Детский сад – одно из важнейших социальных учреждений нашего общества. Он освобождает время женщины, избавляя ее от участи прикованной к «семейному очагу» домохозяйки. Именно потому социалисты девятнадцатого века добивались повсеместного внедрения детских садов, в то время как власти относились к идее дошкольного образования с большим подозрением. Вплоть до того, что детские сады на годы подпали под запрет прусских властей, а одно из первых в Европе дошкольных образовательных учреждений, основанных Фридрихом Фрёбелем, – который как раз и ввел в оборот понятие «детский сад», – подвергалось проверкам, как потенциальный рассадник атеистического мировоззрения.
Детский сад – один из важнейших институтов социализации человека, который вводит его в общество. Вспоминая себя в садике, я помню, как тяжело мне было привыкнуть к тому, что кроме меня есть и другие дети, которым тоже необходимо внимание и забота, что есть кто-то с кем нужно делиться и сотрудничать, познавая мир через практику коллективных отношений. Поначалу я думала, что детский сад – это место, куда отдают детей, чтобы родители могли от них отдохнуть, но вскоре поняла, что у родителей есть своя жизнь, обязательства и работа. Все эти этапы чрезвычайно важны – ведь они помогают индивидуальному становлению маленького человека, как субъекта общественных отношений, предоставляя ему возможность коммуницировать в обществе.
Существующая в Украине система детского дошкольного образования, по сути, основывается на «Декларации по дошкольному воспитанию», принятой сразу же после революционного восстания в Петрограде, 20 декабря 1917 года. Этот документ также был своего рода революцией, определив базовые принципы советского дошкольного образования – бесплатного и общедоступного для всех детей страны. Однако сегодня мы можем наблюдать процесс разрушения этой системы, которая оказалась несовместимой с рыночными реалиями наших дней.
На сегодняшний день только 56% украинских детей в возрасте от одного до шести лет имеют возможность посещать государственные детские дошкольные учреждения. Государственные детсады переполнены на 15-20%. Это вредит развитию и социальной адаптации детей, снижает качество образования и воспитания. Об индивидуальном подходе к каждому ребенку в этом случае не может быть и речи.
Заработная плата сотрудников детских дошкольных учреждений шокирует. Она составляет 700-1000 гривень в среднем по стране, при двенадцатичасовом рабочем дне. Профессионалы и молодые специалисты чаще всего отказываются работать за эти деньги, стараясь устроиться в частные детские сады, услугами которых пользуются дети богатого меньшинства украинцев. Соответственно, кадров не хватает – и в первую очередь это бьет по специализированным логопедическим группам и группам для детей с особыми потребностями.
Качество питания в детсадах тоже оставляет желать лучшего. На трехразовое
питание ребенка в Украине выделяется 17 гривень в день – однако, из-за
отсутствия реального финансирования, обеспечения и обновления материальной и
технической базы, дирекции детсадов приходится урезать бюджет на питание,
перераспределяя средства в другие сферы. Ведь сложно сказать, что больше
навредит ребенку – отсутствие достаточного количества витаминов в рационе или
занятия в необогреваемых помещениях с протекающей крышей. Кроме того, дирекция
вынуждена прибегать к поборам, требуя деньги у родителей дошколят – что,
фактически, превращает дошкольное образование в платную для всех услугу.
Многие детские сады были закреплены за крупными предприятиями, которые сегодня
доведены до банкротства. Однако государство никаким образом не пытается
изменить сложившуюся ситуацию. Вместо этого проводится политика сокращения «непрофильных
активов» государственных и приватизированных предприятий, к числу которых
обычно причисляют и детские сады.
Новые детсады строятся редко – ведь на них не заработать сверхприбыль, и
строительство элитной многоэтажки на том же земельном участке выглядит гораздо
привлекательней для представителей бизнеса. Старые садики часто сдают в аренду
или приватизируют под офисы и склады.
Чиновники обещали разработать план развития детских дошкольных учреждений до 2011 года, однако этого не было сделано. Но даже будучи написанными, эти планы все равно останутся на бумаге. Ведь общедоступные бесплатные детские садики, такие необходимые для детей и их матерей, самим своим существованием противоречат всепроникающей рыночной коньюнктуре. И борьба за право на дошкольное детское образование должна стать важным лозунгом левых и феминистских организаций
Дарья Душечкина
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>