Кампо Гранде: три века сопротивленияКампо Гранде: три века сопротивления
Кампо Гранде: три века сопротивления

Кампо Гранде: три века сопротивления


Ілля Знаменський
Местные жители приветливы – они держатся с той открытостью и достоинством, которые свойственны свободным людям, живущим своим трудом

04.12.2018

Киломбо Кампо Гранде – сеть поселений на юге бразильского штата Минас Жерайс, основанная безземельными крестьянами на территории бывшего сахарного завода. Кампо Гранде существует уже больше двадцати лет, занимая площадь около четырёх тысяч гектаров – причем, примерно четверть из них отведена под заповедник.

Название поселка отсылает нас к истории конфедерации киломбо (киломбу) – свободных поселений беглых рабов, индейцев и белых бедняков, бежавших в джунгли от гнёта колониальных властей и рабовладельцев. Первая киломбу существовала здесь ещё в XVIII веке, и ее смогли уничтожить только после серии военных операций колониальных властей.

Португальцы основали на захваченных землях плантацию сахарного тростника, который возделывали рабы. Затем здесь построили сахарный завод. Когда последний владелец завода набрал кредиты и перестал выплачивать людям зарплату, рабочие решили распахать эту землю и жить на ней плодами своего труда. Именно так, благодаря взаимодействию местного профсоюза и Движения безземельных крестьян (Movimento dos Trabalhadores Sem Terra) и родился этот народный кооператив.

Формально она делится на несколько населённых пунктов, среди которых различают «поселения» и «лагеря». Разница в том, что «поселения» уже легализованы с точки зрения бразильских законов, а вот «лагеря» – ещё нет. В общем здесь проживает 450 семей или 2000 человек. Их названия – такие как «Резистенсия» («Сопротивление») или «Роза Люксембург» – указывают на идейные взгляды поселенцев. Они живут на началах самоуправления, выбирая на общем сходе двух ответственных за административные функции – обязательно мужчину и женщину.

Местные жители приветливы – они держатся с той открытостью и достоинством, которые свойственны свободным людям, живущим своим трудом. Основной производимый продукт – кофе, который сбывается на внутреннем рынке, а также экспортируется в Венесуэлу. Органический, выращенный без пестицидов кофе востребован и в Италии – однако поставки туда имеют смысл лишь в больших объёмах, и представителям кооператива предстоит решить вопрос об увеличении объемов производства. Кроме того, они выращивают кукурузу, разнообразные овощи и фрукты для личного потребления, а также выпасают стадо коров. Кроме того, здесь готовится к запуску кооперативный сахарный завод.

Жители кооператива совместно используют сельскохозяйственную технику и растительный питомник. Ежегодно в нем выращивают до полумиллиона растений. Часть из них жертвуется на восстановление экосистемы в районе реки Риу-Доси, где три года назад произошла самая масштабная экологическая катастрофа в истории страны – 5 ноября 2015 года на шахте горнодобывающей компании Samarco прорвало плотину, что привело гибели не менее 11 человек и утечке большого объёма токсичных отходов.

Жители «поселений» и «лагерей» совместно обороняют свою землю от посягательств крупных землевладельцев. Женщины объединены в особый женский коллектив. Помимо обсуждения специфически женских вопросов, они выращивают лекарственные растения и обучают их правильному применению для лечения местных жителей.

Столицей, культурным и административным центром Кампо Гранде является школа имени уругвайского левого философа Эдуардо Галеано. Как и практически все в кооперативе, она функционирует без всякой помощи со стороны государства. Однако, образовательный процесс налажен на должном уровне – дети вырастают развитыми, думающими и свободными, а сама школа сильно отличается от тех фортификационных сооружений, которые возводят для детей бразильское государство и муниципалитеты.

Открытая всем ветрам и местной тропической живности школа украшена цветущими кустами и революционными муралями, а над ее воротами реет красный флаг Движения безземельных крестьян.

По вечерам в школу приходят взрослые – возраст учёбе не помеха, будь тебе хоть семьдесят. Они португальский, английский, математику, историю, химию. Здесь же проводятся праздники – на столы ставят различные явства, достают музыкальные инструменты, начинаются танцы. Но распивать алкогольные напитки не принято – причем, не из ханжества. Люди умеют веселиться без химической стимуляции. Ну а если совсем невтерпёж – иди к себе в дом, и пей. Один товарищ приглашал меня на стаканчик кашасы – но я не пошёл, поскольку устал после работы по расчистке будущего завода.

При школе, в отдельном здании, расположен спортивный зал. Здесь преподают боевое искусство капоэйру, созданное бразильскими рабами для борьбы за свою свободу. В целях конспирации тренировки маскировались под танец – что и определило в тоге характерные черты этого самобытного искусства.

В этом зале же расположилась на ночлег наша группа интернационалистов. Всю ночь наш покой стерегли крестьяне. Время сейчас неспокойное, а школа находится на территории неузаконенного «лагеря», и крупнейший бразильский землевладелец – бразильский поставщик Nestle – давно положил глаз на эту землю. Это и раньше приводило к попыткам выселения, а сейчас, когда избранный президент-неофашист открыто называет Движение безземельных крестьян террористами и призывает полицию не жалеть патронов, конфликт в любой момент грозит выйти из-под контроля. Поэтому жители киломбо со дня на день – точнее, с ночи на ночь – ждали визита военной полиции.

Часть мощностей бывшего завода пока простаивает. Акционеры не способны продуктивно её использовать – однако они хотят разместить на пришедшей в запустение земле вооружённую охрану. Впрочем, крестьяне уверены – рано или поздно эта земля расцветёт, а в построенном рабами обветшавшем дворце откроется свободный университет. Мы украсили стену муралью. Получилось не как у Диего Риверы, но зато от души. Во всяком случае, мексиканец Леонардо сказал, что народные мурали должны выглядеть именно таким образом – а уж он в этом разбирается.

Расставались тепло, хотя было слегка тревожно – каково теперь будет товарищам и сумеют ли они отбиться от государства и латифундистов? Но зато мы уезжали с богатыми дарами – осознав совсем другое качество жизни, наполненной творчеством и солидарностью.

А буквально вчера пришла радостная весть – суд высшей инстанции отменил постановление о выселении крестьян, которым пока что удалось отбиться от врагов легальными методами.

Илья Знаменский

Фото автора

Читайте по теме:

Джо Емерсберг, Джеб Спрег«Венесуэла. Террор крупных землевладельцев»

Фархад Измайлов. Бразилия: как сделать президентом фашиста

Артем Кирпиченок. Путешествие в кибуц

Андрей Манчук. Львовский колхоз и битва за украинские урожаи

Элизабет Фрейзер. Кто владеет землями Украины?

Олександр ДовженкоЗемля

Андрей МанчукЗабор с пулеметом. Будущее «аграрной сверхдержавы»


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал