Город Николаев был одним из ключевых центров кораблестроения в Советском Союзе, и на сегодня в городе номинально существуют три крупных судостроительных предприятия. Самым старым из них является «Николаевский судостроительный завод имени 61 коммунара» – именно здесь в 1789 году была заложена первая николаевская верфь, с которой, собственно, и началась история города. Современные технологии и научно-технический потенциал этого предприятия еще четверть века назад позволяли говорить о нем, как об одном из наиболее развитых центров европейского кораблестроения. Со стапелей города Николаева сошло множество хозяйственных, рыболовецких и технических судов разного типа. Здесь были построены линейные корабли «Князь Потёмкин-Таврический», «Императрица Мария», «Император Александр III», имена которых вошли в революционную историю нашей страны. Здесь же были спущены на воду большие противолодочные крейсера и военные корабли других типов: «Азов», «Красный Кавказ», «Комсомолец Украины», «Очаков», «Таллин», «Ташкент», «Сметливый» и гвардейский ракетный крейсер «Москва».
Стены заводского корпуса украшает мемориальная стела, которая отображает различные периоды истории уникального завода – от становления первой верфи в устье Ингула до эпохи зарождения рабочего движения и революционных событий 1905-1907 годов, в которых активно участвовали черноморские рабочие судостроительных верфей. Хроника дореволюционной истории завода представляет собой почти сплошную череду рабочих забастовок – и потому на панно символически изображен «Капитал» Маркса и подпольная большевистская газета «Искра» – рядом с образами рабочих-красногвардейцев. Рядом с ними можно видеть картины периода индустриализации и борьбы против нацистской оккупации. Как бы завершая этот сюжетный исторический ряд, на мемориальной стене высечены слова: «Завод работает на коммунизм». Сегодня под ними можно видеть лаконичную надпись, сделанную черным баллоном: «Капитализм – рабство».
О том, что такое это современное рабство, и что случилось с этим предприятием в рыночную эпоху, подробно рассказывает Наталья Гавриловна Давлеткужина, которая проработала на николаевском судостроительном заводе им. 61 коммунара сорок семь лет – с 1965 года. Ее судьба, по сути, отображает саму трагическую судьбу этого завода.
– Это были лучшие годы моей жизни. Наш завод славился своей продукцией на весь мир. Мы десятилетиями выпускали много полезных и нужных кораблей и судов, востребованных и у нас, и за границей. С начала девяностых годов судостроение оказалось в глубоком кризисе, но до 2000 года, мы еще как-то держались за счет судоремонта, на инерции прежних лет. Однако затем руководство завода приступило к прямому хищению заводского оборудования, уничтожая предприятие ради того, чтобы получить мгновенную прибыль. Был один характерный случай – приехали к нам на джипе «крутые» ребята, которые к заводу вообще отношения никакого не имели. Спрашивают – могу ли я показать им цех. А я мастер стапельного цеха, да еще и завхоз. Я им все показала, рассказала, как все работает. Они походили, посмотрели и уехали. А потом пришел акт о перерезке стапеля на металлолом.
Завод убивают на наших глазах. Продают «налево» грузоподъемные краны – один такой кран поднимает сто тонн, за ними досмотр нужен, а какой там уход, а наши начальники норовят все за бесценок сплавить. Левобережная сторона завода уже разворована, и на ее восстановление необходимо минимум десять миллионов долларов. Директор фирмы «Металлист» взял в аренду часть территории, и начал попросту разбирать заводские цеха. В прошлом году эти бизнесмены разрезали на металлолом часть баржи, а вторую половину затопили – после чего нефтяные пятна разлились практически в центре города, что сильно ударило по репутации завода.
– Неужели вас совсем не обеспечивают работой?
– Был случай, когда нам должны были отправить на ремонт четыре судна – но начальство саботировало этот контракт и суда ушли на другой завод. Ведь на уничтожении предприятия можно заработать больше и быстрее, чем на его работе. Такова парадоксальная логика рыночной экономики. Зарплату, как таковую, мы в последние годы не получаем – три года подряд вообще на одних харчах перебиваемся. Пенсионеры создают видимость работы за копейки, чтобы получить стаж, и начальство это устраивает – поскольку если не будет этих стариков, которые играют в цехах в домино, завод закроют, и не будет возможности разворовывать оборудование и метал.
– А протестует ли против этого другая часть трудового коллектива?
– Коллектив большей частью пассивен, но иногда люди возмущаются. Проблема в том, что наши официальные профсоюзники подконтрольны начальству. Но есть и люди готовые бороться за правду и завод. Как говорится в пролетарской поговорке: «Одни пашут, другие руками машут. Одни на коленях стоят, другие на доске почета висят».
Наталья Давлеткужина – одна из этих людей, которые годами сопротивляется расхищению завода. Она донимала руководство жалобами в прокуратуру, и организовывала протестные акции, используя свой авторитет в трудовом коллективе. Заводская администрация всеми силами выдавливала Давлеткужину с предприятия, невзирая на 47 лет ее трудового стажа. Местное начальство оперативно подделало справку, о том, что она якобы состоит на учете психиатрической больнице. Но грязные попытки дискредитировать рабочую активистку не имели успеха – даже после увольнения она продолжает борьбу за спасение завода, который считает своим – и имеет на это больше прав, чем любой частный собственник-акционер.
Еще один представитель коллектива «коммунаровцев», Светлана Валериановна Дымко, прославилась своим прямым разговором с премьер-министром Украины, «свидетелем покращення» Николаем Азаровым, которые приехал на завод в августе прошлого года.
– И он согласился с вами разговаривать? – спросили мы у Светланы Дымко.
– Конечно. Ведь его должность временная, и не совсем понятно какая мне от него польза. А я машинист мостовых портальных кранов с 1980 года. С высоты башни крана для меня все люди равны.
– Что вы у него спросили, и что он вам ответил?
– Я спросила: «Премьер-министр, вы обещаете нам вернуть заработанные нами деньги лишь по тому, что на носу очередные выборы?». На что он мне очень растерянно ответил: «Нет, почему же? Будем решать проблему, это же государственный завод»...
– И не сдержал слова?
– Конечно же, нет – они все одинаковые, и всегда обманывают нас, рабочих. Все ценное уже распродано, по ночам режут завод на металл, а днем все увозят. Профсоюз обещал вмешаться в эту ситуацию, но никто ничего не делает. Я считаю, что они уничтожают завод, чтобы потом продать его самим себе за копейки. Производство стоит, нет работы, мне нечем платить за квартиру, зарплату я не видела уже очень давно – и это несмотря на высокий уровень квалификации.
– Будут ли люди протестовать, и есть ли возможность создать на заводе независимый профсоюз?
– Да, есть люди, которые готовы к протесту – хотя их всячески преследуют. Считаю, что другого пути у нас нет. Если мы организуемся и поставим начальство на место, тогда и заказы на суда найдем. Нам нужно будет учиться управлять предприятием и всей страной – ведь во власти сейчас богачи и фашисты, о которых можно только нецензурными словами говорить. Такие как мы некогда строили здесь броненосец «Потёмкин» - то есть, делали историю в прямом смысле этого слова.
Светлана Дымко показала нам ответ на ее заявление с просьбой плановый отпуск: «Отказать категорически. Только на расчет». По ее словам, руководство открыто пытается уволить ее по профнепригодности – для чего дает указания работать в условиях, которые противоречат нормам техники безопасности. А в случае увольнения по этой статье она не сможет рассчитывать даже наполноценное выходное пособие в соответствии к КЗОТу.
На сегодня работники крупнейшего и старейшего судостроительного предприятия Украины работают над созданием независимого профсоюза, и крайне нуждаются в солидарной поддержке профсоюзных и левых организаций страны. Очень важно, что на предприятии остались люди, которые еще верят в будущее завода, преданные ему и его истории.
«Мы уверены, что в Украине наступит новое время» – считает Светлана Дымко. И надпись «капитализм – рабство» говорит о том, что все больше заводских рабочих понимают, какие перемены нужны их заводу и их стране. История завода, которые спустил со своих стапелей революционный броненосец «Потёмкин», обязывает к этому.
Марина Холодная
Фото автора
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>