Сопротивление фашизму: между «рано» и «поздно»

Сопротивление фашизму: между «рано» и «поздно»

Річард Сеймур
Сопротивление фашизму: между «рано» и «поздно»
«Шесть месяцев прошло с тех пор, как неонацисты прошли в парламент. Теперь никто не может сказать: а я не знал. Из яиц гадины выползли гаденыши»

Тегі матеріалу: греція, україна, європа, колесник, імперіалізм, сша, расизм, нацизм, ліві, трудова міграція, криза
17 декабря 2012

«И так как Дарзи знал, что дети кобры Нагайны выводятся,
как и его собственные птенцы, из яиц, ему подумалось,
что истреблять их не совсем благородно. Но его жена была умнее.
Она-то знала, что каждое яйцо кобры – это та же кобра…».

Редьярд Киплинг. «Рикки-Тикки-Тави»

Предисловие переводчика: страны западной и восточной Европы, бывшие советские республики и США сегодня нередко сравнивают с «Веймарской республикой». Все эти страны на фоне продолжающегося экономического кризиса сталкиваются с ростом неонацистских и неофашистских групп: «Золотой рассвет» попадает в парламент Греции, «Свобода» проходят в украинский парламент и т.д. Неонацисты Венгрии, России, Украины и Румынии терроризируют на улицах мигрантов и ромов.

Параллели с «Веймарской республикой» напрашиваются сами собой. Немецкие левые называли одной из своих критических ошибок то, что они не видели особой опасности в зарождавшемся и потому еще слабом нацизме. Нередко их вводил в заблуждение тот факт, что рядовые штурмовики «не были классово чуждыми элементами», а потому должны были со временем «прозреть», тем более что использовали они «просоциалистическую» риторику, хотя и наложенную на патриотизм «ущемленного национального достоинства». Когда же «змееныши» окрепли – было уже поздно.

Ошибки прошлого – это бесценный опыт, но и полностью полагаться на «аналогичность ситуации», тоже не следует. Ведь «прошлые битвы, как мертвые генералы, мертвой хваткой держат умы штабистов; и немцы, как и все другие народы, готовятся к прошлой войне». В чем же схожесть и в чем отличие нынешней ситуации от ситуации 1920-30-х годов? Это необходимо понять для того, чтобы эффективно вести борьбу с нацизмом в его современных формах и правильно выбрать время и место удара.

Мы предлагаем вашему вниманию статью известного  британского писателя, социолога и колумниста «Гардиан» Ричарда Сеймура, посвященную планирующемуся общему выступлению антифашистов Греции против неонацистов из «Золотого рассвета», а также антифашистскую декларацию деятелей науки и искусства Греции.

 

19-го января греческие левые намерены организовать широкую международную коалицию, направленную против неонацистов из «Золотого рассвета», и в целом против угрозы фашизма, которую несет с собой эра новой Депрессии и мер экономии. На площади Синтагма должна будет пройти массовая антифашистская акция широкой коалиции, и в то же время аналогичные акции солидарности должны пройти возле посольств Греции в других странах.

Греческие антифашисты стремятся объединить и умножить силы всех групп и движений, регулярно принимающих участие в антифашистской работе, а данная акция и должна стать поворотной точкой в борьбе с ростом фашизма. Пора действовать, пока «Золотой рассвет», несмотря на наблюдаемый рост популярности, находится еще на начальной фазе своего развития. Конечно, неофашисты могут пользоваться поддержкой судей и полицейских; они уже терроризируют иммигрантов и левых; им могут подыгрывать мейнстрим-журналисты и политики, но, к счастью, они еще не укоренились на улицах и предприятиях даже в тех районах, где недавно получили поддержку избирателей. Они всячески пытаются, но пока еще не смогли пустить там корни. Для меня совершенно очевидно, что происходит на самом деле.

Насколько бы ни был велик соблазн рассматривать тенденцию к росту неофашизма через призму 1930-х, нынешняя ситуация во многом отлична. Глобальная архитектура сейчас совершенно иная. В 1930-х годах мир пережил целый ряд кризисов либерального капитализма: Первая Мировая война, Русская революция, а затем экономическая Депрессия. Капиталистическим государствам тогда удалось остановить распространение революции в Европе и окружить революционную Россию со всех сторон, но ведь там – на шестой части суши, все же, продолжало существовать государство, называвшее себя социалистическим. Численность рабочего класса в Европе продолжала расти, и старые правящие классы и государства в целом вынуждены были приспосабливаться к новым формам политической деятельности, возникшим с ростом рабочего движения.

На тот момент еще велика была численность докапиталистических классов: крестьян, ремесленников, помещиков-землевладельцев, аристократов – и каждый из них по-своему должен был приспособиться к проходившей в те годы индустриализации, глобализации (на том уровне) и развитию буржуазии. Традиционный порядок медленно умирал – хотя, с другой стороны, тогда казалось (даже в большей степени, чем сейчас), что капитализму осталось жить недолго. В мире еще господствовали колониальные империи, а расистская идеология (в ее наиболее опасном проявлении – в биологизме) была тогда еще на подъеме. Культура милитаризма была весьма популярна в народе, чего не скажешь о современных нелепых и китчевых милитаристских ритуалах.

Нынешний кризис весьма отличается от кризиса 1930-х. Нынешняя глобальная Депрессия прервала триумфальное шествие либерального капитализма, начавшееся сразу же по окончании «холодной войны». Однако предписания либерального капитализма всерьез оспаривают пока лишь на периферии системы. Европейские независимые центры капиталистического накопления более или менее удалось стабилизировать, даже на «переходном» востоке Европы.

Классовая система сейчас существенно упрощена– по крайней мере, в том смысле, что докапиталистические классы практически исчезли. И социальная база фашизма сегодня, следовательно, совершенно иная. Правящие классы всерьез не опасаются социалистической революции в ближайшем будущем. Старая колониальная система фактически отошла в прошлое. Система империализма, в которой доминируют США, сегодня организует управление территориями совершенно иным образом. Захват «жизненного пространства» («Lebensraum») сегодня практически нецелесообразен. Принцип, по которому работает современный империализм и суб-империализм – это уже не колонизация некоего пространства, а применение политического и экономического давления в определенном регионе для максимизации извлечения прибавочной стоимости (притом, что насильственные методы, скорее, остаются «в резерве»).

Ведь та же Греция отнюдь не является бывшей колониальной державой, чьи глобальные территориальные претензии сломали в ходе мировой войны, повлекшей за собой социальную революцию. Греция – это региональный суб-империализм – страна, которая только за прошлый год закупила вооружения на 7 миллиардов долларов. Возможно, Греция в ЕС – лишь «периферия» и занимает подчиненное положение, но греческому правящему классу это как раз выгодно – он пытается превратить страну в некую региональную метрополию, перетягивающую на себя инвестиции и торговлю всего Средиземноморья. Кроме того, Греция состоит не только в ЕС, но и в НАТО, со всеми вытекающими из этого членства обязанностями и преимуществами (впрочем, сомнительными) для местной буржуазии.

Однако на всем континенте мы наблюдаем возрождение фашизма, а в Греции к тому же – в самой жесткой его форме. Неонацисты потенциально могут стать третьей по величине партией в греческом политическом спектре. И, конечно, общие контуры нынешнего кризиса в чем-то напоминают 1930-е. Во-первых, потому что капиталистический кризис не мог не ударить по жизненным стандартам населения – и особенно по самой бедной и социально незащищенной его части.

Однако современный фашизм вышел на сцену не в результате кризиса – он является, скорее, «долгоиграющим» результатом всей неолиберальной политики. Не столько кризис (как может показаться), сколько предпринятые европейским правящим классом меры по выходу из него, создали тот импульс, который и вытолкнул «Золотой рассвет» из мрака.

Во-вторых, старые формы колониальной расистской политики сейчас преимущественно сменили современные формы расизма, подпитываемые давлением капитализма и социальной дислокацией, а также различными расистскими проектами неолиберального капитализма – так, например, в нынешней «крепости Европа» господствующими расистскими проектами являются антииммигрантские и антимусульманские концепции.

В-третьих, Греция сейчас, может быть, и не находится на грани полномасштабной революции, однако здесь уже на протяжении многих лет идет напряженная классовая борьба, граничащая с восстанием. Политический авторитет и силы греческого государства сейчас существенно ослаблены, а сам государственный аппарат фактически завел сам себя в тупик, не сумев справиться с кризисом без вмешательства «тройки» (МВФ, ВБ, ЕС). Чем дольше будет длиться нынешний кризис (учитывая, что Греция остается в еврозоне), тем все более будет ослабевать политический контроль над рабочими. И нынешний подъем «Золотого рассвета», обещающего «излечить» национальное государство, и справиться «со всякими марксистами и иностранцами», фактически, является признанием факта ослабления традиционных форм политического контроля над рабочими.

В-четвертых, хотя и неверно было бы проводить прямую аналогию между нынешней Грецией под управлением ЕС и Германией под «Версальским правлением» (по условиям Версальского мирного договора – прим. пер.), очевидно, что рост фашизма всегда был обусловлен его способностью артикулировать местный национализм, подавая его в качестве «освобождения» от империалистического господства.

Здесь можно вспомнить и Штрассера, взывавшего к освобождению Германии от «международного финансового капитала», как предусловие социального освобождения немецких рабочих. Можно вспомнить и о проникнутых жалостью к себе рассуждениях об «итальянской пролетарской нации», бытовавших во времена Муссолини. И даже, если учитывать, что нынешняя ситуация в Греции существенно отличается, следует признать, что требования, навязанные Греции руководством ЕС, оказали настолько пагубное воздействие на социальные классы страны (фактически изолируя их от той незначительной кучки тех, кто может рассчитывать на определенные выгоды от подобной политики), что борьба против навязанных ЕС требований стала приобретать национальное измерение. А это, в свою очередь, потенциально всегда может найти выражение в шовинизме и расизме, даже, если такого рода настроения и не являются сейчас господствующими.

И, наконец, какова же социальная база «Золотого рассвета»? Судя по данным июньских опросов, нацисты, кроме того, что они пользуются существенной поддержкой сотрудников государственного репрессивного аппарата (в основном полицейских), смогли собрать вокруг себя некую коалицию из разных классов: частных предпринимателей, самозанятых, крестьян, менеджеров среднего звена и некую часть рабочих – а именно «неквалифицированных» рабочих частного сектора.

Поддержка определенной части рабочих – это то, что отличает «Золотой рассвет» от ультраправой партии LAOS («Народный православный призыв»), популярность которой угасает после того, как эта партия вошла в правительство, принимавшее меры экономии. В этом отношении «Золотой рассвет» очень походит на исторический нацизм. И тот факт, что среди сторонников «Золотого рассвета» непропорционально велико количество предпринимателей и «бизнесменов» не означает в данном случае, что основными поборниками нацизма в Греции являются представители крупного бизнеса. Наоборот, все они преимущественно мелкие частные предприниматели, которые совместно с другими сторонниками «Золотого рассвета» (самозанятыми, фермерами и менеджерами среднего звена) формируют класс мелкой буржуазии.

Здесь мы имеем весьма типичный случай. И настолько же типичным является то, что в среде рабочего класса поддержку нацистам оказывают наименее квалифицированные и наиболее бедные рабочие – в основном это те, кто недавно мигрировал из деревни в город, и у кого, как правило, нет непосредственного опыта классовой борьбы. Я полагаю, что в данный период это в основном рабочие мелких предприятий частного сектора, которые в наименьшей степени организованны в профсоюзы и, соответственно, менее всего защищены или получают относительно мало. Вот здесь и кроется наибольшая опасность распространения влияния неонацистов.

Нацисты (и «Золотой рассвет, в частности) никогда не смогут победить, опираясь лишь на поддержку низов среднего класса. Именно широкая социальная база – поддержка наиболее бедных слоев рабочих (какой бы ненадежной она ни была) и делает нацизм реальной угрозой. Помимо всего вышесказанного, я должен еще кое-что отметить по поводу различий между фашизмом в Европе 1930-х и фашизмом в Европе 2010-х: наибольшую угрозу фашизм сейчас представляет именно там, где рабочий класс является наиболее мятежным – в Греции.

Что же касается Германии и Италии того периода, когда нацисты и фашисты пришли к власти, то там, наступление фашизма наоброт последовало за поражением борьбы рабочего класса – за его «умиротворением», несмотря на то, что кризис продолжался, а государственная система рушилась. И этот факт, вкупе с трусливой политической стратегией основных партий рабочего класса – объясняет причины той пассивности, с которой был встречен приход к власти фашистов. Современная Греция – другое дело. В Греции рабочий класс еще борется, он еще настроен воинственно.

«Полевение» рабочего класса пока остается здесь господствующей тенденцией. Именно в этом контексте сейчас формируется объединенный антифашистский фронт – группирующий антифашистов «всех мастей» вокруг единственной темы: противодействовать фашистской угрозе. И 19-го января следующего года этот объединенный фронт должен сделать существенный шаг вперед.

Ричард Сеймур

Lenin’s Tomb

Антифашистская декларация деятелей науки и искусства Греции

Шесть месяцев прошло с тех пор, как «Золотой рассвет» попал в парламент страны. Теперь никто не может сказать: а я не знал. Из яиц гадины выползли гаденыши. Яд их укуса смертельно опасен – он грозит жизням бедняков, родившихся с «неправильным» цветом кожи, и тем, кто имел несчастье попасться на пути неонацистских штурмовиков, а это: иммигранты, левые, анархисты, профсоюзные активисты, цыгане, геи – все, кто «не соответствует» вкусу штурмовиков в коричневых рубашках.

Подъем неонацизма не может не пугать, особенно в период экономического кризиса – такого, как сейчас. Различные греческие правительства на протяжении вот уже трех лет фактически легитимизировали программу «Золотого рассвета» – причем это те же правительства, что навязывали нашей стране меры экономии.

Они всячески поддерживали расистские выпады против иммигрантов, проводили полицейские операции с целью изгнать иммигрантов с улиц, строили концентрационные лагеря, реализовывали проект, названный в духе Оруэлла «Xenios Zeus» («Зевс гостеприимный» – облавы на иммигрантов, проводившиеся греческой полицией – прим. пер.). Для того чтобы получить очередные транши европейских банкиров они пожертвовали 17-18-летними – правительство Самараса объявило о планах пересмотреть и без того неадекватный «Закон о гражданстве» и не предоставлять гражданство рожденным в Греции детям иммигрантов.

Сравнить это можно лишь с жертвоприношением афинской молодежи Минотавру – только на этот раз в качестве чудовища, пожирающего детей выступают «тройка» и ЕС. В этих детях иммигрантов, которые заканчивают школу в Греции, а к ним все равно относятся, как к иммигрантам из страны, которую они даже никогда и не видели, мы не можем не видеть судьбу греческой молодежи, которая вынуждена точно так же покидать Грецию и отправляться в другие страны.

Однако мы с надеждой и оптимизмом видим, как растет сопротивление, которое разгоняет тьму «Золотого рассвета» и противостоит подпитывающей его политике. В различных районах наших городов постоянно проходят антифашистские демонстрации, ученики школ 28 октября вышли на парад с антинацистскими повязками, пакистанские иммигранты не побоялись провести демонстрацию на площади Омониа, художники-антифашисты продолжают работать, невзирая на террор со стороны неонацистов.

Более того: каждый отдельный акт сопротивления нацистской тьме – в автобусе, в общественном месте, в парке – каждый такой акт придает нам силы для предстоящей битвы с нацистами.

И 19 января – это наш шанс.

В истории борьба с фашизмом всегда балансировала между: «слишком рано» и «слишком поздно». Для нас же – для тех, кто подписал эту декларацию – сейчас не рано и не поздно. Пора! Час битвы с фашизмом настал!

Можем ли сконцентрировать множественные отдельные разбросанные антифашистские акции воедино и в определенный день провести массовую акцию против фашистской угрозы? Мы говорим: «Да»! Поэтому мы и организовали движение «19 января» – ради объединения различных сил, противостоящих фашизму.

Но, гораздо важнее то, что таким образом мы желаем объединить всех антифашистов, из каких слоев обществ они бы ни происходили, и какими бы мотивами они ни руководствовались в своей антифашистской деятельности. Мы стремимся объединить всех в массовое движение, которое сможет отбросить назад банду «Золотого рассвета» и, в конце концов, смыть ее в унитаз истории – туда, где ей и место.

И самым подходящим местом для общего сбора всех, кто откликнется на этот призыв, является площадь Синтагма. На этой площади до сих пор раздается эхо лозунгов и выкриков, звучавших во время забастовок и демонстраций; здесь до сих пор еще не развеялся слезоточивый газ, применявшийся полицией, защищавшей нынешний утративший легитимность режим. Мы избрали эту площадь, чтобы собрать массовую антифашистскую ассамблею и организовать концерт. Мы должны показать им, кто здесь большинство.

Люди науки и искусства имеют особые обязательства – они должны в первую очередь поддержать антифашистскую инициативу. Ведь не может быть подлинной науки и настоящего искусства за закрытыми дверями кабинетов, когда снаружи слышится топот ботинок тех, кто сначала жег книги, а затем – и живых людей.

В этой битве, происходящей во время возрождения фашистского чудовища, мы и сможем заново обрести подлинный смысл науки и искусства.

Мы уверены в том, что победим их, если будем сражаться против них все вместе.

Час битвы настал!

Αthensantifa19jan

Перевод Дмитрия Колесника

Читайте по теме:

Андрей Манчук. Реальная угроза

Марианн МэкельберНастоящая борьба только начинается

Ґжеґож Россолінські-ЛібеСуспільство не бачить проблеми у неофашистських рухах

Андрій МанчукПод руку с Тягнибоком

Матьяш БеникВенгрия: кризис и «реформы»

Іван Шматко. «Свобода» і вбивця біля ваших дверей

Андрій МанчукЦена сектанства



Сопротивление фашизму: между «рано» и «поздно»



Сопротивление фашизму: между «рано» и «поздно»
RSSРедакціяПартнериПідтримка

2011-2014 © - ЛІВА інтернет-журнал