«Итальянка» как механизм демократии«Итальянка» как механизм демократии
«Итальянка» как механизм демократии

«Итальянка» как механизм демократии


Вячеслав Азаров
Забастовка в форме «итальянки» символизирует необходимость соблюдения правил в работе политических механизмов нашего общества

20.05.2018

В течение недели по инициативе машинистов Кременчугского депо по Украине распространяется так называемая «итальянская забастовка». Акции протеста проходят под эгидой Конфедерации свободных профсоюзов – эту стачечную кампанию поддержали железнодорожники Полтавы, Запорожья, Пятихаток, Коростеня, Мироновки и киевской Дарницы, а недавно к ним присоединились рабочие железнодорожного цеха крупнейшего в стране горно-металлургического комбината АрселорМиттал Кривой Рог. Основные требования забастовщиков – повышение зарплат до европейского уровня и обеспечение охраны труда работников.

Строго говоря, «итальянка» не является забастовкой, которая предусматривает прекращение работы. Она сводится к буквальному, точному выполнению правил и должностных инструкций, которые регламентируют производственный процесс. Это замедляет или даже останавливает работу, но не дает повода для преследования участников акции – ведь они делают все по правилам. Начиная с конца XIX века, наемные работники Европы и США используют «итальянскую волынку», а в русском языке даже появился специфический глагол «итальянить».

«На петербургско-варшавской железной дороге производится «итальянская» забастовка, заключающаяся в строгом выполнении инструкций при производстве маневров, благодаря чему поезда опаздывают и многие отменяются против низких зарплат и тяжелых условий труда», – писала об этом сто лет назад газета «Русское слово». А в нынешней Украине, в ситуации предельного износа оборудования, которое зачастую не отвечает никаким требованиям техники безопасности, «итальянка» грозит полной остановкой производства.

Эта акция заставляет вспомнить старую фразу из прошлой жизни: «железнодорожники – передовой отряд рабочего класса». Здесь можно вспомнить наиболее известную всеобщую забастовку Викжеля (исполкома профсоюза железнодорожников), который в ноябре 1917 года требовал таким образом создания «однородного социалистического правительства». Паралич транспорта всегда является действенной мерой против произвола властей и тесно связанных с ними капиталистов. Неудивительно, что правящий класс Украины всячески пытается дискредитировать забастовку через подконтрольные СМИ, одновременно запугивая ее участников угрозой репрессий. Газеты пишут, что остановка работы на металлургическом комбинате якобы грозит Кривому Рогу наступлением техногенной катастрофы, а снижение валютной выручки в результате простоя на АрселорМиттал спровоцирует обвал курса гривны и поставит под угрозу экономическое выживание страны. Медиа обвиняют железнодорожников в недостатке патриотизма, намекают на русский след, и спекулятивно взывают к рабочей солидарности, заявляя, что забастовка ведет к простою и снижению зарплат на смежных предприятиях. А забастовщикам угрожают внеплановой переаттестацией, локаутом и другими санкциями.

«Прошло 4 дня, мы не догрузили где-то 126 тысяч тонн продукции. За месяц, это где-то $85-90 миллионов. Мы потеряли уже сейчас где-то треть экспорта всего железорудного сырья из Украины за эти дни. Это еще 20-25% к отрицательному внешнеторговому сальдо Украины, которое сейчас уже в минусе на $400 млн» – говорит президент объединения Укрметаллургпром Александр Каленков. «Уже сейчас можно утверждать, что забастовки железнодорожников приведут к крайне негативным последствиям… Если ситуация продлится – металлурги просто потеряют свои внешние рынки, которые с удовольствием займут, прежде всего, российские компании», – передает его слова пропагандистский правительственный журнал «Новое время».

Однако, никто не из журналистов не удосужился задаться вопросом – почему подобная разновидность протеста стала едва ли не единственным методом для защиты своих прав в экономической и политической сфере? Ведь в стране который год падает производство, галопирует обесценивающая труд простых украинцев инфляция, а рост цен и тарифов превратился в целенаправленный социальный террор. А ответственные за это политические силы откровенно игнорируют требования людей и не собираются уходить в отставку, несмотря на свои минусовые рейтинги и всеобщую  народную ненависть.

Мне могут ответить, что сами массы не протестуют и чаще всего безмолвствуют – вместо того, чтобы оправить обанкротившихся политиков на свалку истории. Но я хорошо знаю, почему так происходит – на собственном опыте, который касается этой же самой темы.

Протесты на Укрзализнице назревали давно, а эпизодические выступления рабочих имели место и раньше. Так, осенью 2016 года часть уволенных и действующих сотрудников Одесской железной дороги обратились к нам за поддержкой в проведении протеста против политики нового директора УЗ, польского менеджера Войцеха Бальчуна – чтобы остановить приватизацию предприятия, не допустить повышения цен на проезд, искоренить коррупцию и защитить рабочих от роста тарифов.

Мы провели две протестные акции. Одна из них была организована совершенно партизанским способом, на путях станции Одесса-Главная – так, что власти не успели ее пресечь. А второй раз протестовали открыто – под зданием управления Одесской железной дороги, где 6 декабря 2016 года состоялся митинг протеста. И хотя он имел совершенно неполитический характер, на акцию напали представители провластных ультраправых организаций, которым открыто помогала полиция. Они сбили с ног наших активистов, порвали плакаты и забрали знамена анархистов, назвав эту социальную акцию антиукраинской и заказанной из Москвы.

Именно такая политика обеспечивает кладбищенскую тишину и согласие с классовым террором, который стал нормой в современной Украине. Чтобы не выглядеть в глазах международного сообщества открытой диктатурой, государство подавляет оппозиционные выступления силами ультраправых организаций. Практически все ультраправые имеют корочки внештатных и штатных сотрудников правоохранительных структур, а их ячейки являются неформальными подразделениями МВД и СБУ. Вплоть до того, что они вместе с полицией «охраняют порядок» на опасных для власти акциях, вроде недавнего Дня Победы.

Поэтому забастовка осталась не только последним средством регулирования трудовых и социальных отношений. Стачка в форме «итальянки» символизирует необходимость соблюдения правил в работе политических механизмов нашего общества. Система управления страной не будет эффективной, пока ее узлы не работают согласно демократическим стандартам, пока в Украине не соблюдаются базовые нормы социальных, трудовых и политических прав всех граждан, вне зависимости от их взглядов, а органы правопорядка постыдно защищают власти от недовольных ими людей.

Украинцам необходимо вспомнить – реальную демократизацию общества может обеспечить только трудовая демократия, которую будут осуществлять наемные работники, составляющие основную часть населения нашей страны. Именно они должны осуществлять управление обществом. А все, что рассказывают о демократии профессиональные либеральные грантоеды – есть симуляция, пародия, фальшивка, с помощью которой держат в узде реальных производителей материальных благ. Страна будет развиваться только тогда, когда ее социальную и политическую систему преобразуют в интересах людей труда. А если этого не произойдет, украинцы продолжат «голосовать ногами», поднимая экономику соседей. И, в этом смысле, «итальянка» железнодорожников представляет собой ясный сигнал со стороны тех, кому по-настоящему не равнодушна будущая судьба Украины.

Вячеслав Азаров

Читайте по теме:

Евгений ДеркачКак я работал в Европе

Андрей Манчук. Крысы пришли, люди ушли

Виталина Буткалюк. Страна массовой бедности

Павел ПенёнжекУкраинская забастовка на польской стройке

Илья КонтышевПоезд «Львов-Москва»

Андрей Манчук«В белом гетто»


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал