Четверг, 21 ноября. В самый канун выморочного «дня свободы», информационное пространство Украины переполнено двумя новостями. Первая – это ультиматум, который поставил «коллективный Янукович» «коллективному Брюсселю» насчет приостановки подготовки к подписанию евроассоциации до тех пор, пока ЕС не подкрепит свои слова о поддержке Украины реальным содержанием в хрустящей евровалюте. Вторая – готовящееся на воскресенье, 24 ноября правой оппозицией «народное вече» в поддержку «европейского выбора».
В это самое время, когда евразийские пикейные жилеты пили виртуальное шампанское в честь «срыва евроинтеграции», а их «европейские» визави сгоняли биомассу на очередной Майдан, объединение «Боротьба» продолжило начатую не так давно кампанию против запланированного с 1 января повышения стоимости проезда в киевском метро. Как известно, власти столицы планируют поднять с 1 января 2014 года стоимость разового проезда в метро более чем вдвое – до 5 грн. Согласитесь, тема важная и актуальная как для жителей столицы, так и для ее гостей.
В 18.00 пассажиры киевского метрополитена и прохожие киевляне стали свидетелями флешмоба, организованного и проведенного боротьбистами на перроне станций метро «Театральная» и «Крещатик». На станции «Театральная» активисты развернули баннер: «Ні – підвищенню цін на проїзд у міському транспорті!». На станции метро «Крещатик» участники флеш-моба создали очередь за жетонами возле касс метрополитена, требуя от кассиров товарные чеки. Ведь, большинство людей, ежедневно пользующихся услугами метрополитена даже не догадываются о том, что по закону на каждый купленный ими жетон им обязаны выдавать чек. Иначе вся эта операция незаконна.
Именно это обстоятельство привело боротьбистов к мысли о такой форме гражданского сопротивления планам властей, как итальянская забастовка пассажиров. Суть ее в том, в чем суть любой «итальянки» на производстве. То есть, речь идет о работе в строгом соответствии с законами и инструкциями. Об игре по правилам. Понятно, что в случае с метрополитеном, если каждый сознательный пассажир начнет требовать у кассиров товарный чек за каждый купленный жетон, работа метро будет просто парализована. С другой стороны тем самым будет наглядно продемонстрирована абсурдность нынешней системы.
В ходе флеш-моба один из активистов был безосновательно задержан сотрудниками милиции. Другому активисту милиционер порвал куртку, пытаясь задержать его и отвести для составления протокола о нарушении. В целом нужно отметить абсолютную «отмороженность» метрополитеновских стражей порядка. С одной стороны, они были явно не готовы к такому повороту, и не знали, как поступить с пикетчиками, которые были хорошо юридически подкованы. С другой стороны, весь ход акции сопровождался попытками ментов в погонах и в штатском ее сорвать и помешать ее проведению под тем предлогом, что она, якобы, «мешает движению транспорта». Это притом, что пикетчики с плакатами стояли вдоль стен и не двигались по перрону. Если кто и создавал проблемы пассажирам, так это сами милиционеры.
К протестующим то и дело подходили люди в штатском и интересовались наличием уведомления о проведении акции. Удостоверившись в его наличии, представители метрополитена, тем не менее, продолжали настаивать на незаконности проводимой акции. Однако все попытки отыскать в правилах перевозки пассажиров в метрополитене хоть одно основание для запрета акции, успехом не увенчались.
Завершилась акция информационным пикетом у выхода из станции метро «Крещатик», во время которого боротьбисты раздавали прохожим листовки и разъясняли свою позицию по вопросу недопустимости повышения стоимости проезда в коммунальном транспорте. Активисты скандировали: «Пять гривен – не езда всем чиновникам метро» и «Нет тарифному грабежу!». Все это снимал телеканал «Интер». В отличие от многих пикетов, которые проходят для самих пикетчиков, транспортно-тарифная тематика акции собрала довольно внушительную толпу сочувствующих прохожих. Киевляне, спешившие с работы домой, завидев людей с плакатами, подходили к пикетчикам, интересовались их позицией, снимали происходящее на мобильные телефоны.
«Сегодня власти хотят повысить стоимость проезда в метро до 5 гривен, что больно ударит по кошелькам простых киевлян. Киевская городская госадминистрация объясняет рост цен необходимостью повышения зарплат рабочим и обновления подвижного состава метрополитена. В то же время мы знаем, что киевский метрополитен продает рекламные площади в вагонах и на станциях, получая огромные прибыли, которые не идут на повышение зарплат работникам метро, не улучшают состояние их рабочих мест. Совсем недавно раскрылось очередное преступление закупщиков подвижного состава, когда несколько вагонов были куплены по завышенным в 3 раза ценам. Мы считаем, что у киевской власти и у метрополитена есть достаточные финансовые резервы, чтобы сохранить цену на проезд на нынешнем уровне» – так объяснял позицию своих товарищей организатор акции, координатор «Боротьбы» Денис Левин.
Понятное дело, что одна акция проблем метрополитена не решит, однако она показала, что есть темы, которые объединяют людей без всяких денег, рекрутеров «биомассы» в социальных сетях и дорогостоящей рекламы в СМИ.
И это, пожалуй, самое главное.
Алексей Блюминов
Читайте по теме:
Павло Везденецький. Криві дороги «Київпастрансу»
Андрей Манчук. Бараки «Олимпийского»
Денис Строев. Дед Мороз не приедет – билетов нет
Георгий Эрман. «Мы работали бесплатно»
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>