Кризис входит в пикеКризис входит в пике
Кризис входит в пике

Кризис входит в пике


Максим Нечипоренко
В дальнейшем украинцам можно ожидать только системного повышения цены на газ, теплоснабжение и горячую воду

05.12.2014

Подорожало отопление и вода, в стране официально санкционированы веерные отключения электроэнергии, поскольку у нас больше нет «никому не нужного» угля из разгромленного шовинистами Донбасса. Госкомпания «Укрэнерго» утвердила графики отключения электроэнергии в стране. Подача электроэнергии будет ограничиваться дважды в сутки. Змиевская ТЭС переходит на работу одним блоком из-за недостатка запасов угля, а по данным «Укрэнерго», критическая ситуация сложилась еще на четырех ТЭС: Углегорской, Луганской, Приднепровской и Криворожской. Угля на этих станций осталось на трое суток работы.

Между тем, правительство Украины обещает нам только лишь повышение тарифов по коммунальным услугам на фоне стремительного обнищания людей. Чего же ждать дальше и каких рисков стоит опасаться?

Основной причиной повышения тарифов по коммунальным услугам называется их несоответствие затратам на производство последних: львиная часть в структуре затрат – цена энергоносителей. Низкие тарифы также являются препятствием для притока инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры. Действительно, «пережиток» эпохи социальной стабильности – перекрёстное субсидирование – снимало с граждан основную тяжесть платежей. Разница же покрывалась за счёт бюджетных средств. Понятное дело, что в таких условиях ни о каких инвестициях в развитие или хотя бы обновление инфраструктуры и речи не идет.

Военные действия и смена традиционных рынков украинской экономики привели к катастрофической нехватке валюты, что вынудило руководство Украины обратиться к МВФ за финансовой помощью. Условия получения валюты от МВФ традиционно носят монетаристский характер: сокращение дефицита бюджета до 3-5% за счёт максимального сокращения расходной его части. Это проявляется в заморозке доходов бюджетников и в сокращении, а то и в прекращении выплат социально незащищённым слоям населения. Не трудно догадаться, что эпоха низких тарифов также уходит в небытие.

Однако если углубиться в расчёты по коммуналке, на основании которых в том числе была подписана программа сотрудничества с МВФ, можно заметить определённое несоответствие между действительным положением вещей и поданной информацией. Согласно расчетам Фонда, если весной затраты на оплату услуг ЖКХ в структуре месячных затрат домохозяйств составляли около 5-7%, то после того, как состоится повышение, затраты украинцев на ЖКХ зафиксируются на уровне 11-13%.

В ответ проходимцы из ЖКХ только ухмыляются. Да уж, эти «буржуи» точно ничего не понимают в наших схемах. Ведь они не только сохранили дотационную кормушку – дотации на разницу между тарифом и себестоимостью ещё и вырастут. Но самое главное, что субсидии увеличивают по требованию МВФ для того, чтобы соблюдать пресловутую платёжную дисциплину – иначе все расчеты по ликвидации дефицита НАК «Нафтогаз Украины» так и останутся расчетами.

Несоответствие этих расчётов действительности наталкивает на мысль о том, что Минрегион намеренно исказил информацию для представителей Фонда. Но ведь именно на её основании МВФ пришёл к выводу, что рост тарифов на газ существенно не повлияет на расходы украинцев. Кроме того, с учётом низкой платёжеспособности населения, МВФ предлагал диверсифицированный подход к указанному ими повышению. Однако наши чинуши «взяли обязательство» о повышенных процентах роста коммунальных тарифов и намерены твёрдо держать слово.

Для обеспечения социально защищенных слоев населения правительство Украины обещало создать систему компенсации стоимости тарифов ЖКХ. По расчетам специалистов МВФ, воспользоваться компенсациями смогут 4,5 млн украинских домохозяйств, или 30% всех домохозяйств в Украине. При этом они считают, что из госбюджета ежегодно нужно будет выделять в виде компенсации около 3 млрд грн или в среднем 55 грн на одну семью в месяц.

Но действительность оказалась несколько иной. По данным Госстата октябрь, субсидию смогли оформить лишь 2,7% семей. Грубо говоря, теперь на эту помощь могут рассчитывать лишь бабушки, живущие в тесных однокомнатных квартирах. Если же у вас квартира площадью побольше, вам начислят субсидию лишь на часть площади. Наконец, сама сумма субсидии значительно снизилась. В среднем по разным регионам она колеблется от 70 до 200 грн, и выжить людям не поможет.

Но самое смешное, что повышение тарифов не решило вопроса, ради которого оно формально затевалось – улучшения финансового положения НАК «Нафтогаз» не произошло и не произойдет. Предполагаемый позитивный эффект от увеличения тарифов был сразу же нивелирован обесцениванием гривны и инфляционными процессами в стране. Государственный бюджет выделил 103 млрд грн. для того, чтобы профинансировать в текущем году дефицит НАК «Нафтогаз». Из этих 103 млрд грн на погашение гарантированный государством еврооблигаций НАК было направлено $1,67 млрд (около 22 млрд. грн. по действовавшему тогда курсу), тогда как остальная сумма пойдет на покрытие разницы в тарифах.

В дальнейшем украинцам можно ожидать только системного повышения цены на газ, теплоснабжение и горячую воду. Согласно меморандуму Украины и МВФ от апреля 2014 года, правительством планировалось повысить тарифы на газ и тепло для конечных потребителей на 40% с мая 2015 года и еще на 20% в 2016 и 2017 годах. Безудержное стремление к повышению тарифов подтверждает и коалиционное соглашение, в котором содержится непонятная на первый взгляд норма – перейти на единые для всех потребителей принципы ценообразования на газ и электроэнергию. Однако тогда речь шла о курсе гривни на уровне 10,5 грн/$1, тогда как сегодня он упал до 15-16 грн/$1.

В структуре коммунальных платежей, которые мы ежемесячно совершаем, цена газа влияет практически на все – кроме, очевидно, эксплуатационных расходов (содержание придомовой территории). Эти тарифы выходят из расчёта 1300 грн за тысячу кубометров природного газа. Текущая рыночная цена составляет 5600 грн за тысячу кубов. Значит, до 2017 года коммунальные платежи повысятся в 4-5 раз. А стандартная платёжка за жилплощадь в 30 квадратов будет приходить с суммой 2-2,5 тыс. грн в месяц. И это при наших пенсиях и зарплатах!

Есть ли надежда на здравый смысл политиков? То, что о простых людях снова не подумали, не удивляет. Удивляет другое – как можно устанавливать тарифы, которые люди попросту не потянут по причине отсутствия денег. Но я не думаю, что украинцы будут продолжать вынимать последнее, чтоб оплатить счета.

Максим Нечипоренко

Читать по теме:

Роман ГубриенкоВ погоне за долларом

Сергей КиричукУ разбитого корыта

Максим НечипоренкоГазовый разрыв

Роман ГубриенкоУтром Ассоциация, вечером рынки

Максим НечипоренкоУголь или катастрофа

Майкл РобертсСвободное падение


Підтримка
  • BTC: 1Dj9i1ytVYg9rcmxs41ga2TJEniLNzMqrW
  • BCH: 18HRy1V7UzNbbW13Qz9Mznz59PqEdLz1s9
  • BTG: GUwgeXrZiiKfzh2LW7GvTvFwmbofx7a4xz
  • ETH: 0xe51ff8f0d4d23022ae8e888b8d9b1213846ecac0
  • LTC: LQFDeUgkQEUGakHgjr5TLMAXvXWZFtFXDF
2011-2018 © - ЛІВА інтернет-журнал