает с катастрофической скоростью

Результаты отчета, мягко говоря, встревожили правительственных экономистов, – поскольку невыполнение бюджета нарастает с каждым кварталом, а это ставит под вопрос финансирование расходных статей бюджета и грозит недовольством западных кредиторов.

По итогам трех кварталов план поступлений только в общий фонд недовыполнен на 93,6 млрд грн. «По данным оперативной информации Государственной казначейской службы, поступления общего фонда госбюджета меньше плана на отчетный период на 93,6 млрд грн, или 11,1%», – заявил об этом председатель Счетной палаты Украины Валерий Пацкан.

В первом квартале недовыполнение плана составляло 66 млрд грн, на конец второго квартала — 74 млрд грн, а к концу сентября – 93,6 млрд грн. Соответственно, к концу года дефицит только общего фонда составит более 100 млрд. При этом закон о госбюджете допускает предельный объем дефицита Госбюджета 80,6 млрд грн, в том числе дефицит общего фонда на сумму 60,5 млрд грн. Иными словами, дефицит общего фонда практически в два раза превысит заложенные показатели.

Почему госбюджет недополучает средства

Следует отметить, что с 2014 года все проекты бюджета изначально рисовались с ожиданием крайне завышенных поступлений. Цифры зачастую брали с потолка, специально для МВФ, который не дает кредиты, если проект бюджета предполагает большую «дыру», – а внешние кредиты являются одной из основных статей планируемых доходов. Иными словами, «сочинение» бюджета становится банальным очковтирательством.

Естественно, в МВФ и прочих международных финансовых организациях сидят люди не глупые, и они прекрасно видят, что Киев регулярно пытается их обмануть, чтобы выманить больше кредитов – все равно их возвращать не Порошенко и не Гройсману.

Именно такие завышенные ожидания новых кредитов и стали важнейшей причиной недостаточных поступлений в текущем году. Председатель Счетной палаты Валерий Процкан, в частности, заявил, что по итогам трех кварталов план по заимствованиям не выполнен на 33%. В проект бюджета на 2018 год были заложены ожидания привлечь 230 млрд грн, а по факту получено только 135, преимущественно от размещения облигаций внутреннего займа.

Кроме того, бюджет на 2018 год предполагал поступление 56 млрд грн кредитных траншей и внешней финансовой помощи, а поступило только 19,4 млрд. Валерий Пацкан заявил по этому поводу, что, планируя бюджет на 2019 год, нужно закладывать в него реалистичные цифры. Но если не привирать в планируемых доходах, то дебет с кредитом не сойдется – и тогда МВФ не даст денег, а их поступление как раз и является одной из крупных статей планируемых доходов, необходимых для выплат по прошлым кредитам.

Следующей причиной растущего дефицита госбюджета стало невыполнение плана по сбору налогов – их собрали на 17,2 млрд грн меньше, чем планировали. В данном случае снижение поступлений является прямым следствием деиндустриализации и повышения цен на газ по требованию все того же МВФ. Снижение производства играет существенную роль: нет завода – нет его налоговых поступлений. Можно также напомнить, что, по данным недавнего расследования немецких журналистов из Süddeutsche Zeitung, бюджет Украины ежегодно теряет около 4 млрд евро из-за коррупционных схем на таможне, в которые вовлечены практически все силовые структуры. При импорте дорогих товаров их декларируют как дешевые картонные коробки.

Третья причина роста бюджетного дефицита в 2018 году – неполучение средств от запланированной приватизации госимущества. По этой статье вот уже который год подряд наблюдается полнейший провал. Из 10,7 млрд грн, которые Киев был намерен получить от приватизации в 2018 году, по факту получено лишь 77 млн грн – то есть, всего 0,7% от плановых поступлений.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в прошлые годы. Как сообщал Кабмин Украины в декабре 2017-го, из-за отсутствия спроса в 2017 году на объекты государственной собственности план поступлений в госбюджет Украины за счет приватизации недовыполнен на 13,725 млрд грн. В 2016 году от приватизации было получено лишь 58,76 млн грн вместо запланированных 17,1 млрд. И самое смешное, что в проект государственного бюджета на 2019 год, поданный недавно Кабмином в Верховную Раду, заложена та же цифра поступлений приватизации – 17,1 млрд гривен. В Кабмине Украины явно сидит некое «юное экономическое дарование», которое из года в год упорно «рисует» специально для МВФ в десятки раз завышенные цифры запланированных доходов.

Мошенничество на приватизации

На отсутствии средств от приватизации госсобственности стоит остановиться подробнее.

Очевидно, что сегодня никто не рвется вкладывать крупные средства и покупать выставленные на продажу объекты. В первую очередь это происходит потому, что Украина – крайне нестабильная страна, где банды «патриотов» у любого инвестора легко могут отжать любую собственность. Во-вторых, напомним, что сами запланированные поступления изначально были завышены специально для МВФ, а на продажу выставили убыточные и полуразрушенные объекты или предприятия, на которых висят крупные долги. Это как если бы вы заявили, что планируете продать свой старый разваливающийся советский и отнюдь не эксклюзивный диван за двести тысяч долларов, чтобы доказать свою платежеспособность и получить новый кредит в банке – а затем внесли бы эту сумму в свои планируемые доходы. В Украине, конечно, остались прибыльные государственные предприятия – но их-то как раз украинские олигархи приберегают для себя, максимально снижая цену и продавая своим людям.

В итоге получается парадокс: у убыточного и полуразрушенного предприятия, выставленного на открытые торги, цена в несколько раз завышена, а прибыльные предприятия продаются в закрытом режиме «по цене металлолома».

Стоит отметить, что дефицит госбюджета постоянно возрастал и в предыдущие годы, несмотря на заявленный рост доходов, который происходил преимущественно благодаря повышению цен, девальвации гривны и повышению налоговых ставок. В 2017 году госбюджет Украины был сведен с дефицитом в 47,85 млрд грн, что в 1,5 раза хуже показателя за предыдущий, 2016 год. По поводу же роста дефицита бюджета в текущем году бывший министр финансов Украины и американский банкир Наталья Яресько уже заявляла, что Киеву придется объясниться перед МВФ или устранить дефицит ради получения новых кредитов.

Бедные заплатят

Очевидно, что устранять его будут за счет малоимущих слоев населения. В результате невыполнения планов по поступлению в бюджет правительству придется где-то урезать расходы.

Конечно, можно было урезать расходы на содержание чиновников и правительства – но было бы смешно надеяться, что они сами пойдут против своих кровных интересов. Можно было бы сокращать военные расходы – или, по крайней мере, не повышать их в следующем году, но это значит, что придется отказаться от эскалации конфликта в Донбассе и возможности наживаться на войне. Можно было бы заморозить выплаты по внешним обязательствам, но это предполагает дефолт и конфликт с западными «хозяевами»  – на что могло бы пойти только относительно независимое правительство. Так что нынешней власти остается только урезать социальные расходы, закрывая «дыры» в бюджете за счет самых малоимущих граждан.

Об этом недвусмысленно говорил глава Счетной палаты, предупредив, что объем социально-экономических расходов в следующем году будет уменьшаться – поскольку более 40% всех бюджетных расходов в 2019 придется направить на выплату внешних долгов.

«Таким образом, уменьшаются возможности для повышения пенсий, зарплат, социальных выплат, а также развития инфраструктуры», – предупредил Валерий Пацкан.

Помимо этого, по его словам, в проекте бюджета на следующий год планируется сократить на 21% количество семей, получающих субсидии на оплату услуг ЖКХ. Таким образом, пенсионерка из Полтавы в прямом смысле будет замерзать зимой, чтобы отдать с процентами долги МВФ и дать возможность Вооруженным силам Украины выстрелить лишнюю пару снарядов по многострадальной Горловке.

Дмитрий Ковалевич

Читайте по теме:

Виталина БуткалюкПенсионная реформа и молодежная безработица

Андрей МанчукПенсии и Пиночет

Виталина БуткалюкСтрана массовой бедности

Джозеф СтиглицГлобализация и ее новые тревожные последствия

Андрей Манчук«В белом гетто»


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал