Европа все дальшеЕвропа все дальше
Европа все дальше

Европа все дальше


Сергій Киричук
Что будет, если в результате майдана для многих украинцев закроется или даже просто сузится эта лазейка в Европу?

Теги матеріалу: гетто, киричук, криза, профспілки, срср-ex, україна
27.11.2014

В 2008 году на Украинский рынок пришла компания «Визэйр». Лоукостер из Венгрии, который предлагал полеты в Европу по относительно доступным ценам, сразу изменил отношение многих граждан к путешествиям в Европу. Десятки моих знакомых из числа представителей «среднего класса» воспользовались услугами этой авиакомпании. Шутка ли, за 1000 гривен можно было слетать в Лондон. При покупке заранее билеты «Визэйр» могли даже стоить дешевле некоторых железнодорожных билетов в Россию. 

До победы майдана я иногда участвовал в политических телешоу, где проводились дебаты на тему так называемой евроинтеграции, куда изредка, в роли «мальчиков для битья», приглашались левые активисты. Разумеется, эти квази-дебаты на деле сводились к организованному восхвалению «европейских стандартов», реальную суть которых понимал мало кто из приглашенных туда участников. Все попытки рассказать об общеизвестных во всем мире экономических проблемах ЕС, которые отразились кризисом на экономике почти половины стран Евросоюза, встречали решительный бойкот – и даже кризис в Греции или Латвии часто воспринимался моими оппонентами как «комуно-российская пропаганда», хотя об этом куда более радикально писали ведущие западные деловые издания.

И верные сторонники Януковича из Партии регионов, и либерально-националистические оппозиционеры на разные лады расхваливали некую красивую картинку беспроблемной буржуазной жизни в Евросоюзе, которую гвоздями вбивали в общественное сознание. Мне даже довелось услышать упрек в том, что мы – критики так называемой евроинтеграции – сопротивляемся лишь потому, что никогда не бывали в Европе и ни черта, мол, в жизни не видели. Оставляя без внимания уровень такой аргументации, могу лишь сказать, что некоторым своим поездкам в Европу я обязан именно доступным тарифам лоукостера, который позволял многим украинцам слетать на пару дней в Европу – где они, впрочем, успевали увидеть за это время только отели и туристические объекты, а не изнанку этой гламурной картинки.  

И вот, после победы «майдана» для полюбившейся многим из его сторонников компании настают тяжелые времена. В Украине вступают в силу новые правила для авиаперевозчиков, которые требуют, чтобы авикомпании как минимум на 50% принадлежали украинским владельцам. Иностранная компания может не получить разрешения на полеты. Генеральный директор АК «Атласджет Украины» Сергей Подгорецкий сообщил на пресс-конференции в Киеве, что государство полностью теряет контроль над авиационной отраслью Украины в интересах отдельно взятой финансово-промышленной группы. И хотя название этой групы он не сообщил, всем и так понятно, что речь идет о структурах Игоря Коломойского.

Этот украинский олигарх, прославился не только спонсированием «майдана» и тем, что открыто, на камеру, признал себя гражданином трех стран, цинично наплевав на законы своей страны – но и тем, что ранее искусственно обанкротил компанию «Аэросвит», выкинув на улицу ее работников . 

Активисты «Боротьбы» помогали работникам разорившейся компании проводить акции протеста, блокируя ее офис на метро «Бориспольская». Работники рассказывали нам о том, что активы «Аэросвита» были выведены в другие компании, а долги решили реструктуризировать объявив о ее банкротстве. Некоторые работники связывали свои надежды с трудоустройством в других компаниях, связанных с именем Коломойского – например в МАУ и «Днепроавиа». Такие обещания им давала администрация. Но менеджмент других авиакомпаний предпочитал набирать и обучать новичков, зарплата которых намного меньше, чем у опытных стюардесс и наземного персонала. Позже многие активные работники, возмущенные тем, как обошлись с ними хозяева стали активистами «майдана». Они не понимали, что цинично выкинувший их на улицу босс станет одним из главных бенефициаров его победы – и, получив дополнительную власть, продолжит подминать под себя рынок авиаперевозок. 

Конечно, мне вовсе не хочется восхвалять менеджмент «Визэйр». Их низкие цены тоже имеют обратную сторону – это экономия на наземном персонале, потогонная система и игнорирование регламентов безопасности. Но что будет, если в результате майдана для многих украинцев закроется или даже просто сузится эта лазейка в Европу? Сейчас многие наши соотечественники не могут позволить себе выехать за рубеж не только из-за дороговизны билетов, но и из-за стремительно падающего курса гривны – они просто не могут позволить себе купить иностранную валюту.

Другим фактором, который «закрывает» для нас Европу, является ужесточение визового режима с ЕС. Не так давно Польша заявила о дополнительной реконструкции границы с Украиной с целью усиления погранконтроля и расширила списко документов для получения визы. Соглашение о «Едином небе Европы», подписание которого планировалось при Януковиче, и должно было впустить иностранных перевозчиков на равных с украинскими компаниями правах – что должно было удешевить тарифы – перенесено на неопределенный срок. И ясно, что за многим из этого стоит жирующий за счет победы «майдана» олигарх-губернатор из Днепропетровска. А подконтрольные ему телеканалы замяли эту неудобную тему, привычно переводя недовольство своей аудитории в сторону «сепаратистов».

На встрече со студентами в университете в итальянской Болонье меня спросили: «Неужели люди в вашей стране не понимают, что они дальше от Европы, чем два года назад?». Что же я мог ответить удивленным итальянским студентам?

Понимают – но пока не все. 

Сергей Киричук

Читать по теме:

Андрей Манчук «Кравчучка» вместо «Мрії»

Роман Губриенко Утром Ассоциация, вечером рынки

Сергей Киричук Евроинтеграция и война

Джеффри Соммерс Не все то золото, что блестит

Александр Матюшенко «Запретный город» Коломойского

Егор Воронов Вавилон на Днепре

Роман Подолян Большое, малое и памятники

Георгий Комаров Пустите Дуньку в Европу

Morning Star Война за «свободную торговлю?»

Андрей Манчук Походка


2011-2017 © - ЛІВА інтернет-журнал