Шпион, который пришел с ЗападаШпион, который пришел с ЗападаШпион, который пришел с Запада
Культура

Шпион, который пришел с Запада

Артем Кирпиченок
Шпион, который пришел с Запада
Контрольные и надзирающие институты буржуазной демократии формально сохраняют свои функции – но их реальные полномочия сходят на нет

24.09.2016

Говорить правду в демократической стране всегда легко и приятно. Гораздо тяжелее иметь дело с последствиями собственной искренности. Печальная судьба сержанта Брэдли Мэннинга, отправившегося на 35 лет за решетку после публикации данных о военных преступлениях армии США в Ираке, или участь ученого-ядерщика Мордехая Вануну отсидевшего пятнадцать лет в одиночной камере за публично обнародованные данные об официально не существующей израильской ядерной программе, являются наглядным тому подтверждением.

Но американский программист Эдвард Сноуден, раскрывший миру тайны американо-британского электронного шпионажа, оказался везучим, как сказочный колобок. Он и от АНБ ушел, и от ЦРУ ушел, докатился через Гонконг до Москвы и теперь, вдали от «всевидящего глаза и всеслышащих ушей» американских жандармов, беспрепятственно троллит силы света, добра и свободы. Подобная эпическая удачливость не могла не вызвать интерес творческой общественности, и сегодня мы имеем удовольствие смотреть художественный фильм «Сноуден», снятый американским режиссером Оливером Стоуном.

Конечно, как глубокомысленно замечает либеральный публицист Ярослав Заболуев, Стоун уже не тот: «за последние пару лет Оливер Стоун из живого классика американского кино превратился для соотечественников и большей части остального мира в опасного сумасшедшего. Он то и дело порывался обозвать родную страну империей зла, а главное – нашел тому неопровержимые доказательства, которые изложил в документальном сериале «Нерассказанная история США».

Да, с точки зрения либеральной прессы, критика собственной страны – конечно, только в том случае, если это не Соединенные Штаты Америки, или нынешняя Украина – есть опасное безумие. Так что, Стоун прямо не режиссер, а Новодворская с камерой! Но, поверьте мне дорогие читатели, в картине, которую вам предстоит увидеть, не все так плохо, как может показаться.

Да, фильм «Сноуден», очевидно не дотягивает до первых шедевров Оливера Стоуна, вроде легендарного «Конана-варвара» – но как раз в отсутствие патриотизма его упрекнуть нельзя. Именно любовь к родине является основным мотивом, определяющим поступки его главного героя. Сноуден сначала идет в армию, а потом, после травмы, желая послужить стране записывается в ЦРУ. И принимает решение о публикации попавших в его руки секретных материалов, только после того, как осознает, что Агентство национальной безопасности осуществляет тотальный шпионаж прежде всего за гражданами США.  

Более того – мы не найдем в этом фильме леденящих кровь зверств американской военщины – помимо мимолетной сцены использования беспилотных бомбардировщиков в Афганистане. Но какой российский, израильский или украинский читатель этих строк, осмелится бросить в этом случае камень в американские войска?    

Стоит также отметить, что Оливер Стоун, несмотря на все свое «безумие», весьма почтительно относится к родным англосаксонским культурным корням. В «Сноудене» легко можно заметить многочисленные отсылки на известные творения британского и американского гения. Конечно, в первую очередь речь идет о романе «1984» Джорджа Оруэлла. Тихий и исполнительный Эдвард Сноуден даже внешней напоминает оруэлловского Уинстона Смита, служащего в Министерстве Правды. В роли Джулии выступает либеральная подруга главного героя Линдси Миллс, в амплуа зловещего О’Брайена предстает циничный ментор Сноудена в школе ЦРУ. Ну а Большой Брат, конечно же, видит все – проштрафившись, герой выслушивает разносы, стоя перед огромным экраном с ликом шефа. Спасаясь от его всевидящего ока, Сноуден не любит камеры и заклеивает видеообъектив своего компьютера в самый пикантный момент. Удивительно – но учитывая счастливое бегство героя, все эти немудреные методы, похоже, действительно работают.

Помимо этой классической книги, Оливер Стоун отдает должное еще одной популярной антиутопии – фильму «Матрица». С самого начала картины Эдвард Сноуден живет в виртуальном мире – он знакомится в интернете со своей подругой и проводит круглые сутки в подземных бункерах перед экранами компьютеров, все больше отрываясь от реальности. Побег и изобличение АНБ становится для Стоуна своего рода освобождением от «Матрицы» – совсем как для известного героя Киану Ривза.

Наконец, режиссер довольно активно цитирует в картине свои собственные ранние работы. Раненный патриот-консерватор получает ранение на военной службе и проходит мучительный процесс переоценки ценностей – разве это не похоже на фильм «Рожденный 4 июля»? Круг замкнулся – если американским героем 1970-х был Рон Ковик, активист антивоенных протестов, то теперь режиссер предлагает американцам новый моральный ориентир компьютерного века – невозвращенца Эдварда Сноудена.

Итак, Америка обрела нового героя, в котором так нуждается эта великая и несчастная страна. А какой вывод можем сделать для себя из этого мы, жители Старого Континета? Пожалуй, самое тревожное, из того, что нам показал «Сноуден» – это постепенная, поэтапная ликвидация демократических гражданских прав и свобод, в самом сердце цитадели мировой демократии и прогресса – равно как и в России или в Украине. Судьи выносят тайные постановления, сотрудники спецслужб прослушивают подозреваемых и «естественным путем» вовлекают в орбиту сыска десятки тысяч людей, которые имеют лишь косвенное отношение к политическим событиям. При этом,  контрольные и надзирающие институты буржуазной демократии формально сохраняют свои функции – но их реальные полномочия сходят на нет. В итоге мы приходим к подлинному обществу тотального контроля, перед которым меркнут «ужасы тоталитаризма», представленные в пропагандистских опусах типа «Жизни чужих».

Впрочем, у новых О`Брайенов из АНБ и ЦРУ вряд ли получится погаситься звезды. Максимум, что они смогут сделать – это до конца коррумпировать и разрушить политическую модель, которую лукаво именуют «буржуазной демократией».

И лишь от нас зависит, что придет ей на смену.

Артем Кирпиченок

Читайте по теме:

Хуан Коул, Оуэн Джонс. Герой нашего времени 

Джулиан Ассанж. Криптография, как оружие в борьбе с империями

Федерико Фуэнтес. Медиа-борьба за свободу слова

Андрэ ВлчекСмерть независимой журналистики

Славой Жижек. «Цель номер один»


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал