«Это Гранада научила меня быть с теми, кого преследуют: с цыганами, неграми, евреями, маврами, – ведь в каждом из нас есть что-то от них... Я испанец до мозга костей и не мог бы жить в каком-нибудь другом месте земного шара, но мне ненавистен всякий, кто считает себя выше других по одному тому, что он испанец. Я брат всем людям, и мне отвратителен тот, кто, вслепую любя родину, готов принести себя на алтарь пустых националистических идеалов. Добрый китаец мне ближе злого испанца. Испания живет в глубинах моего сердца, я ее поэт, но прежде того я гражданин мира и брат всем людям».
Федерико Гарсиа Лорка
Историк из Гранады, возможно, разрешит одну из главных загадок новейшей испанской истории. Он утверждает, что обнаружил могилу казненного поэта и драматурга Федерико Гарсии Лорки.
Мигель Кабальеро Перес три года разбирал полицейские и военные архивы, чтобы воссоздать последние тринадцать часов жизни автора «Кровавой свадьбы», «Йермы» и «Дома Бернарды Альбы», расстрелянного правыми в самом начале гражданской войны в Испании.
Историк утверждает, что обнаружил захоронение и идентифицировал шестерых полицейских и добровольцев из расстрельной команды, казнившей Лорку и еще троих узников. Смерть Лорки, по мнению историка, стала результатом длительного политического соперничества между богатейшими семействами Гранады – в том числе и семейства отца Лорки.
«Я решил исследовать архивный материал, а не полагаться на устные свидетельства, так именно они создают путаницу – слишком много предполагаемых свидетелей, придумавших свидетельства» – объяснил Кабальеро, опубликовавший результаты своей работы в книге «Последние тринадцать часов Гарсии Лорки».
Как утверждает Кабальеро, сначала он хотел проверить информацию, собранную в 1960-х испанским журналистом Эдуардо Молино Фахардо, бывшим ранее членом Фаланги, правой организации, поддерживавшей диктатора генерала Франсиско Франко.
«Благодаря собственной политической позиции, Молино Фахардо имел подход к этим людям, которые с удовольствием рассказывали ему о случившемся – говорит Кабальеро. – Архивы подтверждают большинство из сказанного. Следовательно, разумно было бы также и предположить, что Фахардо не ошибся и с определением места захоронения».
Говорили, что это была траншея, выкопанная в поисках воды возле фермы под названием Кортихо де Гаспачо, между деревнями Визнар и Альфакар. Это всего лишь в полукилометре от места, указанного историком Яном Гибсоном в 1971-м, которое и было раскопано в 2009-м – однако, тем не было обнаружено никаких останков.
«Новое место предполагаемого захоронения находится на несколько большем расстоянии от деревень, вне поля зрения, вне слышимости. Добраться сюда можно было на автомобиле. К тому же требовалось еще и освещение фарами, так как расстрел происходил ночью» - говорит Кабальеро. Археолог Хавьер Наварро нашел провал в земле, который может являться захоронением. «Можно предположить, что здесь и находится захоронение», – говорит Наварро, обнаруживший ранее шесть массовых захоронений времен гражданской войны в различных областях Испании. «Обнаружить его не трудно, достаточно лишь снять верхние 40 см. грунта и опытный археолог сразу же скажет вам, была ли здесь разрыта земля».
Летом 1936 года шесть человек расстрельной команды расстреляли кроме Лорки еще сотни человек, подозреваемых в «левизне». Им выдавали премию в 500 песет и продвигали по службе в качестве награды за исполнение грязной работы для националистических сил будущего диктатора Франко.
«Я называю их «палачами», а не «убийцами». Если одни из них были добровольцами, то другие были полицейскими, которым самим грозил расстрел за отказ» - говорит Кабальеро. Один из них жаловался впоследствии, что подобная работа «сводит его с ума». Некоторые из расстрельной команды не знали, кто такой Лорка. «Это был не тот контингент, что читает поэзию. Работы Лорки читали преимущественно представители элиты. Они, скорее всего, были заинтересованы в расстреле двух анархистов, казненных вместе с Лоркой и имевших репутацию весьма опасных людей». Но командир расстрельной команды, жестокий 53-летний полицейский Мариано Ахеньо и доброволец Антонио Бенавидес, родственник первой жены отца Лорки, знали, кто перед ними.
«Я выстрелил этому олуху прямо в голову» – хвастался позже Бенавидес.
Семейство Рольдан, придерживалось правых взглядов – это были политические соперники отца Лорки. Они и уговорили профранкистские власти города арестовать и расстрелять поэта. Бенавидес, член клана Рольданов, сам вступил в расстрельную команду. Один из его двоюродных братьев стал ранее прототипом жулика в «Доме Бернарды Альбы», завершенном Лоркой буквально за несколько месяцев до расстрела. В этом произведении Лорка сознательно выбрал в качестве мишени семейство Альбы.
«Они были злы на отца и решили отыграться на сыне» – говорит Кабальеро.
Кроме Бенавидеса, никто более из расстрельной команды не гордился содеянным. «Они не говорили дома об этом. Их запомнили, как любящих дедушек, никогда не рассказывавших о гражданской войне».
Перевод Дмитрия Колесника
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>