Уголь или катастрофа Уголь или катастрофа
Уголь или катастрофа

Уголь или катастрофа


Максим Нечипоренко
Перед Киевом стоит не простая задача: обеспечить ТЭС углём, без которого неизбежны веерные отключения электроэнергии, но при этом не ударить лицом в грязь перед избирателями. Ведь игры патриотов занимательны, но чрезвычайно опасны

15.11.2014

Прямо сейчас в порту Южный на площадках ТИС-уголь выгружают 80 тыс. тонн энергетического угля из ЮАР по цене около $95/тонна на условиях CIF. Этот уголь предназначен для украинских ТЭС, которые в результате военного конфликта на Востоке Украины остались без топлива. Ещё какой-то год назад разговоры о том, что Украина будет импортировать энергетический уголь, да еще из столь отдаленной страны, вызвали бы как минимум недоумение. Однако гражданская война внесла свои коррективы. 

Бои на Востоке страны отрезали Украину от основных источников угля – на не подконтрольных Киеву землях расположены 69 шахт из 93 находящихся в госсобственности. Причём потеря контроля над шахтами выпала именно на тёплый сезон года, когда склады ТЭС должны им активно пополняться на зиму.

Оставшиеся в активе киевских властей шахты с трудом покрывают текущие потребности, но зимой потребление энергии вырастет. В итоге страна встречает холодный сезон с ощутимой нехваткой энергоносителя. Так, запасы угля на ТЭС генерирующей компании «Центрэнерго» (в частности, Трипольская и Змиевская ТЭС) иногда опускаются всего до 3-4 дней.

Дефицит привёл к заключению контракта между «Укринтерэнерго» и лондонской компанией Steel Mont Trading на поставку угля антрацитовой группы в количестве до 1 млн. метрических тонн, по 250 тыс. тонн ежемесячно. Сумма контракта на поставку южноафриканского угля составляет более $90 млн. Договор предусматривает поставку угольной продукции по $92-95/т (без НДС) в порту на условиях DDP. «С учетом перевалки и транспортировки по железной дороге этот уголь обойдется для ТЭС в $107-109 за тонну без НДС», – говорит Украина Евгений Дубогрыз, аналитик CASE. Учитывая валютно-курсовые реалии – это около 1600-1700 грн/т на станции, что чрезвычайно дорого.

Казалось бы, ещё чуть-чуть и Украина станет энергонезависимой и наконец-то прекратит кормить Донбасс. Но не тут-то было. Возникший коррупционный скандал вокруг цены угля из ЮАР, который попутно показал, какие «честные» чиновники пришли во власть после победы майдана, привел к отказу от новых контрактов со стороны Steel Mont Trading. На сегодняшний момент Украина подписала спецификацию только на 500 тыс. тонн. Больше трейдер не хочет иметь дело с Украиной в связи с репутационными рисками.

Более того, теплоэлектростанции потребляют около 1 млн тонн в месяц, а импортные поставки через порты могут перекрыть только 400 тыс. тонн. По оценкам энергетического холдинга ДТЭК, Украине понадобится еще около 600 тыс. тонн в месяц, а по расчётам Кабинета министров – около 4 млн. тонн до конца года.

Как видим, текущие договора об импорте не снимают проблемы его дефицита, но если бы его не привезли, то дела были бы совсем плохи. «Завтра-послезавтра остановилась бы Трипольская ТЭС, и в Киеве не было бы электроэнергии. Даже в приемной у Яценюка», – говорит Дмитрий Марунич, сопредседатель Фонда энергетических стратегий. Поэтому перед чиновниками стоит задача дальнейшего поиска источников пополнения угольных запасов.

Если продолжать импорт, то закупка соответствующих марок углей в России наиболее приемлемый вариант в соотношении цена/качество. В ДТЭК утверждают, что российский уголь примерно на $20 дешевле в сравнении с импортом из ЮАР. Сейчас энергетический уголь можно купить в России по $70-75 в зависимости от качества. А если брать со склада, то его стоимость может составить менее $50 за тонну. Его и везти не далеко, и подвозить быстро, так как доставляется преимущественно по железной дороге. ДТЭК уже переориентировал поставки своего российского угля с шахт в Ростове в Украину и заключает дополнительные договора на поставку сырья из РФ в Украину.

Таким образом, Ринат Ахметов покрывает дефицит энергетических углей на своих генерирующих предприятиях, «Днепрэнерго» и «Востокэнерго». Его примеру последовал собственник «Донбассэнерго» (эксплуатирует Славянскую и Старобешевскую ТЭС) и близкий к Виктору Януковичу Игорь Гуменюк. Но в таком случае получается совсем неприглядная ситуация, Украина теперь зависит от РФ теперь не только в поставках газа и топлива на АЭС, но и в поставках угля. А если поставки угля будут ограничены из РФ, нам придется импортировать российскую электроэнергию, которая будет значительно дороже энергии внутреннего производства.

Можно ещё рассмотреть экзотический вариант покупки энергоносителя в совсем уже далекой Австралии. Сейчас стоимость австралийского энергетического угля составляет менее $70 за тонну. Но транспортные расходы в этом отношении будут в два раза выше, чем поставки из ЮАР.

Второй вариант – возобновление сотрудничества с добывающими предприятиями на Востоке страны. По данным Минэнерго, на шахтах, находящихся в собственности государства на не подконтрольных Киеву территориях, заблокировано около 2,6 млн тонн. Этот объём обеспечил бы работу украинских ТЭС на 2,5 месяца. Безусловно, этого запаса недостаточно для того, чтобы чувствовать себя уверенно, но о чём может быть речь, если запасы на ТЭС исчисляются днями?

Да и цена здесь наиболее приемлема. К примеру, «Центрэнерго» покупала в июне этого года уголь по 900 грн/т без НДС. По данным Угля Украины, в мае средняя себестоимость тонны украинского угля была 1650 грн/т, средняя цена продажи - 650 грн/т (без НДС). Следовательно, средний показатель дотаций на тонну угля составляет около 1000 грн. Это усредненные данные по всем шахтам в государственной собственности.

Учитывая безвыходность ситуации, Киеву таки придётся покупать уголь на Донбассе. Замминистра энергетики и угольной промышленности Юрий Зюков уже заявил, что ГП «Уголь Украины» будет закупать ресурс у Макеевуголь и Торезантрацит. Покупка будет осуществляться по «цене баланса» – 1020 грн/т (с НДС). Правда, уточняет, что цена баланса может возрасти до 1320 грн. Но это всё равно дешевле, чем импортный уголь.

Однако из-за военных действий на Донбассе и разрушения железнодорожной инфраструктуры (в первую очередь железнодорожный узел в Дебальцево) этот уголь невозможно доставлять на ТЭС. Но это не самая главная проблема. Особую опасность в вопросе закупок на Востоке представляет патриотический угар значительной части украинского общества, которое может расценить подобный шаг как предательство национальных интересов. Так, что перед Киевом стоит не простая задача: обеспечить ТЭС углём, без которого неизбежны веерные отключения электроэнергии, но при этом не ударить лицом в грязь перед избирателями. Ведь игры патриотов крайне занимательны, но чрезвычайно опасны.

Максим Нечипоренко

Читати по темі:

Роман Губриенко. В погоне за долларом

Майкл Робертс Зима близко

Сергей Киричук У разбитого корыта

Максим Нечипоренко Газовый разрыв

Андрій Мовчан Акціонери

Роман Губриенко Украинская экономика в исчислениях Путина

Станіслав Сичов Чернігів. У прірві кризи

Роман Подолян Большое, малое и памятники

Андрей Манчук Come as you are


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал