Почему Майдан – не Таксим

Почему Майдан – не Таксим


Андрій Манчук
Таксим – это когда народ хочет взять власть в свои руки. Майдан – это когда кто-то хочет взять власть руками народа

Тегі матеріалу: фетва, україна, близький схід, расизм, політики, нацизм, солідарність, екологія
03 июня 2013

Народное восстание в Стамбуле стало главным международным событием последних дней. И неудивительно, что правая украинская оппозиция уже ставит нам в пример уличные протесты на площади Таксим – чтобы мобилизовать украинских граждан для участия в политтехнологических акциях. Однако, взывая к «духу Таксима», украинские правые только подчеркивают разницу между подлинно народным протестом на площадях Турции, и его жалкой имитацией, которую можно было наблюдать вчера у здания Киевского городского совета – где наши оппозиционеры торжественно обещали «свергнуть антинародную власть», заменив ее на самих себя.

Борьба в Стамбуле является примером подлинной массовой мобилизации недовольных граждан, готовых отстаивать свои социальные права и политические свободы, маршируя по огромному мосту Ататюрка, который соединяет между собой Азию и Европу – это зрелище впечатлило даже тех, кто уже привык к постоянным протестам нашей кризисной эпохи. К стамбульским выступлениям, которые начались «снизу», – как попытка борьбы за общественное пространство, инициированная группой левых и экологических активистов, – присоединились члены запрещенных коммунистических партий, профсоюзов и анархистских групп, университетские преподаватели и студенты, жители бедных окраинных кварталов и курдские трудовые мигранты. Вместе они представляют собой достаточно влиятельную, массовую и по-настоящему демократическую оппозицию режиму, которая так и не была сформирована в Украине.

За протестами на Таксиме не маячили оппозиционные олигархи с очередными кандидатами в «мессии». И они были организованы без поддержки ведущих турецких СМИ, которые старались как можно меньше сообщать о происходящем – так что манифестанты даже атаковали автомобили телеканалов, в знак протеста против попыток замолчать правду о масштабе волнений.

Все это разительно отличается от Киева, где ядро оппозиционной акции составили функционеры оппозиционных парламентских партий, борцы за чистоту белой расы, а также профессиональные «гражданские активисты» и штатные «борцы за честную журналистику», которые год от года подают спонсорам грантовые проекты с шестизначными цифрами в украинской национальной валюте.

Попытки эксплуатировать в своей пропаганде турецкие события, которые предпринимают сейчас украинские «оппозиционеры», являются циничным жульничеством. Киевский Майдан – не Таксим-Мейданы. Причем, даже не потому, что в центре Таксима, на монументе «Республика», можно видеть фигуры большевиков Ворошилова и Аралова, на которых сразу набросились бы наши националисты. Эти площади являются символами совершенно разных политических движений, с разной идеологией и разными целями уличного протеста. Украинские правые, которые агрессивно преследовали турецких рабочих, призывая «решить турецкий вопрос» и устроили позорную расистскую провокацию против турецких болельщиков, вывесив оскорбительный плакат на стадионе во Львове («Турецкие свиньи, убирайтесь вон из Европы»), не имеют никакого морального права «примазываться» к стамбульским протестам. Напротив – идеологические силы, близкие нашим оппозиционерам, находятся по другую сторону баррикад турецкого общественного конфликта. Это правые политики и коррумпированные бизнесмены, которые желают «перестроить» Таксим, традиционное место сбора протестных активистов – обеспечивая эту «реконструкцию» дубинками полицейских.

Во время поездки в Тунис, где впервые начались массовые протесты «Арабской весны», мы видели, как правят этой страной бывшие оппозиционеры из числа «умеренных исламистов», возглавившие ее после падения режима Бен Али. Сохранив неолиберальный курс прежней власти, они приступили к форсированной клерикализации общества, подавляя протесты с помощью вооруженных боевиков. Общеизвестно, что новые власти Туниса во всем следуют политике своих покровителей из турецкой Партии справедливости и развития, которая в свое время тоже находилась в официальной оппозиции к «светским» военным – а теперь успешно продолжает их политику ограничения гражданских прав и свобод. Навязывая народу клерикально-националистические догмы, Эрдоган одновременно гарантирует продвижение антисоциальных реформ – за что ему легко прощают грех «умеренного исламизма».

