«Мотор Сич»: борьба США и Китая«Мотор Сич»: борьба США и Китая
«Мотор Сич»: борьба США и Китая

«Мотор Сич»: борьба США и Китая


Роман Губрієнко
Авиастроение Украины имеет все шансы пополнить список ликвидированных секторов экономики

18.09.2019

На фоне бурной деятельности нового состава Верховной Рады и Кабинета министров в Украине разворачивается скандал вокруг флагмана украинского машиностроения – предприятия «Мотор Сич», которое пытается купить компания из Китая. Власти США активно противостоят этой сделке – что помещает Украину в систему координат разворачивающейся глобальной торговой войны и политического противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Пропагандистские медиа, которые традиционно считаются глашатаями точки зрения США в Украине, активно пишут о «китайской угрозе» экономическим интересам страны – попутно стараясь найти в продаже завода тайный российский след. А американский «ястреб» Джон Болтон совершил в Украину свой последний визит в статусе советника президента по национальной безопасности – специально для того, чтобы повлиять на позицию украинской власти и отменить сделку с Китаем. Секретарь СНБО Александр Данилюк выразил полную солидарность с позицией США: «Да, действительно, мы это обсуждали...  Позиция Джона Болтона в том, что Украина должна придерживаться своих интересов. Именно с такой точки зрения мы и формируем свою позицию», – сказал украинский чиновник. Из чего ясно, что Украина поддалась давлению и намерена воспрепятствовать покупке компании.

Формально, заблокировать продажу «Мотор Сич» может Антимонопольный комитет, который должен дать добро на такую крупную сделку. Тем не менее, у власти есть другие механизмы, способне сорвать чрезвычайно важную для Китая покупку. Для этого в ситуацию может вмешаться СНБО, чтобы заблокировать продажу запорожского предприятия. Но, судя по всему, власть оставляет за собой и другие, более экстраординарные варианты решения вопроса. Так, в СМИ появлялась информация о том, американцы предлагали принудительно национализировать «Мотор Сич» с целью ее дальнейшей реприватизации. И в этом сценарии первую скрипку может играть Служба безопасности Украины.

Еще в 2017 году, на фоне слухов о возможной продаже запорожского гиганта китайцам, СБУ открыла в отношении его собственников уголовное производство по ч. 1 ст. 14 и ст. 113 (диверсия) Уголовного кодекса по факту подготовки к совершению действий, направленных на ослабление государства. Таким образом, власть создает силовой рычаг давления на руководство компании – как минимум для «коррекции» позиции собственников по продаже корпорации Китаю – а, как максимум, для отчуждения акций машиностроительного гиганта в пользу каких-то новых владельцев.

Однако в случае срыва сделки возникнет непростой вопрос о будущем предприятия, которое банально не вписывается в нынешнюю структуру национальной экономики Украины. Проблемы одного из последних предприятий отечественной машиностроительной отрасли прямо связаны с фактической потерей Украиной статуса авиастроительного государства. Украинский авиапром не просто находится в состоянии кризиса – он оказался на грани исчезновения. Развивается только малая авиация – так, ООО «Аэропакт» производит сейчас до сотни легких самолетов в год, хотя они все равно комплектуются импортными моторами австрийской фирмы «Rotax». Что же касается компании «Мотор Сич», которая обладает уникальной технологической базой по производству различных типов авиационных двигателей, эта успешная в недавнем прошлом компания стала заложником критической ситуации на государственном предприятии «Антонов», которое лишилось заказов после конфликта с РФ и не выпустило за последние пять лет ни одного серийного самолета.

Другой технологический «конек» запорожской корпорации – двигатели для вертолетов – и вовсе не востребован на внутреннем рынке. Вместо развития отечественного вертолетостроения, о котором говорят уже очень давно, МВД Украины отметилось покупкой поддержанных вертолетов французского производства. Поскольку такие сделки дают хорошую возможность заработать на коррупционных откатах, одновременно задабривая европейских политиков.

В результате конфронтации с Россией «Мотор Сич» осталась отрезанной от традиционного рынка сбыта своей продукции, а иностранные правительства ревностно защищают собственных высокотехнологических производителей. Украинская компания является для них нежелательным конкурентом, от которого хорошо бы было вообще избавиться. И не удивительно, что руководство компании нашло партнера в лице Китая, который активно интересуется авиационными технологиями из стран бывшего СССР. Ежегодный рост военного бюджета КНР сопряжен с возрастающим экономическим потенциалом страны. Как и в случае США, военная мощь Китая становиться проекцией его экономического роста и глобального торгового влияния. Покупка китайской компанией украинской «Мотор Сич» рассматривается в Поднебесной как важный шаг в стратегии развития ВВС страны, где реализуется программа обеспечения армии новыми истребителями пятого поколения.

То же касается и области вертолетостроения. Китайские компании сотрудничают к этой сфере с европейскими и российскими производителями авиационной техники, закупая зарубежные образцы и приобретая лицензии на производство. Тем не менее, в технологическом отношении Китай по-прежнему критически зависит от внешних поставщиков. Европейцы – как и россияне – охотно предоставляют Пекину готовую продукцию, отдельные комплектующие и оказывают техническую поддержку. Однако не передают китайцам базовые технологии производства.

Авиационная промышленность КНР разрабатывает модели тяжелых транспортных, а также ударных и разведывательных вертолетов, способных вести борьбу с надводным и подводным флотом противника. Китайские производители проводили активную работу по созданию вертолетного двигателя «Вочужан», но его технические показатели оказались хуже зарубежных аналогов. Поэтому, приобретение «Мотор Сич» могло бы стать для Китая ключевым драйвером для развития авиапромышленности. Так что вполне, очевидно, что это вызывает обеспокоенность со стороны официального Вашингтона.

Предлагая купить «Мотор Сич», Китай приглашает Украину стать младшим партнером в одном из важнейших производственных секторов своей экономики. Безусловно, это не самое лучшее предложение для обладателя уникальных авиастроительных технологий – тем более, что от китайских «рыночных коммунистов» не стоит ожидать альтруизма по отношению к украинским рабочим. Однако, американское вмешательство, направленное против сделки с китайцами, однозначно обрекает украинскую компанию на постепенную деградацию и уничтожение. В условиях отсутствия рынка сбыта для продукции, других перспектив у отечественного машиностроителя попросту нет – а наработанные в СССР технологии быстро устаревают, и вскоре не будут интересовать покупателей.

По сути, это будет означать очередной этап процесса деиндустриализации отечественной экономики и ее встраивания в глобальную структуру разделения труда в зависимо-подчиненном статусе «аграрной супердержавы». Авиастроение Украины имеет все шансы пополнить список ликвидированных секторов экономики – поскольку страна утратила возможности использовать остатки своего технологического потенциала вследствие примитивизации экономической структуры. Реликты индустриального наследия УССР оказываются лишними в аграрно-сырьевой «сверхдержаве», образовавшейся на ее месте. Поэтому, эксперты справедливо указывают на то, что в случае принудительной национализации «Мотор Сич» ненужное государству предприятие будет быстро реприватизировано лояльными новому правительству собственниками, а затем ликвидировано – в качестве дружественного жеста в сторону «стратегических партнеров» из Вашингтона.     

В целом, кейс «Мотор Сич» наглядно продемонстрировал растущие масштабы глобальной схватки между США и Китаем, от которой зависит сейчас судьба рабочих этого предприятия – да всей авиастроительной отрасли Украины. Судя по всему, новая команда Зеленского не намерена сворачивать с «безальтернативного евроатлантического пути» – даже учитывая перспективу окончательной гибели авиационного машиностроения. А это еще раз наглядно показывает, насколько зависимой является сегодня украинская власть, которую меньше всего заботят реальные экономические интересы своей страны.

Роман Губриенко     

Читайте по теме:

Андрей Манчук«Кравчучка» вместо «Мрії»

Юрий ШахинАграрная держава расправляет плечи

Дмитрий КовалевичКак скупают украинскую землю

Андрей МанчукЗолотые луковицы Украины

Майкл РобертсСвободное падение

Шеймас МилнФашисты, олигархи и западная экспансия

Виталина БуткалюкСтрана массовой бедности

Элизабет ФрейзерКто владеет землями Украины?

Андрей МанчукПризрак надежды


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал