Глобальный полигон ревизионизмаГлобальный полигон ревизионизма
Глобальный полигон ревизионизма

Глобальный полигон ревизионизма


Андрій Манчук
Существует ли возможность преодолеть мрачную логику реакции, которая постепенно возвращает в нас в ту самую «Новую Европу», которая существовала до мая 1945 года?

15.05.2018

Как известно, в Украине нет никакого фашизма – но зато связанные с ним скандалы вспыхивают у нас едва ли не каждый день. Один из них разворачивается прямо сейчас – консул Украины в Гамбурге Василий Марушинец публиковал у себя в блоге панегирики нацистской политике и проклятия в адрес евреев, русских, поляков и венгров, открыто отрицая при этом преступления Холокоста. Характерно, что многочисленные коллеги-дипломаты прекрасно знали о специфических взглядах Марушинца – однако они не вызывали у них никаких вопросов. Больше того, представители украинского дипкорпуса ставили под его сообщениями одобрительные лайки, воспринимая фото со свастиками и комментарии про «жидов» как нечто нормальное для чиновника, который представляет украинское государство в пережившей нацистскую диктатуру Германии.

Эта история сразу же напомнила недавний инцидент во Львове, где депутат местного городского совета от партии «Свобода», школьный завуч Марьяна Батюк без всяких рефлексий поздравила с днем рождения Адольфа Гитлера. А на интернет-страницах учительницы тут же обнаружились нацистские картинки и характерные фотоснимки, на которых она упражнялась в коллективном нацистском приветствии вместе со своими несовершеннолетними учениками.

Вскоре после этого руководительница одесского отделения «Правого сектора» Татьяна Сойкина публично заявила, что Украина будет принадлежать «украинцам, а не жидам». Практически одновременно с этим в одном из киевских клубов прошел концерт неонацистских групп с участием многочисленных ветеранов АТО, где буквально рябило от эсесовских рун и свастик. А городской голова районного центра Сколе Владимир Москаль опубликовал юдофобское видео, прямо обвиняя евреев в разжигании Второй мировой войны. «Изолируйте 50 самых богатых жидов, и войн в мире никогда не будет. Это говорил Генри Форд, это мощная фигура… Из исторических справок – а сейчас Владимир Вятрович открывает исторические правдивые документы – мы знаем: после прихода большевиков во власти от 70 до 95 процентов были евреи, которые уничтожали нации и народы», – заявил мэр западноукраинского городка, позируя под портретом идеолога украинского национализма Донцова.

«Бабушка помнила, как в Киеве с цветами встречали немцев, потому что всех уже замучил тогдашний произвол евреев», – вторит этому из Киева заведующая кафедрой экономики Национального авиационного университета, член Академии экономических наук Украины Олеся Сунцова. По ее словам, еврейское население города шло в Бабий Яр добровольно, в праздничной одежде, и даже захватив с собой букеты цветов. «Исключительно евреи были энкаведистами в тот период. Особенно жестокими. Евреев действительно было за что не любить. Всё циклично. Хазария закончилась Колиевщиной, власть евреев в 32-41 годах – Бабьим Яром», – подчёркивает эта патриотическая преподавательница, заведомо понимая, что не понесет никакой ответственности за свои слова – даже в виде чисто формального порицания со стороны общества.

Все это – инциденты нескольких последних недель, и только то, что, по разным причинам, попало в поле зрения блогосферы. Очевидно, что перед нами верхушка айсберга – и можно констатировать, что антисемитизм, ксенофобия и симпатии к нацистскому стали совершенно приемлемыми для множества патриотических обывателей.

Нет никаких сомнений, что на формирование этой повестки активно влияет медийная пропаганда – ведь в канун 9 мая украинские СМИ систематически вбрасывали в общественное сознание ревизионистские тезисы. Тележурналист Дмитрий Гордон вдумчиво рассуждал на эту тему в эфире 112 канала – по его словам, он без колебаний бы сдал бы «сраный Ленинград» фашистам, потому что это якобы помогло бы спасти жизни его погибавших от голода жителей. И хотя ведущий программы позволил себе робко оппонировать этому мнению, напомнив, что победа нацистов привела бы к массовому уничтожению евреев, украинцев и других народов СССР, Гордон безапелляционно ответил, что Украина всего лишь превратилась бы в этом случае в «аграрную немецкую республику». По его словам, жители нашей страны встречали гитлеровцев хлебом-солью – и если бы не агрессивные действия партизан, оккупационный режим не был бы так жесток к нашим соотечественникам.  

Тот же посыл транслировала популярная новостная программа «Телевизионная служба новостей» на канале 1+1, принадлежащем миллиардеру Игорю Коломойскому. Там рассказали, что кровавая расправа над жителями черниговского местечка Корюковка, жертвой которых стали около 7 тысяч человек, была спровоцирована «преступлением» участников местного партизанского отряда. Выполняя установки Москвы, эти коммунисты вознамерились атаковать гитлеровцев – хотя, по словам журналистов, корюковцы жили во время оккупации мирной, и даже зажиточной жизнью. «Нацистские зверства были частью кремлевского плана», – рассказывает своей огромной аудитории ТСН, полностью фальсифицируя историю корюковской бойни и совершенно замалчивая тот факт, что в ней принимали участие украинские полицейские. Таким образом, сопротивление нацистам постепенно начинает рассматриваться медиа в негативном ключе – и это не встречает сколько-нибудь серьезных возражений у политиков, историков, правозащитников и самих журналистов.

Либеральный сайт «Историческая правда» занимается программным осмыслением этой парадигмы исторического ревизионизма. Опубликованная на нем статья под заголовком «Создание дивизии «Галичина», как политический проект и цивилизационный выбор» совершенно недвусмысленно поддерживает идею сотрудничества с нацистами – ведь это якобы «гарантировало создание будущего украинского государства в Новой Европе». «Участвуя в борьбе с большевиками, украинцы доказывали, что их нация занимает отдельное место в семье европейских стран и достойна будущего. Нацисты это право признавали…», – пишет ее автор, историк Роман Пономаренко. И в контексте этой позиции, которую, так, или иначе, разделяет большинство украинских националистов, день победы над нацизмом действительно является днем светлой скорби по европейской цивилизации Бабьего Яра и Бухенвальда, которую уничтожили краснознаменные орды восточных варваров.

Этот исторический ревизионизм, пропитавший сейчас все поры украинского общества, органично проистекает из государственной идеологии антикоммунизма, на которой воспитывалось несколько поколений украинцев. Ее сотканная из бесчисленных мифов концепция представляет советскую власть как абсолютное зло, которое несло угрозу полного уничтожения украинцев. А раз так, напавшие на СССР нацисты выглядят на его фоне чем-то более предпочтительным и человечным. Тем более, что на их поддержку опирались канонизированные сейчас лидеры ОУН, вроде Шухевича и Бандеры – а Ярослав Стецько прямо постулировал этот коллаборационизм в «Акте провозглашения Украинского государства»: «Создающееся Украинское Государство будет тесно взаимодействовать с Национал-Социалистической Велико-Германией, которая под руководством своего Вождя Адольфа ГИТЛЕРА (выделено самим Стецько – А.М.) создает новый порядок в Европе и в мире и помогает украинскому народу освободиться из-под московской оккупации».

Ксенофобия, которая всегда являлась идейным стержнем Организации украинских националистов, постепенно стала нормой для украинской политики и общественной жизни. А критика неблаговидных страниц истории украинского национализма – особенно, применительно к периоду Второй мировой войны – напротив, стала считаться недопустимой, автоматически приравниваясь к вражеской агитации. Важно отметить: эту концепцию разделяют не только члены многочисленных ультраправых движений, но и «проевропейская» либеральная общественность. Ритуально осуждая гитлеровский режим, она, тем не менее, снисходительно прощает коллаборационизм членов ОУН и УПА: поскольку им пришлось подчиниться немцам ради священной борьбы с большевистским игом. Таким образом, стремление «приравнять коммунизм к нацизму», в духе пропагандистской школы Тимоти Снайдера, в итоге привело представителей этой среды к стыдливому оправданию «вынужденного» сотрудничества с гитлеровским Рейхом.

Вполне естественно, что торжество этого подхода постепенно сформировало отрицательное отношение к историческому наследию антифашистского сопротивления. А само слово «антифашизм» по умолчанию является сейчас в Украине табуизированным понятием, которое употребляют в ерническом, ироничном ключе, относя его к «прокремлевской» коммунистической пропаганде. Так, освещая киевскую акцию 9 мая, агентство УНИАН допустило характерную оговорку, поместив речевку «фашизм не пройдет!» в перечень «антиукраинских» лозунгов. А упомянутый выше дипломат Василий Марушинец и вовсе публиковал у себя на странице посты под бескомпромиссным призывом «смерть антифашистам!». 

Можно констатировать: официальная идеологическая политика последних лет превратила Украину в единственную страну Европы, где состоялся масштабный пересмотр событий и результатов Второй мировой войны – в том числе, на уровне государственной политики, системы образования и академической науки. Ситуация здесь критична, даже если сравнивать ее со схожими процессами в Венгрии, Польше, Балтии и других государствах Восточной Европы. Ведь всё происходит на фоне бесконечной войны, усиливая влияние сросшихся с властью ультраправых парамилитарных групп, постоянно рекрутирующих и индоктринирующих украинскую молодежь. Это полностью устраивает руководство Украины, которое использует национализм в качестве эффективного рычага для подавления оппозиции, чтобы управлять ограбленным и обезумевшим от социального кризиса обществом – под лозунгами борьбы против врагов нации и преступного наследия советской эпохи. 

Бывшая советская республика, которая внесла особый вклад в борьбу против нацизма, становится глобальным полигоном для реабилитации, развития и массового распространения ультраправой идеологии – постепенно возвращаясь к ее чудовищным корням. Это происходит уже в силу самой логики становления этнократического капиталистического государства, изначально построенного на отрицании всего, что предшествовало периоду рыночной реставрации и распаду многонационального общества СССР. Делая ставку на крайние формы антисоветской доктрины, и заостряя их до максимальных пределов, пропаганда постепенно переходит от антикоммунистической риторики к более или менее откровенному оправданию идеологии и практики гитлеровского нацизма. Работники украинского МИД действительно не видели ничего особенно в пронацистских постах консула Марушинца – потому что их содержание вполне укладывалось в общие тренды националистического мейнстрима, обычного для государственных чиновников постмайдановской Украины. Никто не обратил бы на них большого внимания – и только то, что этот антисемит занимался дипломатической работой в Германии, придало скандалу международный медийный резонанс. Тем более, что угроза украинского исторического ревизионизма была отмечена в недавнем письме группы американских конгрессменов, которые выразили тревогу по поводу «государственного финансирования» представителей юдофобской идеологии. А внешнее давление Запада все еще заставляет Банковую реагировать на такие скандалы – хотя, впрочем, только формально.

Существует ли возможность преодолеть эту мрачную логику реакции, которая постепенно возвращает в нас в ту самую «Новую Европу», существовавшую до мая 1945 года? На нее ясно указывает растущая популярность памятных акций 9 мая, которые превратились в демонстрацию гражданского и политического неповиновения. Сотни тысяч, если не миллионы украинцев отмечают День Победы в пику официальной государственной политике, направленной на то, чтобы заместить его лицемерным «днем примирения», – а власти явно теряются перед этим стихийным действием. Постмайдановская Украина радикально свернула свободу совести и собраний. Левые партии полностью вычищены из политического поля, а попытки организовать социальный протест походя приравнивают к провокациям в интересах Кремля. Празднование 9 мая остается в этих условиях едва ли не единственной возможностью выйти на улицу и высказать свою общественно-политическую позицию – и самые банальные здравницы в честь Дня Победы приобретают сейчас характер политических лозунгов, выражающих несогласие с социально-экономическим и гуманитарным курсом правительства.

В этой связи важно понимать – защита исторической памяти о победе над нацизмом может быть успешной даже в нынешней Украине. Предпосылкой к этому является активное сопротивление систематическим попыткам ревизовать и мифологизировать трагический опыт ХХ века. Нужно вслух озвучивать эти факты, демонстрируя, что ползучая глорификация нацистских коллаборантов имеет прямую связь с ксенофобской риторикой ненависти и погромным насилием современных ультраправых. И каждый раз информировать об этом максимально широкую часть общественности, апеллируя к международной солидарности в борьбе против стремления отформатировать историю Второй мировой войны. Чтобы поддержка бесчеловечной идеологии нацизма вновь стала позорной и недопустимой для жителей Украины – так жестоко пострадавшей от его преступлений. 

Андрей Манчук

Читайте по теме:

Пер Андерс Рудлинг, Эфраим ЗуроффБорьба за историческую правду о Холокосте в Украине

Джеффри БурдсНацистская пропаганда против «Жидокоммуны»

Мачей Вишнёвский. «Волынь. Про любовь в бесчеловечные времена»

Карел БергкофГолод у Києві

Даниэль ЛазарКем был Степан Бандера?

Георгий КасьяновПолитика присваивает прошлое

Илья Деревянко. Нойенгамме: рабство ради бизнеса и войны

Андрей Манчук. Гибридное примирение

Ґжеґож Россолінські-Лібе. Суспільство не бачить проблеми у неофашистських рухах

Гарри Лесли СмитЗа что мы воевали?

Кен Лоуч. Воссоздать дух 1945-го

Жан-Поль Сартр. Письмо об «Ивановом детстве»


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал