Израиль: в тупике сегрегацииИзраиль: в тупике сегрегации
Израиль: в тупике сегрегации

Израиль: в тупике сегрегации


Ілля Дерев`янко
Сейчас не видно путей, которые могли бы вывести регион из катастрофической ситуации

25.02.2018

Израиль – классическая страна контрастов. Но это не те контрасты, из которых складывается общая целостная гармония, а те противоречия, которые образуются в результате разрыва в ткани общественного пространства. Если территория страны искромсана ползучими стенами и блокпостами, то общество разделено изнутри религиями, паспортами, национальностями, традициями – и бессмысленными конфликтами, уходящими корнями в века.

Мы сами преодолевали эти барьеры во время поездки по стране, вместе с журналистом Андреем Манчуком и историком Артемом Кирпиченком, стараясь увидеть не только парадный фасад, но и социальные задворки апартеидного общества. 

Между крайностями тут часто всего час езды, а иногда может быть и пятнадцать минут пешком. Квартиры стоимостью в сотни тысяч долларов с одной стороны холма, и железные контейнеры в чистом поле – с другой. Сегодня ты слышишь о передовой онкомедицине и бесплатных стволовых клетках, а завтра видишь, как палестинские крестьяне собирают в шапку деньги на операцию для ребенка, которого не на что вылечить, или узнаешь от «украинской» израильтянки, что ее спасли от болезни только благодаря помощи американского мецената, которой так и не дождались множество других пациентов.

Тысячи храмов с могилами и иконами праведников перемежеваны тысячью стен с граффити о насилии – в той же пропорции, в какой число верующих и служителей веры соотносится с количеством вооруженных военных и полицейских. Великолепные современные пляжи и модные променады на берегу Средиземного моря находятся всего в нескольких часах езды от минных полей и брошенных деревень Голанов. Ночные квир-клубы Тель-Авива и Хайфы существуют рядом с архаичными поселками – палестинскими и ортодоксальными – куда посторонним лучше просто так не соваться.

Существуют и более глубокие, не такие очевидные парадоксы. Например, по мнению самих израильтян, особо высоким уровнем ксенофобии и зашоренности обладают репатрианты из нашей «советской» алии. Эти люди – как, кстати, и европейские мигранты из постсоветских стран – как губка впитывают все мифотворчество официальной государственной пропаганды и тиражируют весь набор правых мифологем. Они выросли в стране, где невозможно было представить, чтобы законы и границы работали в зависимости от факторов национальности или веры, но полностью одобряют политику сегрегации.

Люди, которые считали себя беглецами из жуткой тюрьмы народов, находят совершенно нормальным жить за колючей проволокой под охраной вышек и блокпостов – и убеждены, что за решеткой живут не они, а только другие. Возмущавшиеся идеологической пропагандой советские диссиденты взахлеб пересказывают политинформацию из офиса Нетаньяху. А пожилые постсоветские граждане, вынужденные за копейки подрабатывать домработниками, гордятся уважительным обращением со стороны хозяев.

Можно возразить, что такие контрасты можно увидеть в разных странах планеты. Но в Израиле они существуют не как разные грани целого, но раздельно – apart. Совокупность национальности, языка, веры, родословной определяет здесь не только черту обитания и размер потребления, но и жестко фиксирует круг возможностей человека. Суть такого разделения в том, чтобы зафиксировать отличия навсегда и постоянно извлекать из этого прибыль. Политика государства Израиль подтверждает этот тезис, не предлагая никакого выхода, кроме углубления процессов дальнейшего углубления апартеида.

Истории апартеидных систем, которые в разные эпохи существовали в различных странах, подробно описана в документальной и художественной литературе, кинематографе, живописи, музыке. Вопреки словам адвокатов этой позорной политики, апартеид никогда в истории не определялся стремлением жить отдельно, но всегда был желанием жить за счет угнетения и дискриминации собственного соседа. Предполагалось не просто отделять одних людей от других, а всегда отделять результат труда одних в пользу других. Но не только посредством классических механизмов капитализма, а, так сказать, вручную: лишая значительную часть населения политических и экономических свобод, свободы передвижения, и так далее.

Не надо быть дипломированным социологом, чтобы понять социологию рабочего класса современного Израиля. Агитация сообщает о том, что израильские поселенцы «превращают пустыню в сад», строят дороги (кстати – прекрасные), и так далее. Но путешествуя по Израилю, вы не встретите на строительных работах практически ни одного белого ашкеназа – хотя увидите, что они на каждом углу изучают Тору.

Впрочем, мы видели, что помещения для изучения Торы тоже убирают люди, которые куда смуглее статистического ортодокса – то есть, марокканские или эфиопские евреи, которые находятся внизу социальной лестницы еврейской общины, вместе с «русим». Мы посетили старый исторический кибуц, где когда-то жил и работал Артем. По его словам, экономика поселения в основном развивается за счет наемного труда африканцев или украинцев.

Путешествуя по стране на машине (иначе сложно себе представить как это возможно) волей-неволей постоянно оказываешься то на израильской, то на палестинской территории. Иногда для этого нужно проезжать серьезный блокпост, иногда границы условны. Однако контраст между двумя территориями бросается в глаза буквально повсюду – процветание обнесенных проволокой и стенами израильских сеттльментов и нищета арабских селений. Уникальные древние города, вроде Иерихона, который мог бы стать глобальным туристским центром, прозябают в запустении из-за политики апартеидного разделения.

Люди из группы поддержки поселенцев часто умалчивают о том, что дорогу, электричество, газ и воду поселенцам проводит государство, что поселения получают деньги из центрального бюджета и часто имеют серьезные налоговые льготы. Как видим, объяснения успехов поселений куда более прагматичны, чем мифическое врожденное трудолюбие одного народа. Тем более, что палестинцы изолированы и лишены возможности свободно выехать за пределы своих гетто – с большими трудностями покидая его, чтобы получить низкооплачиваемую работу в израильских городах.

На палестинских территориях нельзя не заметить множество автосвалок. Тут заканчивают жизнь большинство израильских авто, которые дешевле выбросить на огород нищего крестьянина-араба, чем утилизировать по правилам на «своей земле». Может общение с иноверцами и неприятно, но ради пары сотен шекелей можно потерпеть, перегоняя старые драндулеты на палестинскую сторону. На контрасте с этими киберпанковскими свалками совершенно дико смотрятся огромные логистические центры автодилеров с тысячами новых авто, которые можно увидеть в Хайфе и Тель-Авиве.

На сегодняшний день совершенно не видно путей, которые могли бы вывести регион из этой катастрофической ситуации разделения и неравенства. Дело не только в религиозной и этнической неприязни. Разогретая до предела экономика Израиля требует дешевой рабочей силы и новых рынков сбыта, находить которые становится все труднее. Допускать падение экономики очень опасно – так как в этом случае к внутренним проблемам прибавятся проблемы с соседями, отношения с которыми перманентно остаются на грани фола.

Арабов нередко обвиняют в том, что они якобы сами являются камнем преткновения на пути конструктивного разрешения ситуации. Так, утверждается, что многие арабы не хотят единого государства с предоставлением равного гражданства всем его жителям – или, наоборот, что они не желают создания двух государств и окончательного размежевания двух общин.

Это правда – но правда, полностью вырванная из контекста. В условиях колоссального военного преимущества одной стороны любые израильско-палестинские переговоры могут означать для палестинцев лишь безоговорочную капитуляцию и принятие всех невыгодных для себя условий израильской власти. Очевидно, что политические лидеры не хотят садиться за такой, отнюдь не круглый стол переговоров. А рядовые палестинцы и многие рядовые израильтяне справедливо опасаются, что новый передел границ и земель приведет страну к новой большой крови.

Как известно, в ситуации постоянно нарастающих противоречий бывает всего два выхода: качественный переход к новому, или разрушение по основанию. И мне бы очень хотелось пожелать всем жителям этого многострадального кусочка земли избежать трагичного варианта своего будущего.

Илья Деревянко

Читайте по теме:

Артем Кирпиченок. Две войны. Украина и Израиль

Наом ШиафПлоды правой политики

Ноам ХомскийИзраиль. Предупреждение о цунами

Михаил Урицкий«Норма» насилия

Артем КирпиченокПисьмо Натаниягу

Крис ХеджесВсе мы будем на месте жителей Газы

Артем КирпиченокПутешествие в кибуц

Константин Бенюмов. «Флотилия бросает вызов блокаде»

Артем Кирпиченок. Маджал-Аскалон. Забытая история

Євген Жутовський. «Медицинские туристы»

Артем Кирпиченок. Израильские протесты. Второе лето

Евгений Жутовский«Контролируемая рождаемость»

Артем КирпиченокВосточные евреи в Израиле


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал