Два фильма о кризисеДва фильма о кризисеДва фильма о кризисе
Культура

Два фильма о кризисе

Георгій Ерман
Два фильма о кризисе
Режиссеры-документалисты начали исследовать влияние неолиберальной политики

17.07.2012

17 июля в Киеве, при поддержке Института «Стратегические Альтернативы», общественной организации «Альтерра» и Института «Новая Демократия» состоялась украинская премьера документальных фильмов «Дебтократия» (2011) и «Катастройка» (2012) – в рамках фестиваля документального кино, посвященного экономическому кризису, который переживает сейчас Греция и Европа.

Появление новых режиссеров-документалистов – таких, как известная греческая журналистка Катерина Китид и Арис Хацистефану – это глоток свежего воздуха для греческого, и, пожалуй всего современного европейского кино, которое также пребывает в глубоком кризисе. В январе этого года, во время съемок игрового фильма о последствиях кризиса в Греции, был насмерть сбит полицейским мотоциклом  знаменитый греческий режиссер Тео Ангелопулос – и трудно было понять, кто еще в греческом кинематографе отреагирует на потребность в актуальных картинах такого рода. Однако молодые греческие режиссеры справились с этой задачей, рассказывая о кризисе через призму комментариев известных философов, экономистов, социологов и политологов – включая Славоя Жижека, Девида Харви, Алена Бадью, Самира Амина, Алекса Каллиникоса, Бориса Кагарлицкого и Александра Бузгалина.

Режиссеры-документалисты первыми в кинематографе начали исследовать влияние неолиберальной политики на общество и ее разрушительные последствия. В то время как игровое кино гонится за коммерческой прибылью, документальное кино кое-где еще сохраняет верность основополагающим принципам искусства. В 2004 году, по горячим следам аргентинского дефолта 2001 года, популярный режиссер-социалист и борец с военной диктатурой Фернандо Соланас снял фильм «Социальный геноцид», показывая историю накопления колоссального долга Аргентины и пошагово разъясняя зрителю, как страна скатилась в эту глубокую пропасть. Позднее он подготовил еще пять документальных фильмов, посвященных кризису в разных сферах жизни аргентинцев. В 2009 году Майкл Мур в своем сатирическом стиле обратился к истории возникновения американского мыльного пузыря, представив картину «Капитализм: история любви». Другой американский документалист Чарльз Фергюсон высмеял в «Инсайдерах» (2010) наивную «обамаманию» и продемонстрировал зрителям связь между инвестиционными банками, политиками, проплаченными публикациями ученых-экономистов, лживыми рейтингами Fitch и других рейтинговых агентств.

К сожалению, кинематограф посткоммунистических стран по-прежнему демонстрирует поразительное равнодушие к злободневной тематике экономического кризиса. Кино и общество здесь живут раздельно, прилагая максимальные усилия, чтобы не обращать внимания друг на друга. Остается лишь завидовать грекам, которые сумели дать кинематографическую оценку четырем десятилетиям греческой истории, которые стали предпосылкой к нынешнему экономическому обвалу.

В своем интервью The Guardian от 9 июля 2011 года режиссеры фильмов «Дебтократия» и «Катастройка» заявили, что политическая система Греции, созданная после падения диктатуры, находится в состоянии клинической смерти. Кризис является прямым вызовом суверенитету Греции, демократии и социальному миру в стране – и подчас кажется, что некогда зародившейся в Греции демократии суждено умереть на своей родине. Демократия замещается «дебтократией», при которой обеспечиваются только интересы иностранных и местных вкладчиков европейских банков, а страна автоматически подчиняется Европейскому центробанку в обход конституции.

В случае Греции, диктат Евроцентробанка оказывается куда жестче диктата МВФ. В картине «Правление долга» («Дебтократии») режиссеры показывают, что росту долгов во многом содействовала коррумпированная двухпартийная система правящих партий ПАСОК и «Новой Демократии», где интересы немногочисленных олигархов отображались посредством политики двоих политических семейств – Папандреу и Караманлисов. А главный вклад в наращивание долга сделал лидер ПАСОК Андреас Папандреу, создававший «государство всеобщего благосостояния», не повышая налогов для крупного бизнеса и сохраняя рабочие места только за счет внешних заимствований. Выгоду из этого приобретал крупный капитал.

Вступление в еврозону лишь подорвало конкурентоспособность пяти стран европейской полупериферии, иронично именуемой PIIGS, – констатирует в документальной ленте известный философ и экономист Самир Амин, и усилило конкурентоспособность европейского ядра. В этих условиях создатели фильма призывают использовать для Греции концепцию «одиозного долга», согласно которой долги  недемократических режимов, которые провели внешние заимствования в обход конституционных процедур, считаются незаконными и не уплачиваются. И хотя в случае с Грецией это труднее воплотить в жизнь, чем в Эквадоре, в 2011 году группа интеллектуалов уже создала в Греции комитет по оценке долга.

На начало 2012 года каждый второй молодой грек остался без работы, количество самоубийств выросло за два года на 20%. В одних лишь Афинах сегодня насчитывают до 20 тысяч бездомных. Выплата долга требует приватизации последних оставшихся в государственной собственности активов. Этому процессу и посвящен фильм «Катастройка». Самым лакомым кусочком для приватизации являются железные дороги Греции. Кроме того, приватизация грозит затронуть водоснабжение греческих городов и государственную энергокомпанию. «Катастройка» уже своим названием обращает наше внимание на приватизационные процессы в России девяностых годов и их результаты для народного большинства. 

Фильм указывает на то, что широкомасштабной приватизации в России не получилось бы без парламентского переворота 1993 года, уничтожившего демократию. Ельцин и его окружение не первыми осознали тот факт, что для осуществления неолиберальной программы и ликвидации госрегулирования, как это не удивительно на первый взгляд, нужна сильная государственная власть. Пример российскому руководству подали диктаторы Чили Аугусто Пиночет, президент Турции Кенан Эврен – и современная Греция идет по этому же пути. Создатели фильма говорят: ликвидация государственной собственности в посткоммунистических странах скорее напоминала действия оккупационных властей. В качестве примера они приводят заказ химконцерна  BASF на полное уничтожение предприятий-конкурентов в ГДР на этапе их приватизации. Этот заказ был выполнен, и тысячи восточных немцев остались без работы, работая на вполне рентабельном предприятии.

Режиссеры фильма также рассказывают о печальных последствиях приватизации железных дорог в Великобритании, системы водоснабжения в Париже и энергорынка в Калифорнии. Они утверждают, что по состоянию железных дорог можно изучать экономическую историю страны. В Греции государственная железная дорога уже шестьдесят лет финансируется греческими налогоплательщиками – но часть средств просто расхищаются частными подрядчиками, заинтересованными в постоянном ведении ремонтных работ. Приватизация железных дорог в Великобритании правительством тори во главе с Джоном Мейджором в 1993 году привела к тому, что этот транспортный сектор поделили две тысячи компаний, что спровоцировало несколько катастроф, повлекших смерть 42 человек и инвалидность 600 британцев. В Париже две компании контролировали водоснабжение французской столицы, не вкладывая деньги в амортизацию оборудования и постоянно повышая цены за свои услуги при ухудшении их качества – пока левая коалиция, победившая на выборах 2001 года, не вернула водоснабжение под муниципальный контроль.

Кампанию в пользу приватизации железных дорог, водоснабжения и энергорынка в Греции проводят коррумпированные политики и контролируемые олигархами СМИ, которые получают откаты за лоббирование интересов ТНК и подрядчиков, заинтересованных в приватизации. Приватизацию водоснабжения хотят провести те же компании, которые по милости Жака Ширака 16 лет разваливали инфраструктуру водоснабжения во французской столице. Для жителей Калифорнии приватизация энергосистемы в 1990-х годах привела к частым отключениям света в гонке за рост стоимости киловатт-часов. Приватизация энергоснабжения в Греции началась в 1998 году при правительстве Костаса Симитиса из ПАСОК – и в результате сразу 63 частные компании получили возможность зарабатывать на посредничестве между госкомпанией и потребителем. Умнее всех оказался богатейший греческий олигарх Спиро Лацис – продавая госкомпании электричество своих электростанций за 100 центов, он затем покупает у той же госкомпании энергию на свои заводы, но уже за 43 цента. Такие схемы были бы невозможны без колоссального уровня коррупции и всевластья «демократических» олигархов. 

Греческая трагедия должна стать поучительным примером для наших сограждан. Коррумпированная политическая система, засилье контролирующих политическую жизнь олигархов, накопление внешнего долга ради социального популизма и повышения предвыборных рейтингов – все это так похоже на Украину. Слухи о приватизации «Укрзалізниці» вполне могут превратиться в реальность уже после выборов – а потому самое время учиться у греков радикальной борьбе с диктатом капитала, в которой участвуют греческие режиссеры. В своих фильмах они цитируют Фукидида – «Свобода и молчание несовместимы. Можно выбрать лишь одно из двух». Сегодня эти слова как никогда актуальны для всего мира.

Георгий Эрман


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал