Глобальный экономический кризис тянется вот уже шестой год, и мы часто слышим с разных сторон – в том числе и от правых либертарианцев – своеобразные объяснения причин нынешнего кризиса. Нам еще с 2007-го года твердят о том, что нынешний кризис – это, якобы, вовсе не вина капитализма и не какой-либо изъян в его работе.
Всё это, якобы, происходит потому что наша нынешняя система не капиталистическая, а проблемы, с которыми сталкивается наш мир, имеют, дескать, не системный характер. И если бы мы только могли «вернуться назад», к некоему подобию «чистого» капитализма, то все наши беды и проблемы сразу же разрешились бы.
Такого рода объяснение кризиса предполагает и определенные политические рецепты, согласно которым мы должны покончить с нынешней плохой экономической системой.
«Кумовской», «бандитский», «игорный», «монопольный» – вот лишь некоторые определения, которыми наделяют обычно нынешний («нечистый») капитализм. Такой капитализм, – говорят нам – не может обеспечить прогресс и процветание – в отличие от чистого капитализма. Затем, те, кто мыслит таким образом, как правило, начинают осуждать того или иного демона, который, по их мнению, «пачкает» чистый капитализм. И демоны эти всегда являются чем-то внешним по отношению к чистому капитализму – как бы его антитезисом: то это пресловутое «сильное государство», то монополии, то Федеральный Резерв, то система социального обеспечения, то налоги, то профсоюзы – и так далее.
Именно их вмешательство в работу чистого капитализма, якобы, блокирует изначально присущую капитализму эффективность. Все эти демоны мешают осуществлению экономической справедливости – тому, как чистый капитализм должен по идее распределять доходы, в соответствии с вкладом каждого человека и каждого предприятия в экономику в целом. Все эти демоны – внешние по отношению к капитализму – искажают принцип распределения экономических благ в пользу своих «особых интересов». Именно потому, якобы, и страдает наша экономика и общество в целом.
Благодаря таким апелляциям к чистому капитализму можно критиковать экономический кризис так, чтобы в этой критике не звучало ничего антикапиталистического. Сторонники «чистого» капитализма таким образом вновь подтверждают свою лояльность капитализму – но капитализму абстрактному, критикуя при этом капитализм конкретный, проявляющийся здесь и сейчас. Вся хитрость заключается в том, чтобы представить нынешнюю систему, погружающуюся все глубже в состояние кризиса, чем угодно, но только не капитализмом.
Всё это лишь фантазии – капитализм всегда был «нечистым». Взять, хотя бы, тот факт, что капитализм и правительственные структуры всегда сосуществовали. Правительства, как правило, служили интересам класса капиталистов, помогая им победить и уничтожить прочие классы.
В ходе Французской Революции усилившийся класс торговцев, банкиров и мелких капиталистов захватил государственную власть для того, чтобы подорвать основы французского феодализма. Американские революционеры вырвали бразды государственного правления у Великобритании ради того, чтобы ускорить развитие капитализма в США. С этой целью велись войны против коренного населения, производился захват их земель; шло строительство базовой инфраструктуры (гаваней, каналов, железных дорог, шоссе и аэропортов). Гражданская война в США и ее последствия; развитие почтовой системы, судебной системы (полиции и судов для урегулирования споров); современная система образования, и так далее. Всё ради ускорения капиталистического развития. Капитализм без правительства – это фантазия.
Аналогичным образом и монополии всегда существовали при капитализме. Каждое коммерческое предприятие постоянно опасается возникновения монополии и стремится помешать созданию монополии в той сфере промышленности, где оно производит закупки. И, точно так же, каждое предприятие использует любые возможности для организации собственной монополии на рынке. В обоих случаях мы имеем дело с погоней за прибылью. Таким образом, конкуренция ведет к монополии – и наоборот. При капитализме всегда создаются монополии (подрывающие конкуренцию) и разрушаются монополии (рост конкуренции). Чистый капитализм без монополий – это тоже фантазия.
Федеральный Резерв заменил альтернативные финансовые структуры тогда (и потому что), когда они оказались неприемлемыми для капиталистов (и не только). Денежная и кредитная система, а также ее роль в системе капитализма развивалась параллельно с развитием институтов контроля и управления. Каждая современная капиталистическая экономика имеет свой центральный банк, функции которого аналогичны функциям Федерального Резерва США. И все центральные банки служат интересам капиталистической экономики и зависят от нее. Развитый (или современный) капитализм без центрального финансового учреждения – это тоже фантазия.
Движимая погоней за прибылью капиталистическая автоматизация труда, а также повторяющиеся экономические циклы роста и спада, приводят к тому, что рабочих оказывается больше, чем рабочих мест. И если массовая безработица длится достаточно долго, то в результате страдания людей порождают сначала их гнев, а, в конце концов, восстания. Автоматизация труда при капитализме и нестабильность капиталистической экономики (как по отдельности, так и вместе) всегда несли угрозу самому существованию капитализма. Для уменьшения степени такого рода угроз своему существованию, капитализм разработал различные способы некоторого облегчения страданий людей при помощи благотворительности и пособий по безработице.
Система социальных пособий вовсе не навязана капитализму некой внешней силой, а является, скорее, следствием развития системы самозащиты, выработавшейся внутри самого капитализма. Полная занятость встречается при капитализме крайне редко, безработица же, наоборот, была и остается нормой. При капитализме всегда происходили яростные споры по поводу того, сколько (и чьих именно) средств следует направлять на помощь безработным через систему социального обеспечения. И потому мечты о чистом капитализме без той или иной системы социального обеспечения – это тоже всего лишь иллюзии.
И, наконец, свойственная капитализму тенденция к усилению неравенства в распределении доходов и богатств всегда и везде вела к развитию социальных механизмов перераспределения материальных благ. Одним из таких механизмов является налогообложение – ведь функция налогообложения никогда не сводилась лишь к сбору денег для обеспечения деятельности самого правительства. Переходы от прогрессивного к регрессивному налогообложению и обратно предполагают и изменения самого принципа перераспределения доходов и/или богатств, что означает также определенные изменения социальных условий и степени напряженности политических конфликтов. Доходы и богатства перераспределяются либо в среде капиталистов, либо между капиталистами и всей остальной массой населения. Чистый капитализм без какой-либо налоговой системы перераспределения доходов и богатств – это лишь фантазия.
Профсоюзы тоже являются продуктом капитализма. Проблемы, которые испытывают рабочие при капиталистической экономике, практически повсюду вызывали у них стремление организовать профсоюзы. И профсоюз отнюдь не являются некой организацией, навязанной чистому капитализму откуда-то извне. Капиталисты всегда вели борьбу на уничтожение и ослабление профсоюзов, либо стремились воспрепятствовать их созданию. Полностью достичь своих целей им никогда не удавалось. Чистый капитализм без профсоюзов – это чистой воды стремление принять желаемое за действительное.
Однако все эти фантазии, иллюзии и воображаемые сценарии являются инструментами идеологии. Такая вера в возможность и желательность «возврата к чистому капитализму» уводит людей от рассмотрения сценариев развития, ведущих за пределы капитализма, или отвлекает их от поддержки движений, стремящихся к серьезным социальным изменениям. Вместо этого люди заняты тем, что стремятся ограничить роль государства или сменить правительство. Они ведут борьбу против монополий, Федерального Резерва, системы налогообложения (и учреждений типа Налогового Управления), системы социального обеспечения или профсоюзов.
Но даже когда либертарианцам (и всем прочим) удается частично добиться своего, проблемы капитализма при этом никоим образом не решаются. Капитализм, создавший все эти институты и организации, в ответ на их частичное уничтожение всегда воссоздавал эти же институты или их вариации.
Нынешний экономический кризис и спад нельзя преодолеть при помощи этих фантазий и мечтаний о возврате к некоему золотому веку чистого капитализма. Нам нужно идти вперед и создать нечто лучшее, чем ныне существующий капитализм. И сейчас – впервые за долгий период времени – мы можем объединиться со всей той быстро растущей массой людей, которые вместе с нами приходят к тем же выводам.
Ричард Волфф
Перевод Дмитрия Колесника
Читайте по теме:
Ричард Волфф. «План Б» капитализма
Дебора Орр. Заложники неолиберализма
Славой Жижек. Прогнило что-то в европейском королевстве…
Ха-Джун Чан. Миф о «толпе бездельников»
Роксолана Машкова, Иван Шматко. Между ложными альтернативами
Славой Жижек. Масла в огонь
-
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>