Афробит – это смесь традиционной музыки нигерийского народа йоруба, джаза и фанка.
Но что такое афробит, кроме того, что это музыкальный стиль? Полиритмия, огненные духовые, грув, грув, грув – да, но это еще и песни-проповеди, песни-обличения, песни-призывы. Афробит изначально был политизированным стилем и с ним неразрывно связано имя Фела Аникулапо Кути.
Этот веселый сумасброд и революционный трикстер мира музыки родился в семье политических активистов. Его мать была феминисткой и участницей антиколониального движения. В 1969 году Фела приехал в США, где познакомился с членами партии Черные Пантеры. В 1970 году он формирует музыкальный коллектив Africa 70, тематика песен которого была политической. На организованную им коммуну Республика Калакута совершались полицейские рейды. Во время одного из таких рейдов коммуна была разрушена, а пожилая мать Кути была убита – солдаты выбросили ее из окна. Фела был сторонником идей панафриканизма и социализма, выступал за создание единой африканской республики. Афробит был для него не просто музыкой, он говорил что «музыка – это оружие». Вся его жизнь была творческим противостоянием и борьбой, о чем рассказывает документальный фильм:
Конечно же, нельзя не сказать об ударнике, композиторе и певце Тони Аллене, без которого, как сказал Фела, саунд Africa 70 был бы невозможен. Он был ударником и музыкальным директором Africa 70 c 1969 по 1979 год. После ухода из группы Тони Аллен продолжает играть и создавать музыку, смешивая афробит с дабом, рэпом и электроникой.
Сейчас афробит вырос в огромное музыкальное древо, пустившее корни на всех континентах, став, подобно реггей и хип-хопу глобальным музыкальным стилем. Влияние афробита можно услышать на альбомах ньювейвовых Talking Heads, джазовых артистов, групп, играющих построк и инди-рок. Я хочу познакомить читателей с частью известных и ярких представителей мировой афробит-сцены, вовлеченных в социально-политическую активность.
Сыновья Кути – Сеун Кути и Феми Кути также играют афробит и тоже политически активны. Сеун Кути участвовал в движении Окупай Нигерия и протестах против президента Джонатана Гудлака. Последний альбом Сеуна Кути и ансамбля Egypt 80 называется From Africa with Fury: Rise.
Мы должны восстать, говорю я
Мы должны восстать, говорю я
Мы должны восстать против нефтяных компаний
Мы не должны использовать нашу нефть для разрушения нашей
страны, о нет
Мы должны восстать против алмазных компаний
Мы не должны использовать наших братьев как рабов ради
камней
Мы должны восстать против компаний, таких как Монсанто и
Халлибертон
Феми Кути, как и его младший брат также с горечью говорит о проблемах родного континента. «Моя музыка говорит о том, что борьба не закончена. Африке предстоит пройти еще очень долгий путь, но борьба продолжается». «Я не думаю, что мы можем говорить о независимости», говорит Феми. «Независимость – это когда вы не зависите ни от кого. Ни одна африканская страна не является по-настоящему независимой. Мы очень зависимы, если мы все еще просим, просим, просим». «Каждый лидер, который попытался построить африканскую мечту, был убит. Колониальные господа сказали: «Что? Эти обезьяны все еще не поняли, что это мы управляем миром. Избавьтесь от них!»
«Они избавились от всех. Мой отец подвергался нападению несколько раз, потому что военные правительства тогда были друзьями Америки и Европы. Они сожгли его дом дотла». Гнев Феми против бедности непосредственно связан с его антивоенной позицией. «Политики не посылают своих детей на войну», говорит он. «На войну идут бедные»
«Британцы говорили в Африке: «эти обезьяны порочны». Им потребовались 400 лет, чтобы понять, что мы – люди». Боно не может говорить мне, что Африка страдает. Мы знаем, что мы страдаем. Им нужно говорить своим правительствам, почему мы страдаем»
Канадский коллектив из Торонто The Souljazz Orchestra играет смесь афробита, соула, сальсы и других латиноамериканских стилей. Названия их композиций Molotov, Kapital, Insurrection, Ya Basta! (Хватит!) говорят сами за себя – ребята достойные продолжатели боевой традиции афробита.
В Нью-Йорке существует множество коллективов, играющих афробит. Пожалуй, самый известный – это Antibalas Afrobeat Orchestra. Их популярность вышла далеко за пределы США.
Kokolo Afrobeat Orchestra – соратники Antibalas по нью-йоркской афробит-сцене. Корни этого коллектива лежат в хардкор-панке и ребята следуют diy-этике. Вот их кавер на известную песню The Clash – Magnificent Seven:
Австралийский коллектив (состоящий из семнадцати музыкантов!) Public Opinion Afro Orchestra смешивает в своем творчестве афробит и хип-хоп. Тексты песен говорят о границах, разделяющих людей, борьбе за права и освобождение африканских народов и австралийских аборигенов.
Mr. Something Something – это еще один секстет из Торонто, Канада. Они считают, что их миссия – создание «саундтрека радостной революции». В 2007 группа объединилась с нигерийским афробит-поэтом Иквунга. Иквунга поддерживает идеи панафриканизма и вдохновлен примером социалистического даб-поэта Линтона Квези Джонсона.
Певица Толи Алмаси создала группу Femm Nameless с полностью женским составом. До этого женщины принимали участие в афробите в качестве бэк-вокалисток и танцовшиц, а сам Фела Кути, к сожалению, был склонен к мачизму, что делало неполным его призыв к освобождению. Femm Nameless были одними из первых, кто преодолел андроцентричность афробита.
Слушайте музыку, танцуйте и делайте революцию.
Дмитрий Райдер
Блоги об афробите: http://afrobeatblog.blogspot.ru/ http://afrobeat-music.blogspot.ru/
Трек-блог вконтакте: http://vk.com/e_afrobeat
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>