В последнее время в Европе внимание в основном акцентировали на мерах по предотвращению исламистского экстремизма. Однако вот уже в этом году заголовки европейских изданий стали вновь кричать о росте ультраправого экстремизма: от ультраправых в Украине и их роли в агрессивных протестах, охвативших эту страну – до ультраправых Греции, где преступления, совершаемые против представителей различных меньшинств происходят почти ежедневно.
И вопреки мнению тех, кто считает, что только восточная и южная Европы сталкивается с такими проблемами насилия, в Германии (по данным немецкой разведки за прошлый год) насчитывается 21750 правых экстремистов, из которых 9500 человек классифицируются, как потенциально способные к насильственным действиям. А это означает, что склонность к насильственным действиям среди крайне-правых существенно усилилась за прошедший год.
В Великобритании был осужден террорист Павел Лапшин. Нет ясности пока и относительно будущего Английской Лиги Обороны (EDL), оставшейся без своего лидера Томми Робинсона. Все эти факты способствовали тому, что вновь стал актуальным вопрос о потенциале различных агрессивных групп и отдельных людей. И хотя было много разговоров по поводу данной проблемы в масс-медиа и в среде политических лидеров (в том числе с участием министра по делам иммиграции Джеймса Брокеншира и госсекретаря Эрика Пиклза) – реально «сделано» было очень мало. Европа должна была забить тревогу еще три года назад, когда Андерс Брейвик совершил убийства в Норвегии.
Однако только сейчас Еврокомиссия начинает требовать от европейских лидеров реальных действий. Месяц назад еврокомиссар Сесилия Мальмстрём публично заявила, что правые экстремисты сейчас представляют из себя наибольшую угрозу Евросоюзу. После атак Брейвика Еврокомиссия помогла шведскому правительству и Институту Стратегического Диалога провести первое международное исследование по поводу вариантов решения проблемы ультраправого экстремизма. Исследование проводилось в десяти странах ЕС. И результаты этих исследований будут сегодня переданы европейским политическим лидерам в Стокгольме в Министерстве Юстиции.
В представленном отчете предлагается внести следующие изменения в европейскую политику по отношению к ультраправому экстремизму:
1. Правительства должны ужесточить законы таким образом, чтобы не дать возможности ускользнуть от ответственности экстремистам и тем, кто совершил преступления на почве ненависти. Для этого необходимо начать реализацию концепции ЕС о «преступлении на почве ненависти» параллельно с детальным определением прав жертв таких преступлений, составленных специально в пользу жертв преступлений на почве ненависти. Для этого необходимо обеспечить юридическое признание статуса жертвы преступлений на почве ненависти и ужесточить наказания для всех типов преступлений, обусловленных дискриминацией, причем в основе этих мер должно лежать четкое понимание того, какие именно группы чаще всего являются объектами нападений, и кто именно потенциально может стать таким объектом в будущем. ЕС должен играть большую роль в оказании давления на правительства, чтобы те разработали в этом отношении четкие и всеобъемлющие законы.
2. Правительства должны осуществлять национальные «программы по выходу», которые должны помочь людям выйти из крайне-правых движений. Такие программы должны предполагать не просто разовую, а долговременную помощь тем, кто пытается найти работу, сменить место жительства, развивать новые и безопасные для других социальные структуры. Такие программы оказываются более эффективными и вызывающими доверие, если они осуществляются независимыми от правительства организациями, хотя, скорее всего, их будут финансировать именно правительственные или уставные фонды. Успешные модели реализации таких программ уже существуют в Швеции и Германии – их необходимо вводить в других странах, в том числе и в Великобритании. Инвестиции в такие программы могут оказаться взаимовыгодными, как для бывших экстремистов, так и для государств.
3. Поскольку марши и демонстрации ультраправых стали уже общераспространенными, нам необходимо реализовывать гораздо более умную тактику полиции, которая сможет гарантировать ограничение воздействия ультраправых на местные сообщества и коммерческие предприятия. «Умная» полицейская тактика должна предполагать усиление взаимодействия с местными сообществами, жителей которых необходимо информировать и непосредственно привлекать их во время демонстраций, а также более активно использовать социальные сети и технологии. В Великобритании уже сейчас реализуются инновационные методы взаимодействия полиции с жителями: от инициативы «Активные граждане Рочдейла» до групп посредников Лутона (специалисты, улаживающие конфликты между жителями – прим. пер.). Такого рода тактику стоит распространять как на общенациональном, так и на международном уровне.
И, наконец, помимо всех этих практических мер, следует отметить, что политики с некоторой беспринципностью относились к тому, как именно нужно публично высказываться по вопросам иммиграции, разнообразия и национальной безопасности. И существует определенный риск, что политическая риторика (например, по вопросам о румынских и болгарских иммигрантах в Великобритании) сыграет на руку экстремистам. Политики должны осторожнее взвешивать все факты, прежде чем начать разрабатывать свою стратегию коммуникации по данным вопросам и, с другой стороны, они должны быть более смелыми в публичных заявлениях, осуждающих крайне-правую идеологию и ненависть.
Публичные заявления политических лидеров могут уполномочить общественность к реальным действиям и повысить эффективность работы ведущих профессионалов, работающих над решением данных проблем. Ни одну из европейских стран пока нельзя считать образцом практического решения проблемы, и даже там, где производятся достаточно масштабные действия в этом направлении, там же совершается обычно и ряд ошибок, на которых необходимо учиться. Ясно одно – Европе необходимо работать на международном уровне для решения данной проблемы, которая всё в большей степени принимает международный характер.
Швеция до сих пор считалась бастионом толерантности в северной Европе, однако не многие знают, что Швеции приходилось на протяжении десятков лет вести борьбу против ультраправого насилия, достигавшего наиболее высокого уровня в Европе (после Германии). И сегодня европейские политические деятели собираются в министерстве юстиции Швеции для обсуждения новых подходов к решению этой старой проблемы. Пора и остальной Европе прислушаться к Швеции. Пора отставить в сторону политические разногласия и продемонстрировать четкую решимость справиться с этой проблемой. Пора переходить от слов к делу.
Некоторые, возможно, скажут, что мы еще мало знаем об ультраправом экстремизме, и призовут нас тщательнее исследовать данную проблему. Тем не менее, теперь мы уже знаем достаточно, чтобы действовать.
Видхья Рамалинган
Перевод Дмитрия Колесника
Читайте по теме:
Эрик Дрейтсер. Украина и возрождение фашизма
Танасис Кампаганнис. Коричневый интернационал
Андрей Манчук. Расизм лжет. Расизм убивает
Эмердип Бэсси. Кто подтолкнул Лапшина к убийству?
Жером Роос. Время брейвиков
Славой Жижек. «Казус Брейвика, или чего хочет Европа?
Алек Лун. Национализм - ядро \"Евромайдана\"
Дэвид Рэй. Пустые обещания для Украины
Ута Вейнманн. Интервью с Денисом Левиным
Андрей Манчук. Реальная угроза
Светлана Циберганова. Не моя война
Андрей Манчук. Под руку с Тягнибоком
Георгий Эрман. Сумерки украинского Средневековья
Сергій Мовчан. Культурні хроніки
Ричард Сеймур. Сопротивление фашизму: между «рано» и «поздно»
Марианн Мэкельбер. Настоящая борьба только начинается
Анжей Палис. Похмілля після свята незалежності
Эвальдас Бальчунас. Правый марш в Литве
Андрей Манчук. Реальная угроза
Антон Шеховцов. Старые и новые европейские друзья «Свободы»
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>