Жестокое убийство карикатуристаЖестокое убийство карикатуриста
Жестокое убийство карикатуриста

Жестокое убийство карикатуриста


Артем Кирпиченок
Настоящее революционное искусство действительно нельзя остановить пулями

Теги матеріалу: європа, близький схід, живопис, змі, кирпиченок, пам`ять, постать, солідарність, фото
14.01.2015
  • 22 июля 1987 года на одной из улиц северо-запада Лондона остановилась машина. Из нее вышел мужчина. Он хотел направиться к офису кувейтской газеты Аль-Кабас, расположенной неподалеку, но на пути человека стоял убийца. Раздался выстрел. Смертельно раненую жертву доставили в госпиталь Чаринг Кросс, но усилия врачей оказались тщетны. 30 августа 1987 года человек умер, не приходя в сознание. Жертвой покушения стал 49 летний Наджи Аль-Али, отец пятерых детей, палестинский беженец и самый известный карикатурист арабского мира.   

    Точная дата рождения Наджи Аль-Али неизвестна. Он появился на свет в 1937 или 1938 году в палестинской деревне Аль-Шаджара, располагавшейся между Тверией и Назаретом. Это была четвертая по размеру деревня в окрестностях Тверии. Аль-Шаджара (по-арабски это означает «дерево») существовала еще во времена крестоносцев, здесь останавливались эскадроны Наполеона, направляясь на юг Сирии в конце Египетского похода. В 1931 году в Аль-Шаджаре проживало 559 мусульман и 29 христиан. История деревни закончилась 6 мая 1948 года, когда ее захватила израильская бригада «Голани». Солдаты убили двадцать жителей Аль-Шаджары, разрушили крестьянские дома и изгнали арабов, как мусульман в Ливан – как мусульман, так и христиан. Среди беженцев был и десятилетний Наджи Аль-Али.

    Беглецы нашли приют в лагере беженцев под Сидоном. Здесь Наджи Аль-Али стал посещать школу Союза Христианских Церквей. Накба породила удивительную метаморфозу. Арабы Палестины, преимущественно крестьянский народ, за считанные месяцы переместились в города и лагеря беженцев, став горожанами. Урбанизация и изгнание шли рука об руку с нищетой и страданиями – но одновременно, в городах палестинские арабы получили доступ к образованию, технологиям и передовым идеям.

    Закончив школу, Наджи Аль-Али перебрался в Бейрут, где на протяжение ряда лет был рабочим и даже стал квалифицированным автомобильным механиком. Два года он проработал в Саудовской Аравии, но затем молодой человек оказался в эпицентре политических бурь.

    Как известно, «Евразия всегда воевала с Океанией». Современные израильтяне свято верят, что палестинское движение – это результат глобального исламского заговора. В 1960-е годы их деды считали, что во всем виноват Насер, а в 1980-е – что нет зверя страшнее Организации освобождения Палестина и Арафата. В действительности, большую роль в формировании палестинской нации в 1950-1960-е годы сыграли арабы-христиане – зажиточные и хорошо образованные. Наджи Аль-Али примкнул к Арабскому Националистическому Движению, которое основал будущий лидер Народного Фронта Освобождения Палестины, выходец из православной семьи Джордж Хабаш. Именно здесь Наджи Аль-Али впервые познакомился с премудростями газетного дела. Сперва он писал для журнала Аль-Сарка («Крик»), а потом, по завершению Ливанской Академии Изящных искусств, Наджи Аль-Али попробовал себя в качестве карикатуриста. Его первые рисунки появились на печатных полосах 25 сентября 1961 года.

    За свою жизнь Наджи Аль-Али создал около 40 тысяч работ. Большая часть из них была посвящена судьбе палестинского народа, израильской оккупации, критике палестинского руководства и арабских режимов. Критики отмечали, что Наджи Аль-Али редко обращал свой карандаш против конкретных личностей. Художник говорил: «У меня классовый подход, из-за этого мои карикатуры принимают такую форму. Важна текущая ситуация и реалии, а не текущий президент и лидеры».

    Самым известным образом Аль-Али была маленькая фигурка Хандалы – аллегория палестинского народа, посредством которой, он обращался к миру. Палестинский блоггер Юсуф аль Джамал цитировал некоторые высказывания Наджи Аль-Али по поводу Хандалалы: «…Я нарисовал его некрасивым ребенком; его волосы словно волосы ежа, который использует свои иглы как оружие… Его руки сцеплены за спиной в знак протеста тогда, когда решения представляются нам по-американски …Хандала был рожден десятилетним, и он навсегда останется таковым. В этом возрасте я оставил свою родину, а когда он вернется, Хандале все еще будет десять, и тогда он начнет взрослеть. Я представил его бедным и дал ему имя Хандала – как символу горечи. Сначала он был палестинским ребенком, но его сознание развилось до национального, глобального и человеческого».

    Подобно Хандале, за свою почти полувековую жизнь Наджи Аль-Али прошел путь от маленького палестинского беженца до гражданина мира. Он жил в Каире, Риме и Кувейте, арестовывался ливанскими и израильскими властями – во время вторжения израильтян в Ливан в 1982 году. В 1988 году Наджи Аль-Али удостоился «Золотого пера свободы» от «Международной федерации газетных издателей». Газета «Гардиан» считала, что его работы лучше всего отображают арабское общественное мнение.

    Хотя Наджи Аль-Али и не прибегал к современным методам творческого выражения, его рисунки оскорбили много ранимых душ. Идя по следам убийц, британская полиция арестовала 28-ми летнего Исмаила Сована, уроженца Иерусалима и члена ООП. Многие карикатуры Наджи Аль-Али содержали едкие выпады против палестинского руководства, и казалось, что художник пал жертвой внутрипалестинской вендетты. Но вскоре Исмаил Сован и еще один палестинец, арестованный вместе с ним, признались в работе на израильскую спецслужбу «Моссад». Раскрывшиеся факты побудили британское правительство выслать трех израильских дипломатов причастных к убийству Наджи Аль-Али и закрыть представительство «Моссад» в Лондоне.

    Рисунки Наджи Аль-Али, подобно работам Херлуфа Бидструпа и Георга Гросса, пережили своего создателя. Маленького Хандалу и сегодня можно видеть на стенах палестинских лагерей беженцев и городов Ливана. Настоящее революционное искусство действительно нельзя остановить пулями.

    Артем Кирпиченок   

    Читайте по теме:

    Айя Башир, Эстер РаппапортНе забудем Ленинград, переживем Газу

    Артем Кирпиченок. Две войны. Украина и Израиль

    Наом ШиафПлоды правой политики

    Ноам ХомскийИзраиль. Предупреждение о цунами

    Михаил Урицкий«Норма» насилия

    Артем КирпиченокПисьмо Натаниягу

    Крис ХеджесВсе мы будем на месте жителей Газы

    Артем КирпиченокПутешествие в кибуц

    Константин Бенюмов. «Флотилия бросает вызов блокаде»

    Артем Кирпиченок. Маджал-Аскалон. Забытая история

    Євген Жутовський. «Медицинские туристы»

    Артем Кирпиченок. Израильские протесты. Второе лето

    Евгений Жутовский«Контролируемая рождаемость»

    Артем КирпиченокВосточные евреи в Израиле


    Підтримка
    • BTC: 1Dj9i1ytVYg9rcmxs41ga2TJEniLNzMqrW
    • BCH: 18HRy1V7UzNbbW13Qz9Mznz59PqEdLz1s9
    • BTG: GUwgeXrZiiKfzh2LW7GvTvFwmbofx7a4xz
    • ETH: 0xe51ff8f0d4d23022ae8e888b8d9b1213846ecac0
    • LTC: LQFDeUgkQEUGakHgjr5TLMAXvXWZFtFXDF
    2011-2017 © - ЛІВА інтернет-журнал