Украинские правые, несмотря на их ярую исламофобию, по сути, предлагают нашей стране тот же самый курс – курс «Януковича в вышиванке», торжество шовинистической реакции, органично дополненное неолиберализмом. Пытаясь представить себя борцами с режимом, они готовы еще решительнее проводить его политику, заодно обеспечив нам «христианский шариат» и преследования жителей «непатриотических» регионов – в духе антикурдской политики турецких властей.

Политическая формула украинской оппозиции звучит так – повышение тарифов в сочетании с культом Бандеры. И когда наши оппозиционеры называют образцом экономический курс Михаила Саашкавили, они сразу дают понять, что готовы подавить протесты недовольных реформами граждан – как это повсеместно практиковалось в «свободной» Грузии, и как это практикуется в «демократической» Турции, с ее органичным синтезом консервативной идеологии и неолиберального экономического курса. Жестокие полицейские репрессии на Таксиме напомнили о том, что фашизм – это загнанный в угол кризисом либерализм, вынужденный отбросить прочь венецианскую маску демократии.   

Массовые протесты в Стамбуле начались с антизастроечной акции – и, казалось бы, в Киеве, который страдает от варварской коммерческой застройки общественного пространства, давно пора мобилизовать против нее недовольных жителей города. Однако этого не происходит. И если протесты против застройки Пейзажной аллеи, Октябрьской больницы и улицы Гончара, которые проходили в Киеве несколько лет назад, действительно пользовались широкой общественной поддержкой, то недавняя кампания против реконструкции Гостинного Двора, по сути, стала составной частью предвыборного пиара ультраправой «Свободы», оттолкнув множество не симпатизирующих националистам киевлян. Далеко не все соглашались ходить на акции с участием ультраправых, печально известных нападениями на социальных активистов. И то, что могло стать поводом для широких протестов, выродилось в саморекламу правых депутатов, а также, тех, кто надеется со временем пополнить собой их ряды.

Националисты могут картинно свалить перед камерами несколько киевских заборов – но они активно продвигают уплотнительную застройку в тех регионах, где уже контролируют власть. Депутат Ивано-Франковского городского совета от ВО «Свобода» не так давно попался на взятке за оформление документов на строительство многоэтажного дома. А 31 мая «свободовские» депутаты львовского городского совета обеспечили своими голосами решение о застройке парковой зоны возле собора Святого Юра, который имеет статус охраняемого ЮНЕСКО объекта – несмотря на отчаянные протесты местных жителей.

Этот позорный прецедент наглядно продемонстрировал могущество львовской застроечной мафии, от которой полностью зависимы правые политиканы. Местный суд обязал депутатов горсовета проголосовать этот непопулярный вопрос, а церковь публично благословила их решение, рассчитывая получить квартиры в новом элитном доме. И все это не вызвало никакого протеста со стороны оппозиции, которая почему-то не пикетирует сама себя возле здания львовской Ратуши и не отказывается от своих мандатов.

О чем говорят нам все эти уроки несостоявшейся пока украинской революции? Нужно помнить: Таксим – это когда народ хочет взять власть в свои руки. Майдан – это когда кто-то хочет взять власть руками народа.

Не перепутайте эти площади.

Андрей Манчук

Читайте по теме:

Турецкая весна?

Андрей Манчук. Актуальность антифашизма

Али Кадри. Неолиберальная пролетаризация в арабском мире

Андрей Манчук, Дмитрий Колесник. Интервью с группой «Bandista»

Андрей Манчук. Янукович – президент оппозиции

Мохаммед Айюб. Турция рискует увязнуть в войне

Андрей Манчук. «Ближний Восток. Близко ли война?»

Артем Кирпиченок. Революция или наступление реакции?

Андрей Манчук«Хасанкейф. Град обреченный»





RSSРедакціяПідтримка

2011-2017 © - ЛІВА інтернет-журнал