Обреченный на «Оскар»Обреченный на «Оскар»
Обреченный на «Оскар»

Обреченный на «Оскар»


Артем Кирпиченок
В конце сороковых годов дискриминационные «расовые законы Джима Кроу» считались в США проблемой только в том смысле, что на них постоянно ссылались «враги демократии» – читай Советский Союз, где, кстати, учился выпускник ленинградской консерватории Дон Ширли

25.02.2019

– Какие мужчины вам нравятся?
– Военные, индейцы, евреи.
– Позвольте представиться – полковник Моисей Чингачгук

 Из старого советского анекдота

«Зеленая книга» была обречена на «Оскар» за лучший фильм 2018 года – так же, как Хиллари Клинтон была предназначена на пост президента США. И, как мы понимаем, члены киноакадемии  США оказались более сознательными выборщиками, чем неподготовленные американские избиратели. Тем более, что голливудские режиссеры действительно не смогли снять в отчетный период что-то более сильное, чем победившая кинолента.

И не мудрено – игра шла с полной колодой козырей. Отличные актеры – Вигго Мортенсен и Махершала Али – профессионально исполнили свои роли. Режиссерская и операторская работа не вызывала особых нареканий. Что же касается сюжета, в попытке создать «идеальное кино» его авторы разве что не включили в сценарий Терминатора, которого герои должны были живописно взорвать из лазерной пушки. Мы видим в этом фильме и комедию, и «роуд-муви», и социальную драму и рождественскую историю с трогательным хеппи-эндом. Ну а само действие происходит во второй половине 50-х – годов, в винтажно-гламурной эпохе больших машин, вкусных милкшейков и президентства Кеннеди, которая вызывает у американцев особую ностальгию. Не менее типична и фабула «Зеленой книги» – столкновение между двумя протагонистами, которые становятся друзьями в конце пути по бескрайним просторам страны свободы. Правда, убедившись, что свобода предназначена в США далеко не для всех.

Главный герой картины, чернокожий композитор и музыкант Дон Ширли – реальная историческая личность, которую воплотил Махершала Али, получив за это свой отдельный актерский «Оскар» – является идеальным героем нашего времени. Он богат, талантлив и знаменит, но подвергается дискриминации как чернокожий и гей. Не скроем, западные демократии готовы честно говорить о своих прегрешениях и предрассудках – расистских, гомофобских и мизогинных – или даже о маккартистской травле в самом Голливуде. Однако, как правило, это происходит не раньше чем через полвека после того, как были совершены эти позорные преступления.

В конце сороковых годов дискриминационные «расовые законы Джима Кроу» считались в США проблемой только в том смысле, что на них постоянно ссылались «враги демократии» – читай Советский Союз, где, кстати, учился выпускник ленинградской консерватории Дон Ширли, практически не имевший шансов получить образование на своей родине. Признание преступности расистской политики наступило десятилетиями позднее – и это касается не одних только США, где вплоть до начала восьмидесятых фиксировались случаи линчевания. Так, французские власти многие годы отрицали массовые убийства алжирских демонстрантов, которые были совершены в Париже 17 октября 1961 года – признав их лишь в 1998 году. И только в 2017-м комиссия правительства Израиля получила доступ к секретным документам, проливающим свет на похищения и опыты, которые проводились властями над детьми эмигрантов из Йемена. Да, Запад признает свои прегрешения – но только когда они уже представляют для публики чисто исторический интерес.

Не менее характерна и развязка сюжета «Зеленой книги». Как известно, современный восточноевропейский фильм о советской эпохе по умолчанию не предполагает возможности счастливого исхода. Его герой должен быть уничтожен – физически и морально сломлен «тоталитарным советским режимом». Рассчитанное на массового зрителя американское кино также по умолчанию не допускает подобного финала. В итоге «демократия» все равно торжествует – суд принимает справедливое решение, запрещенный и отсидевший сценарист Далтон Трамбо получает «Оскара», а расист-итальянец, которого отлично сыграл Мортенсен, исправляется и приглашает одинокого чернокожего музыканта за свой семейный рождественский стол.  

«Зеленая книга» – это хороший, добротный фильм, который, однако, нельзя отнести к шедеврам кинематографа. Скорее это крепкое семейное кино, уровня известной коэновской ленты «Подручный Хадсакера». То, что он заслужил «Оскар», говорит об общем упадке американской, да и мировой киноиндустрии, которая теряет способность создавать новые образы, характеры и сюжеты. Продюсерам выгоднее и спокойнее до бесконечности эксплуатировать избитые сцены и персонажи – что нашло свое законченное выражение в постоянной экранизации марвеловских комиксов. Похоже, что только периферийное кино скандинавских стран, Германии или Ирана все еще способно создать сейчас какие-то запоминающиеся картины.   

Как известно, Ленин определял кино как важнейшее из искусств, доступное самым широким слоям населения. Сегодня мы видим, как отражается на кинематографе идеологический и экономический кризис капитализма, не позволяя режиссерам вырваться за рамки дорогостоящих ремесленных поделок с сумасшедшими спецэффектами. Идеологические наступление реакции 1980-х годов сопровождалось  созданием целой серии отличных запоминающихся картин всех жанров, но современная голливудская пропаганда вызывает лишь снисходительное пожимание плечами и забывается буквально через неделю. А «Зеленая книга» – как «рак не безрыбье», – пожалуй, лишь подтверждает эти неутешительные, но очевидные факты. 

Артем Кирпиченок

Читайте по теме:

Андрей Манчук«Трамбо». Герой нашего времени

Cлавой ЖижекПолитика Бэтмена

Андрей КоряковцевХолодное лето Кирилла Серебренникова

Сара КендзьорМолодые американцы разочарованы в капитализме

Сергей КозловскийТарантино о демократии

Артем КирпиченокШпион, который пришел с Запада

Андрей МанчукПарижские погромы

Ален БадьюРасизм интеллектуалов

Ричард СеймурО «Шарли Эбдо»

Андрей МанчукКиноненависть. Новый фильм о донецких орках

Жан-Поль Сартр. Письмо об «Ивановом детстве»

Алексей Цветков«Жизнь Пи» – атеизм невыносим?

Андрей Манчук. Призрак надежды

Александр НефедовПепел «Ассы» 

Айна Курманова«Хождение по мукам» и боязнь революции

Артем КирпиченокШпион, который пришел с Запада

Андрей Манчук«Drinking rum and Coca-Cola»


Підтримка
  • BTC: 1Dj9i1ytVYg9rcmxs41ga2TJEniLNzMqrW
  • BCH: 18HRy1V7UzNbbW13Qz9Mznz59PqEdLz1s9
  • BTG: GUwgeXrZiiKfzh2LW7GvTvFwmbofx7a4xz
  • ETH: 0xe51ff8f0d4d23022ae8e888b8d9b1213846ecac0
  • LTC: LQFDeUgkQEUGakHgjr5TLMAXvXWZFtFXDF
2011-2018 © - ЛІВА інтернет-журнал