Украина: будущее без пенсийУкраина: будущее без пенсийУкраина: будущее без пенсий
Аналіз

Украина: будущее без пенсий

Віталіна Буткалюк
Украина: будущее без пенсий
Cтрана доведена до состояния, когда в ней не может эффективно работать ни одна из существующих сегодня видов пенсионной системы

02.02.2017

Нет зеркала, которо отражало бы суть неолиберализма лучше, чем увеличение пенсионного возраста. Смысл таких достижений человечества, как развитие медицины и увеличение продолжительности жизни, одновременно с накоплением в обществе материальных богатств и новых технологий – всего, что должно было бы стать гарантией повышения качества жизни людей и их права на заслуженный отдых – превращается в шанс для дополнительной эксплуатации населения, под предлогами низкой рождаемости и старения населения. Разумеется, это логично и неизбежно для общества, в котором приоритетом является не человек, а его экономическая рентабельность.

Олег Ясинский

На днях министр социальной политики Украины Андрей Рева заявил о том, что Международный валютный фонд настаивает на повышении пенсионного возраста в Украине. Нынешняя власть ведет с населением примитивную пропагандистскую игру, притворяясь, что она якобы ищет безболезненные пути реформирования пенсионной системы и «спорит с плохим МВФ», проводя на переговорах линию в интересах простых украинцев. Хотя, на самом деле, официальный Киев послушно выполняет указания внешних кредиторов, на иглу которых намертво подсела страна.

На наш взгляд, ситуация с пенсионной системой в Украине намного плачевней, чем об этом принято говорить. За четверть века рыночных реформ страна доведена до такого состояния, когда в ней не может эффективно работать ни одна из существующих сегодня видов пенсионной системы. Условия, которые созданы в Украине в результате неолиберальных трансформаций – под контролем и при консультировании западных экспертов, в том числе и МВФ – в принципе не оставляют украинцам возможность получать пенсионные выплаты, которые могли бы полноценно обеспечить их базовые потребности.

Попытаемся вкратце аргументировать этот тезис, проанализировав для этого возможные варианты пенсионного обеспечения в нашей стране.

Консолидированная пенсионная система. В данном случае работающие жители страны платят сегодняшним пенсионерам за счет отчислений со своих зарплат. И,  совершенно очевидно, что эта система не может действовать в нынешней Украине, где за 25 лет рыночных реформ экономика страны доведена до состояния глубокой комы – обвальный спад производства (к примеру, в машиностроении оно сократилось в 10 раз против показателей 1991 года), уменьшение количества работающих, примитивизация и тенизация экономики. В результате этого существенно уменьшился общий фонд заработной платы, из которого производятся отчисления в пенсионный фонд.

Очевидно, что сегодняшний дефицит пенсионного фонда, прежде всего, обусловлен именно коллапсом производства и безработицей. А раз так, для решения проблемы пенсионного обеспечения трудящихся необходимо повышать производство товаров и занятость населения. Но о каком росте производства можно говорить сейчас, когда у власти сегодня находятся политики, осознанно взявшие курс на сокращение и деградацию производства? Кроме того, даже сохранившие свои рабочие места граждане делают отчисления далеко не в полном объёме. Ведь ни для кого не секрет, что многие в Украине получают зарплату в конверте – полностью или хотя бы частично.

В результате всех этих факторов поступления пенсионного фонда сократились до минимального уровня. А с учетом шоковой терапии, которую применяли к обществу последние три года – в результате совокупного эффекта войны и обнищания населения, потери рынков сбыта продукции, ликвидации предприятий, разрыва кооперационных и внешнеторговых связей – проблема приобрела критический характер. И ясно, что консолидированная система пенсионных выплат попросту не может работать в нынешних украинских условиях.

Страховая пенсионная система. В качестве возможности выхода из «пенсионного кризиса» украинцам нередко предлагают вариант полного или частичного перехода к страховому пенсионному обеспечению. Однако, все эти разговоры оторваны от реальности. Для того, чтобы страховая (накопительная) система заработала, необходимо время. Хотя бы пятнадцать лет – чтобы нынешние сорокапятилетние граждане начали делать отчисления, и смогли накопить к наступлению пенсионного возраста достаточное количество средств для получения пенсии.

Кроме того, в сегодняшних условиях экономической нестабильности, инфляции, массового банкротства банков, коррупции, воровства и недоверия населения ко всем институтам власти, говорить об эффективной работе или хотя бы сохранности страховых пенсионных накоплений просто нельзя. Мировой рынок ценных бумаг является на сегодня настолько ненадежным и нестабильным, что совершенно неясно, что будет с ним даже всего через пять лет. Таким образом, стагнация неолиберальной экономической модели делает невозможной эффективно использовать возможности страхового формата пенсионных выплат.

Таким образом, пенсионная система Украины, без преувеличения, оказалась в катастрофической ситуации. И дело здесь не в вариантах пенсионной системы, а в условиях, в которых она работает. Вместо того, чтобы оживить экономику, повысить уровень занятости, создать благоприятный инвестиционный климат, найти рынки сбыта и наладить взаимовыгодную кооперацию с другими странами, и, в конце концов, попросту прекратить воровать, украинская власть предлагает нам неолиберальные рецепты реформирования пенсионной системы, которые грозят в принципе оставить украинцев без пенсий.

Эти рецепты просты и примитивны – по существу,  они сводятся к тому, чтобы минимизировать количество пенсионеров. Во-первых, в качестве спасительной меры власти и МВФ планируют поднять планку пенсионного возраста и увеличить необходимый трудовой стаж. Согласно новой редакции Меморандума о сотрудничестве с МВФ, правительство планирует поэтапное повышение пенсионного возраста для мужчин на 4 месяца, начиная с июля 2017 года. Пенсионный возраст для женщин начнут поэтапно поднимать на 6 месяцев после 2021 года – до тех пор, пока общий пенсионный возраст не достигнет 63 лет, что должно случиться в 2027 году. В условиях низкой продолжительности жизни это приведет просто к тому, что большинство украинцев не будут доживать до пенсии, а, кроме того, спровоцирует рост молодежной безработицы. Вторая «спасительная мера» от МВФ – это постепенное повышение трудового стажа, – пока необходимый стаж не будет составлять 35 лет. Но очевидно, что в условиях безработицы, социальной нестабильности и полного господства теневой экономики такое повышение трудового стажа гарантированно оставит большинство ныне работающих граждан без пенсий.

Украинские власти и представители МВФ постоянно подчеркивают, что дефицит пенсионного фонда перекрывается из бюджета – что, якобы, является неприемлемым для эффективной работы экономики. Между тем, в нынешних условиях именно этот источник позволял до нынешнего времени кое-как поддерживать на плаву коллапсирующую пенсионную систему. Больше того, на сегодня именно бюджетное финансирование могло бы позволить сохранить пенсии для миллионов нуждающихся в них украинцев. Здесь нет ничего неприемлемого или неэффективного. Во многих странах мира давно существует практика выплат пенсий из бюджета – например, военным или госслужащим, когда общество и государство сами определяют, на что следует направлять бюджетные деньги. Это достаточно распространенная мировая практика – и если народ считает необходимым поддерживать пенсионную систему путем дотаций из бюджета, в этом нет ничего плохого. Проблема лишь в том, в приоритете у нынешней власти находится увеличение бюджетных расходов на войну, а не выделение денег на социальные программы.

Кроме того, при желании власть могла бы увеличить налоговые поступления в бюджет путем прогрессивного налогообложения доходов физлиц, направив эти поступления на выплату пенсий. Однако украинское правительство не пойдет на повышение налогов для богатых, интересы которых оно обеспечивает и представляет.

Эксперты МВФ постоянно занимаются мониторингом ситуации в нашей стране, и они прекрасно понимают, в каком реально состоянии сейчас находится экономика Украины. Однако, желая вернуть с процентами свои деньги, они жестко настаивают на «драконовских мерах», которые включают в себя повышение пенсионного возраста, трудового стажа и  прекращение бюджетного дотирования пенсионного фонда. Однако, эти людоедские меры, которые нельзя называть «реформами», никак не способствуют оздоровлению пенсионной системы Украины. Наладить ее работу сможет другая власть, которая покончит с диктатом международных кредиторов и будет проводить политику в интересах народа Украины.

Виталина Буткалюк

Читайте по теме:

Андрей Манчук. Пенсии и Пиночет

Виталина БуткалюкСтрана массовой бедности

Джозеф СтиглицГлобализация и ее новые тревожные последствия

Андрей Манчук«В белом гетто»

Сара КендзьорМолодые американцы разочарованы в капитализме

Марк ВайсбротС такими друзьями, как МВФ, враги не нужны

Андрей МанчукСтрана «Ломбардия»

Славой Жижек. Прогнило что-то в европейском королевстве…


Підтримка
  • BTC: 1Dj9i1ytVYg9rcmxs41ga2TJEniLNzMqrW
  • BCH: 18HRy1V7UzNbbW13Qz9Mznz59PqEdLz1s9
  • BTG: GUwgeXrZiiKfzh2LW7GvTvFwmbofx7a4xz
  • ETH: 0xe51ff8f0d4d23022ae8e888b8d9b1213846ecac0
  • LTC: LQFDeUgkQEUGakHgjr5TLMAXvXWZFtFXDF
2011-2018 © - ЛІВА інтернет-журнал