Антон Теодор Эберхард Август Любовски был одним из немногих белых намибийцев, которые открыто
поддерживали СВАПО – ведущее освободительное движение, боровшееся за
независимость от колониального господства расистской ЮАР.
Белые
намибийцы, большинство которых относились к СВАПО глубоко враждебно,
обвиняли его в предательстве своего дела, либо считали введенным в
заблуждение идеалистом. Он был излюбленной мишенью контролируемых режимом ЮАР СМИ, которые
демонизировали и высмеивали этого человека. Однако белые составляли незначительное
меньшинство в оккупированной Намибии. А подавляющее большинство намибийцев восхищалось мужеством
Антона, открыто выступавшего в защиту прав каждого человека, за освобождение от
апартхейда и колониализма. Он был символом того, что общая борьба может объединить намибийцев
всех цветов кожи и происхождения, несмотря на экономические,
культурные и исторические различия.
Когда
Любовски убили, это буквально ошеломило страну - и не только из-за
его известности, но и потому, что это случилось в последние дни оккупации. Всего лишь через неделю
руководитель СВАПО Сэм Нуйома должен был вернуться в Намибию после почти тридцати лет, проведенных в изгнании. Кто бы ни стоял за убийством, очевидно, что он хотел
сделать больше, чем просто убить активиста СВАПО, надеясь сорвать
весь процесс перехода к независимости.
Антон Любовски родился в
намибийском городе Людериц в 1952 году. Он был вторым ребенком в семье
немецкоязычного намибийца Уилфреда Франца Любовски и африканерки Молли. В
определенном смысле Антон был африканером – его родным языком был
африкаанс, и он был крещен в Голландской реформатской церкви, бастионе
бурской культуры. Однако он также свободно говорил по-немецки.
Когда он женился на немке Габи, родным языком сына и дочери стал
немецкий, однако дома они часто говорили и по-английски. Столь богатый
опыт проживания в мультикультурной среде, вероятно, способствовал тому,
что Антон позже преодолел расовые и культурные барьеры, став одним из
немногих белых намибийцев, которые, в буквальном смысле, положили свою жизнь ради свободы и
независимости страны. Возможно, что его
политическая позиция связана с тем, что родители находились к оппозиции к
режиму апартхейда – хотя и более умеренной, чем Антон.
Когда
Антону исполнилось восемь лет, его родители переехали
на семейную ферму близ Ауса на юге Намибии. В тринадцать его отправили в среднюю школу при гимназии Пауля Рооса в
Стелленбоше, на территории ЮАР. Позже он поступил в престижный Стелленбошский университет, где
изучал право. Оба эти заведения были альма-матер многих правых африканерских
лидеров. В эти годы Любовски жил обычной студенческой жизнью, проявляя
лидерские качества. По иронии судьбы, благодаря им он был призван
в армию ЮАР - как и большинство других молодых белых мужчин. Там он
получил звание младшего лейтенанта и оставался в нем до 1984 года, когда был лишен звания - как член СВАПО и враг
южноафриканского правительства.
Со временем Любовски ушел из Стелленбошского университета,
продолжив изучать право в университете Кейптауна. Там он мог обмениваться своими
«либеральными» мнениями мнениями с коллегами и студентами из различных расовых
групп и с различными политическими взглядами. Во время работы в
Кейптауне он женился на Габи Шустер, подруге детства из Людерица,
которая также училась в Стелленбошском университете и работала
учительницей в соседнем городе Паарль. Любовски получил степени
бакалавра гуманитарных наук и бакалавра права. Когда в 1978 он закончил
свое обучение, супружеская чета, тосковавшая по Намибии, переехала в
Виндхук, где Любовски начал работать в респектабельной юридической фирме
«Лоренц и Боун».
1978 год был важным для Намибии. После длительных
переговоров Совет Безопасности ООН принял резолюцию №
435, декларирующую независимость Намибии. Кроме того, в качестве
юриста Любовски непосредственно имел дело с заключенными, которые пытали
из-за того, что они были сторонниками СВАПО. Эти жестокости упрочили
оппозиционные взгляды Любовски. В результате он стал участвовать в
политических движениях, выступавших за независимую, демократическую и
нерасовую Намибию.
В
течение нескольких следующих лет Любовски вел дела арестованных членов и
сторонников СВАПО, задержанных по политическим мотивам. В качестве
адвоката он принимал участие в работе Верховного суда Намибии и ЮАР. Он
смог больше узнать из первых рук о движении, которое демонизировали и
поносили в намибийских СМИ – либо симпатизирующих ЮАР, либо официально
контролируемых оттуда – и увидел его человеческое лицо. Медленно, но
верно он двигался к решению формально вступить в СВАПО. Он осуществил
свои намерения после того, как встретился в Париже с Сэмом Нуйомой, общаясь с ним в течении трех дней. Любовски расстался с ним, убежденный,
что Нуйома и его товарищи – патриоты, которые не понаслышке знают беды
Африки, желают добиться независимости Намибии и, кроме того, являются
приверженцами соблюдения принципов демократии и прав человека.
Вскоре он был приглашен на мирную конференцию в столице Замбии Лусаке - уже как член
официальной делегации СВАПО. Когда Любовски вернулся в Виндхук, он публично
объявил, что вступил в СВАПО, и призвал других белых последовать своему примеру. Почти сразу же Антон столкнулся с непрерывным потоком насилия и угроз. Белые называли его «предателем» и членом
«террористической организации». К 1985 году Любовски трижды задерживали агенты полицейского государства.
Потом последовали новые аресты. Самым тяжелым из них был шестой по счету - В 1987 году,
вместе с группой высокопоставленных функционеров СВАПО, Антона Любовски бросили в лагерь
Ошире. Там они содержались в одиночном заключении, в одних трусах на грязном полу бараков из гофрированного железа, где днем страдали от невыносимой жары, а ночью замерзали. У Любовски
развилось опасное воспаление на фоне почечнокаменной болезни, и его
отправили в больницу. За это время судья Верховного суда постановил, что
заключенных следует освободить.
Но Антон Любовски был не только
практикующим юристом и выдающимся представителем СВАПО. С середины восьмидесятых он
также принимал активное участие в профсоюзном движении. Это вызывало еще больший гнев властей, потому что
объединенные черные рабочие представляли серьезную угрозу расистскому
государству. Несомненно, что именно участие в профсоюзной деятельности побудило власти содержать Любовски в таких мучительных для него условиях.
Важным
мотивом, побуждавшим Любовски содействовать СВАПО, было желание
объяснить белым намибийцам: СВАПО – это не скопище демонов и кровожадных
террористов. Это движение, которое, помимо
прочего, выступает за создание подлинно нерасового общества, и
примет белых как своих граждан. Для этого он способствовал
организации ряда встреч между лидерами СВАПО с различными белыми и их
группами. Поскольку большинство лидеров СВАПО были в изгнании, все эти
встречи проходили на зарубежной территории.
В 1989 году, когда резолюция СБ
ООН № 435 была окончательно осуществлена, и в Намибии начался процесс перехода к реальной независимости, Любовски принимал активное
участие в избирательной кампании. В эти дни случился один из самых триумфальных
моментов в его жизни – когда он встречал в аэропорту Виндхука
вернувшихся на родину руководителей СВАПО. За границей оставался
только Нуйома. Он намеревался прилететь в ближайшие дни, чтобы провести заключительный этап избирательной кампании перед выборами в
ассамблею, которая должна была принять первую конституцию страны и в
итоге провозгласить ее независимость.
Однако Антон Любовски не дожил до
этих событий. Вечером 12 сентября 1989 года террорист расстрелял его, когда
он вошел в ворота своего дома. Любовски скончался на месте. Убийца бежал
в автомобиле и так и не был пойман. Известно лишь, что убийство было организовано «Бюро
гражданского сотрудничества» – государственной террористической
организацией, тайным подразделением спецслужб времен апартхейда.
Антон
был первым белым, которого похоронили на кладбище в черном рабочем
пригороде Катутура. Даже мертвых апартхейд хоронил отдельно.
Подготовила rositsa
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>> -
Дискусія
Оксана Жолнович: «сломать все социальное»
Дмитрий Ковалевич Классовая повестка>>