Испытывая терпение

Испытывая терпение

Крiстiн Шофельт
Испытывая терпение
«Питер Джексон несколько узко смотрит на вещи, когда ориентируется на то, что публика «желает видеть». Он игнорирует тот факт, что зритель способен оценить и нечто большее, чем обычный пафос»

Тегі матеріалу: відео, рецензія, кіно, проза, колесник, війна, книги
26 декабря 2013

Люди ходят в кинотеатры по разным причинам. Кто-то, возможно, пытается таким образом понять, что делает человека человеком; кто-то – понять саму нашу жизнь. Кто-то хочет пережить приключения или драматические моменты, помогающие на какое-то время убежать от реальной жизни. И, на мой взгляд, фильм «Хоббит: пустошь Смауга» (вторая часть трилогии, снятой по мотивам «Хоббита» Дж.Р.Р.Толкиена) – мало что может предложить всем этим типам зрителей.

В первую очередь следует отметить, что Питер Джексон (продюсер, режиссер и один из авторов сценария) вынужден был столкнуться при съемках фильма с огромным монстром, которого он сам и породил. Трилогия «Хоббит» (даже в большей степени, чем предшествовавший ей «Властелин колец» 2001-2003) – это гигантский маркетинговый феномен, созданный на основе милой детской книжечки, от которой, собственно, зависят теперь уже целые киностудии, карьера многих людей и даже, как говорят, экономика целой страны – Новой Зеландии. Следовательно, здесь уже не может быть той свободы действий, которая позволяет экспериментировать. Никакой спонтанности и легкомыслия – ведь речь идет о серьезном многомиллиардном бизнесе!

За исключением коротеньких ретроспективных моментов в самом начале, «Хоббит: пустошь Смауга» просто продолжается с того места, на котором закончилась предыдущая часть - «Хоббит: неожиданное путешествие». Хоббит Бильбо Баггинс (Мартин Фримен) в компании гномов после всех пережитых ими опасностей продолжают свой путь к Одинокой горе. Гномы рассчитывают вернуть себе свою родину, захваченную алчным до золота драконом Смаугом, который продолжает пребывать в замке.

Группа путешественников должна добраться туда к тому времени, когда последний луч света в День Дарина (Новый Год гномов) осветит замочную скважину двери, ведущей вглубь горы. Гэндальф (Йен МакКеллен) покидает их, отправляясь на поиски Некроманта (Бенедикт Камбербетч), собирающего силы Зла. По пути гномы и хоббит попадают в плен к эльфам, откуда им удается бежать в бочках, сплавляясь по реке и отбиваясь от злобных орков, преследующих их еще с первой части фильма.

Гномам помогают два эльфа. Образ Тауриэль (Эванджелин Лилли) здесь специально придумали для того, чтобы компенсировать отсутствие значимых женских персонажей. Второй помогающий гномам эльф – популярный персонаж Леголас (Орландо Блум), хотя и является одним из героев Толкиена, но он не фигурирует в книге «Хоббит». Включение этих двух персонажей позволяет создать некий любовный треугольник, который в данном случае совершенно неуместен. В том, что путешествие это крайне опасное нас пытаются убедить неоднократно. В фильме «Хоббит: пустошь Смауга» присутствует масса сцен «счастливого спасения в последний момент», сцен различных битв, созданных при помощи компьютерной графики и еще более головокружительный сценарий, чем в предыдущей части.

В первой части трилогии Питера Джексона превалировали пейзажи с отвесными скалами, с которых периодически едва не срывались персонажи. Во второй же части мы в основном видим до нелепого крутые лестницы и проходы, ветви высоких деревьев и персонажей, качающихся на всяких веревках, цепях и тросах. Переходя от сцены погони к сцене битвы и снова к сцене погони, Джексон в своем очередном псевдо-эпическом фильме буквально тащит зрителя через ряд бурных сцен, что уже само по себе утомляет. Как раз из-за всего этого обилия экшена и чрезмерной активности фильм и не вызывает у зрителя подлинного волнения. Создатели фильма впустую растратили свои таланты и профессиональные навыки.

Актеры (а в фильме задействованы и очень хороши актеры) фактически потерялись под густым слоем грима, или их «затмили» компьютерные спецэффекты. Их диалоги крайне скупы. И возникает вопрос: зачем нужно было столько внимания уделять факту участия в фильме Бенедикта Камбербэтча, если голоса озвученных им персонажей (Некроманта и дракона Смауга) искажены до неузнаваемости? Все эмоции, которыми мог бы обогатить этот актер характер персонажей, по сути, затёрты режиссурой и спецэффектами. Диалог между Смаугом и Бильбо Баггинсом, вероятно, единственная часть фильма, соответствующая книге. Их реплики взяты непосредственно из книги Толкиена, где они придают один из наиболее драматичных эффектов всему повествованию. В фильме же использование в этой сцене звуковых эффектов фактически выхолащивает ее смысл.

Вместо того чтобы передавать ощущение надвигающейся угрозы (а именно такой эффект должен был по идее произвести понижающийся тембр голоса Камбербетча), в итоге получается нечто мультипликационное и отталкивающее. Здесь (как и в длинной сцене разговора между Бильбо Баггинсом и Голлумом [Энди Серкис] из предыдущей части) зрителю предоставляется возможность увидеть актерские способности Фримена – но лишь мельком. И, как и сцена с Голлумом, этот эпизод тоже как бы выбивается из фильма. Роль Гендальфа (Иена МакКейна) сведена по сути к коротким и разрозненным появлениям, а ту сцену весьма скудного диалога, которая ему все же отводится, в принципе, мог бы сыграть кто угодно. То, как Питер Джексон использует актеров, не позволяя им раскрыться, – это практически преступление. Почти 300-страничная (в зависимости от издания) книга «Хоббит» (1937-го года) – это ведь весьма увлекательное и захватывающее чтиво.

Мировоззрение Толкиена отражало некое стремление вернуться к до-индустриальной утопии. На его понимание добра и зла сильное воздействие оказал личный опыт участия в I-й мировой войне, и он смог выразить свой личный опыт в таком вот весьма увлекательном произведении, не потерявшем свою привлекательность и по сей день. Он писал с определенной долей юмора и замечательно передавал драматизм ситуации. В его произведении «Хоббит», действие которого происходит в том же придуманном мире, что и во «Властелине колец», ставится ряд интересных вопросов. Его персонажи замечательно прописаны и у них есть четкие и выраженные мотивы действий (хотя иногда и входящие в противоречия).

Короче говоря, в книге изначально была та основа, на которой можно было бы снять один не особо притязательный, но хороший фильм (ну, или два). Однако Питер Джексон в своем фильме постарался просто убрать всю ту утонченность и изящность, что изначально присутствовала в произведении Толкиена (по сути Джексон с самого начала этим и занимался). Питер Джексон – сценарист-режиссер-продюссер – несколько узко смотрит на вещи, когда ориентируется на то, что публика «желает видеть». Он игнорирует тот факт, что зритель способен оценить и нечто большее, чем обычный пафос.

То, что книгами Толкиена зачитывались целые поколения – ведь столько людей с жадностью читали и перечитывали их – по-видимому, ни о чем не говорит Питеру Джексону. И это, в частности, хорошо заметно по стремлению Джексона и его команды растянуть эту небольшую книгу (с цельным и связным повествованием) на блокбастер из трех частей, состоящий преимущественно из чередующихся сцен экшна и погони, которые сами по себе не развивают историю. Зритель ждет, чтобы, наконец, что-нибудь произошло, а в результате ему предлагают какие-то «огрызки» истории – например, раскрытие тайны личности Некроманта или разговор с драконом. Слишком уж много времени придется потратить пережидая бесчисленные сцены драк, битв, погони и нагнетания тревоги. Хотя единственное, что здесь реально подвергается опасности – так это терпение зрителя. 

Кристин Шофельт

WSWS

Перевод Дмитрия Колесника 

Читайте по теме: 

Бернардо БертолуччиСжатый кулак в Венеции

Сергей Решетин«Что-то в воздухе»

Славой ЖижекЕвропейский стиль

Билл МулленШик, блеск и Гэтсби

Жан-Поль СартрПисьмо об «Ивановом детстве»

Кен ЛоучВоссоздать дух сорок пятого

Ирина ЧеботниковаДругое лицо французской анимации

Андрей МанчукИнтервью со Светланой Басковой

Саймон ХаттенстоунСемь рюмок с Аки Каурисмяки

Александр ГусевDocudays UA. Дневник фестиваля

Лидия МихееваЧто смотреть восьмого марта

Алексей Цветков«Жизнь Пи» – атеизм невыносим?

Славой Жижек. Политика Бэтмена



Испытывая терпение



Испытывая терпение
RSSРедакціяПідтримка

2011-2017 © - ЛІВА інтернет-журнал