«Желтые жилеты» против Макрона«Желтые жилеты» против Макрона
«Желтые жилеты» против Макрона

«Желтые жилеты» против Макрона


Олеся Орленко
Можно сказать, что это настоящий, и во много стихийный народный бунт. Протесты не структурированы, и у них нет ярко выраженных лидеров, или даже заметных спикеров

29.11.2018

Массовые протесты французских граждан, которые получили название «бунта желтых жилетов», стали следствием повышения цен на бензин. Власти достаточно цинично объясняют его борьбой за улучшение экологической ситуации, в соответствии с обязательствами по борьбе с изменением климата, которые взяло на себя правительство. Однако подорожание на топливо больно ударило по интересам миллионов простых французов – потому что это приводит к общему росту цен на продукты питания и товары первой необходимости.

Цены поднимаются постепенно, но неуклонно. В течение 2018 года цена на дизельное топливо выросла приблизительно на 23%, а бензин уже подорожал на 15%. С 1 января его стоимость должна вырасти еще на 2,9 евроцента за литр. Дизель подорожает сразу на 6,5 евроцента. Более 80% жителей Франции требует от Эммануэля Макрона отменить это повышение, и неудивительно, что «бензопротесты» приняли такой массовый характер. В них участвуют не только работники компаний-грузоперевозчиков, но и представители других отраслей промышленности, фермеры, представители мелкого бизнеса.

Недавно я прочитала в «Юманите» характерный комментарий французской булочницы, которая объясняет, что даже небольшое повышение цены на топливо сразу же заставляет ее продавать свой хлеб на 5 центов дороже. И это касается всех остальных продуктов, которые каждый день покупают жители Франции. Казалось бы, мелочь – но она дополнительно увеличивает стоимость жизни рядового француза. И вынуждает его бороться. Ведь это не единственное разовое повышение, которое можно было бы как-то перетерпеть – а постоянная, системная политика правительства Эммануэля Макрона, которая проводится с момента его вступления в должность президента.

В результате, начиная с 17 ноября, во всех регионах Франции проходят практически непрерывные протестные акции. Их участники начали блокировать основные транспортные артерии, одеваясь для этого в специальную светоотражающую одежду – то есть, в те самые жилеты желтого цвета. В беспорядках приняли участие около трехсот тысяч человек, и они не стали ограничиваться пикетами на дорогах. «Желтые жилеты» неожиданно для всех заблокировали три крупных нефтехранилища компании Total, а затем разными колоннами выдвинулись в сторону Парижа.

При этом, протесты «Желтых жилетов» существенно отличается от других выступлений против антисоциальных инициатив власти, которые проходили в течение всего уходящего года под руководством национальных профсоюзов. Весной – в апреле и мае – во Франции разгорелась активная борьба против реформирования госсектора, которая предусматривала приватизацию железных дорог и массовые увольнения бюджетников – от медиков и почтовых служащих до юристов. Однако, ее возглавляли представители Всеобщей конфедерации труда и представители различных рабочих организаций, которые выработали пакет своих требований и программу действий.

С «Желтыми жилетами» все по-другому. Можно сказать, что это настоящий, и во много стихийный народный бунт. Протесты не структурированы, и у них нет ярко выраженных лидеров, или даже заметных спикеров. Тем не менее, акции по-прежнему продолжаются. Люди блокируют улицы, ночуют на них возле костров, постоянно обозначая свое присутствие. И это происходит по всей стране – от севера и до юга.

«Вопреки заявлению правительства о том, что «интенсивность протестов существенно ослабла», в субботу на улицы французских городов вышли свыше 100 тысяч манифестантов (106 301 человек – таковы точные данные министерства внутренних дел). Очевидно, что, с арифметической точки зрения, их количество уменьшилось (в предыдущую субботу министерство сообщило о 282 710 протестующих), однако вся территория страны и сегодня окрашена в жёлтый цвет – что свидетельствует о том, насколько сильно люди недовольны снижением покупательной способности. Правительство не в состоянии найти достойный выход из сложившейся ситуации, и ищет всё новые отговорки», – рассказывают об этом журналисты «Юманите».

Однако отсутствие программы, которая обозначила бы альтернативу антисоциальному курсу правительства, создает для «Желтых жилетов» большие проблемы. Их протест пытаются возглавить практически все. Прежде всего, это пытаются сделать профсоюзы, которые переживают кризис после фактического поражения весенних акций протеста. Причем, вдобавок ко всему, их репутация пострадала из-за недавнего скандала в руководстве влиятельного профсоюза «Рабочая сила», которое тайно шпионило за своими сотрудниками.

Ослабленные этими проблемами профсоюзники так и не смогли возглавить стихийные бунты против повышения цен на топливо. Вслед за ними это попыталась сделать ультраправая партия «Национальное объединение», в которую трансформировался в июне «Национальный фронт» во главе с Марин Ле Пен. Она тоже одела на себя желтую жилетку и заявила, что поддерживает действия протестующих. Понятное дело, что «Национальное объединение» не имеет к ним никакого отношения, а ее программа тоже направлена на урезание социальных расходов в интересах крупного капитала. Больше того, среди «Желтых жилетов» можно видеть множество французов арабского и африканского происхождения, которые резко настроены против партии Марин Ле Пен. Однако правительство поначалу пыталось дискредитировать и расколоть протестные демонстрации, спекулятивно привязывая к ним одиозных правых.

Левые – в частности, коммунисты, которых представлял один из кандидатов на предстоящих выборах в Европейский парламент, молодой политик Ян Бросса, настаивают на том, что протестующие должны выставить правительству конкретные политические требования. Это ключевой момент для перспективы протестов, чтобы они не ушли в песок и достигли успешного результата. Власти настроены очень жестко – в результате подавления акций уже имеются жертвы и пострадавшие, а премьер-министр Эдуар Филипп заявляет, что он не будет идти ни на какие уступки в отношении повышения цен на дизельное топливо и бензин.

Это не просто слова. Когда колонны «Желтых жилетов» достигли Парижа, они рассчитывали провести свои митинги на Площади Республики или Площади Согласия, где обычно проходят подобные демонстрации. Но им запретили там собираться – вероятно, из страха перед такой массой недовольных людей, от которых можно было ожидать всего, что угодно. Тогда протестующие пошли на Елисейские Поля, к Триумфальной арке, где произошли столкновения с полицией, которые увидел весь мир – с импровизированными баррикадами, драками и массовыми задержаниями людей. Но даже на фоне этого огромного резонанса «Желтые жилеты» ограничились общими лозунгами, с требованиями понижения цен и отставки Макрона – рейтинги которого сейчас упали до рекордного уровня.

Следующая крупная демонстрация назначена на 1 декабря. И мобилизация на нее во многом прояснит перспективы протеста «Желтых жилетов», которые должны, наконец, представить Франции общенациональную политическую повестку.

Олеся Орленко

Читайте по теме:

Андрей Манчук. «Красный Май»? Можем повторить 

Олеся ОрленкоФранция: причины массовых забастовок

Карен Янсельм, Стефан Герар. Борьба за спасение французского госсектора

Иммануил ВаллерстайнАгрессивная внешняя политика Франции

Ален БадьюРасизм интеллектуалов

Андрей Манчук. Парижские погромы

Марк ВайсбротФранция: левый кандидат решит судьбу выборов?

Олеся ОрленкоМакрон, Ле Пен и французские выборы

Джастин РаймондоНаполеон в Мали


Підтримка
  • BTC: 1Dj9i1ytVYg9rcmxs41ga2TJEniLNzMqrW
  • BCH: 18HRy1V7UzNbbW13Qz9Mznz59PqEdLz1s9
  • BTG: GUwgeXrZiiKfzh2LW7GvTvFwmbofx7a4xz
  • ETH: 0xe51ff8f0d4d23022ae8e888b8d9b1213846ecac0
  • LTC: LQFDeUgkQEUGakHgjr5TLMAXvXWZFtFXDF
2011-2018 © - ЛІВА інтернет-журнал