«Социальные реформы» по-украински«Социальные реформы» по-украински«Социальные реформы» по-украински
Економіка

«Социальные реформы» по-украински

Альоша Птіцин
«Социальные реформы» по-украински
При внимательном прочтении письма становится вполне очевидным, что здесь речь идёт об очередном наступлении на систему социальных льгот, и о стремлении заменить их адресными выплатами

23.07.2012

Недавно министерство социальной политики Украины разослало ряду общественных организаций любопытное письмо, с просьбой помочь ему – министерству – в работе по реформированию системы социального обеспечения Украины, которая скромно переименована в «систему социальных услуг» (как говорится, почувствуйте разницу!).

Само по себе это было бы неплохое начинание – привлечь общественность к работе над таким важным вопросом. Однако вызывают сомнения цели работы – причём не столько заявленные, а скорее те, которые будут достигнуты при этом на самом деле.

При внимательном прочтении письма становится вполне очевидным, что здесь речь идёт об очередном наступлении на систему социальных льгот, и о стремлении заменить их адресными выплатами (так называемый принцип «деньги за клиентом»). А это – не одно и то же.

Чтобы все поняли, что это такое, поясню на примере бесплатного проезда в городском транспорте. Льгота бесплатного проезда, это право льготника – например, пенсионера или ребёнка до семилетнего летнего возраста, – ездить столько, сколько ему нужно, без каких-либо ограничений. Замена этой льготы, этого права адресной выплатой определённого размера сразу ограничивает льготника размерами выплаты. Теперь прибавьте к этому то обстоятельство, что пополнение данной статьи бюджета может быть заложено (и очень даже вероятно) не из центрального, а из местного бюджета, где эти выплаты будут мизерными. И в результате монетизации для льготников из бедных областей может выйти пшик вместо бесплатного проезда, бесплатных лекарств и т.п.

То же касается и других льгот, заменённых адресными выплатами.

Так вот, обратите внимание, что в письме минсоцполитики так прямо и говорится, что общественные организации приглашаются для разработки плана по «...реалізації Стратегії реформування системи соціальних послуг на 2012-2016 роки.»

То есть, сама стратегия уже разработана, без всякого участия общественности. И менять её никто не собирается. А о том, на что направлена эта стратегия, можно судить по тому, какие именно конкретные механизмы хочет разработать министерство.

Читаем: «Міністерству потрібна допомога в розробці конкретних механізмів фінансування соціальних послуг. Мова йде, зокрема, про механізм «гроші за клієнтом» та його відображення у Бюджетному кодексі України, а також про способи тарифікації соціальних послуг».

О механизме «гроші за клієнтом»  уже упоминалось выше. Что касается тарификации услуг, о ее подлинных целях публично заявил депутат Верховной Рады, член фракции Партии регионов Александр Стоян: «Речь идет об инвентаризации этих льгот. Надо провести инвентаризацию, а после этого – адресная социальная помощь. После инвентаризации мы увидим, что часть людей не нуждается в этой помощи...».

Интересное письмо, правда?

Невыясненным остался только один вопрос. А зачем им вообще нужен весь этот, не подберу другого слова, спектакль с письмом, с привлечением общественных организаций? Зачем вся эта шумиха? Ведь для разработки и уточнения механизма нужны специалисты, и они в министерстве наверняка есть. Но приглашают общественные организации… Зачем?

Здесь есть о чём подумать.

Понятно, что в условиях сокращения производства трудно рассчитывать на полноценный бюджет, способный финансировать нормальную жизнь трудящихся. Рождаемость падает, смертность растёт. Но я вижу здесь не желание поправить дела сегодняшних льготников – сирот, пенсионеров, инвалидов и т.д., – а намерение «улучшить» пополнение бюджета за счёт самых незащищённых.

Ведь на самом деле ситуация с производством совершенно иная. Ни для кого не секрет, что производство на Украине не столько сокращается, сколько вывозится.  Я имею в виду вывоз прибыли за рубеж и инвестирование её в развитие местного производства – там, где выше норма прибыли. Не говоря уже о том, что активно вывозятся и продукты производства.

Так вот, в этих условиях предлагаемый министерством соцполитики способ «улучшить» бюджет за счёт сокращения прав беднейшей части общества, фактически, умертвит в короткий срок многие сотни тысяч людей.

А чтобы покрыть эти результаты, они власти приглашают к себе в «подельники» общественные организации.

Алёша Птицын


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал