30 апреля 2012 года может стать в новейшей истории украинской левой своеобразной датой-маркером. Прошедший в минувшие выходные в Киеве съезд «Боротьбы» продемонстрировал ставшее фактом обретение частью активистов политической субъектности. Правда, для этого пришлось пожертвовать фиктивным единством левых, что также нашло свое отражение в процессе организации и проведении Первомая. Но обо всем по порядку.
О съезде
Хорошо, что он состоялся. Как по мне, возможно, даже слишком поздно – хотя с точки зрения органичного роста, наверное, справедливым выглядит возражение того плана, что «быстро только кошки родятся». Представительный вышел съезд. В минусе, правда, региональный перекос – может быть, я просто плохо смотрел, но Западную Украину представляли всего несколько делегатов. Что это – региональное неприятие левых идей – или просто дело времени? Может быть и так.
Еще из плюсов – отсутствие духа канцелярщины и официоза, казалось бы, невыводимых, как тараканы из коммуналки, вечных спутников такого рода мероприятий. Отчасти это стало следствием сознательной установки организаторов, а отчасти выбором места проведения – все-таки ресторан «Масонская ложа» располагал к неформальному общению, чем многие и пользовались. Выступающие сменяли друг друга и говорили правильные, в общем-то, вещи. О том, что партия не питает иллюзий насчет успехов в парламентской игре, написанной по правилам, выгодным правящей олигархии, о том, что ближайшая задача – завоевать умы и сердца активного меньшинства трудящихся. О том, что практика точно так же мертва без теории, как и наоборот. Ну и традиционный гендерный вопрос.
При всех различиях говорили об одном и том же. Образно говоря, хорошо бы идя вперед, не наступать на старые грабли и не повторить судьбу европейских реформистов и отечественных коммунистов, отказавшихся в итоге от своих идейных позиций в пользу либерального консенсуса. Что ж. Дельный совет.
Порадовали зарубежные гости. Вообще это большая проблема украинских левых, которые варятся в собственном соку и часто оторваны от общемирового контекста. Сьезд «Боротьбы» показал, что наработанные организационным ядром партии за прошлые годы системные связи не пропали даром. В итоге перед делегатами выступили представители российского Левого Фронта и Российского Социалистического движения, порадовали молодые курдские леваки из РПК, палестинские коммунисты и представители шведских левых. Жаль, не было Удальцова (полиция накануне задержала его в Ярославле) и Пономарева – очень хотелось пообщаться и с тем и с другим.
Ну и немного личного: со многими из находившихся в зале «Масонской ложи» я был знаком достаточно давно – но виртуально. Так что представилась отличная возможность развиртуализироваться.
О программе партии
Довольно живая дискуссия возникла в тот момент, когда делегаты подошли к вопросу об утверждении проектов Программы и Устава партии. Программа – достаточно объемный документ, но, как оказалось, нет предела совершенству. Кто-то настаивал на том, чтобы в тексте была четче обозначена позиция по вопросу безрелигиозного образования, кому-то казалось недопустимым оппортунизмом деление программы на «программу-максимум» и «программу-минимум».
«Мы должны выставлять все свои требования сразу, единым списком!» – в этот момент отчего то вспомнился один из лозунгов Красного Мая-68: «Будьте реалистами – требуйте невозможного!». Реализм же безошибочно подсказывал всем участникам обсуждения, что партийную программу в таком виде ни за что не зарегистрирует украинский Минюст. В итоге, сошлись на том, что в партии должно быть два свода правил. Один – «для себя», для внутреннего круга, а другой – для внешнего мира, для буржуазного государства и его органов. Масонская ложа, что и говорить.
В итоге Программу решили дорабатывать. Со своей стороны добавлю, что лично мне кажется важным шагом вперед появление в Украине партии, стоящей на левых антиклерикальных позициях. В этой связи представляется полумерой обтекаемая фраза о запрете клерикальной пропаганды в школе. Не нужно бояться ленинских слов и следует четко зафиксировать, что «Боротьба» отстаивает реальное соблюдение конституционного принципа отделения церкви от государства и государства от школы, а также выступает за введение налогообложения религиозных организаций наравне с другими субъектами капиталистического рынка, получающими доход. Кстати, польская леволиберальная партия «Рух Паликота» именно этого и требует. Как по мне, это хороший пример того, какие требования надо выдвигать в этой сфере.
Думаю, что программа левой партии, так или иначе, должна обозначить наше отношение к аграрному вопросу. Не просто ритуальный «запрет на продажу земли» – а аграрная реформа в интересах крестьян, а не латифундистов.
Кроме того, Программа содержит слишком много отсылочных терминов, требующих дополнительного разъяснения. К числу таких относится, например, рабочий контроль, который предлагается установить на предприятиях. Для человека, не являющегося левым активистом, совершенно неясно, что этот такое и как это будет выглядеть на практике. Важно говорить о механизмах реализации этого лозунга. Уверен, что программа должна содержать только те тезисы, прочтение или озвучивание которых вызывает в головах людей конкретные живые образы. В этом смысле отлично звучат слова «национализация», «бесплатная медицина и образование», «внеблоковый статус», «выход из международных финансовых структур»... Все это, к счастью, уже есть в Программе.
Разыскиваются аксакалы
Съезд обнажил еще одну интересную закономерность, в равной степени относящуюся как к «Боротьбе», так и ко всей новой украинской левой. Наверное, вы уже догадались из подзаголовка, о чем пойдет речь. В обществе сложился поколенческий стереотип восприятия коммунистов, как партии пенсионеров. Камеры олигархических телеканалов с удовольствием смакуют картинки бабушек и дедушек, идущих под хоругвями со Сталиным. Эксперты с умным видом рассуждают о вымирающем электорате левых и отсутствии у них перспектив. Новые же левые, наоборот, на девяносто процентов черпают свой активистский потенциал из людей молодых, студентов, рабочих, офисных пролетариев, и т.д.
И если для КПУ из года в год становится все более актуальной и насущной задача омоложения партии – и речи о необходимости усиления работы с молодежью лейтмотивом звучат на ее пленумах и съездах, – то для таких партий, как «Боротьба» задача состоит в прямо противоположном: вовлечь в движение людей с опытом профсоюзных и левых организаторов, обладающих авторитетом в низовом рабочем и протестном движении, известностью, и – да чего уж там! – популярностью среди тех групп населения, на которые ориентируется партия. В условиях, когда реальная политика во многих случаях строится вокруг личностей, харизматичные левые политики «Боротьбе» отнюдь не помешают. Именно поэтому отрадно было наблюдать и на съезде и в колонне на первомайском марше известного на Луганщине рабочего лидера и бывшего мэра шахтерского Краснодона Василия Ильинова.
Если такие люди придут в партию, она станет только крепче, и главное – у нее появится выход на реальные трудовые коллективы и индустриальный рабочий класс. Не хотелось бы, чтобы «Боротьба» варилась в левомаргинальном гетто, где всякого новоприбывшего проверяют на «кошерность» и с регулярностью раз в месяц устраивают чистки инакомыслящих. Реальные люди ведь потому и реальны, что у каждого из них своя история, свой бекграунд, свои взгляды на жизнь и т.д, и т.п. И уже в силу этого не может быть «правильных» и «неправильных» левых. Точнее, такое деление может иметь место только в секте.
О первомайском марше
Признаюсь, когда я ехал в столицу, не было уверенности, что этот марш вообще состоится. Интернет-дискуссия по поводу «авторитарных левых», с которыми не ходят идти на одном гектаре самоназначенные «пуристы», не внушала оптимизма ни по поводу проведения марша, ни по поводу его численности. Да и в реальное знакомство с мобилизационными возможностями ряда независимых профсоюзов настраивало на пессимистический лад. Тем не менее, марш, организованный при участии института «Республика», «Левой оппозиции», КВПУ, профсоюза «Захист Праці» и «Боротьбы», удался – и это было здорово. Возможно, это смотрелось не так карнавально, как шествие представителей субкультур – однако впервые первомайская демонстрация впервые получилась не левомаргинальной, а левопрофсоюзной.
Главное то, что левые учатся реальной политике и находят контакты с тред-юнионами – пускай последние занимают куда более умеренную политическую позицию. Вне тесной связи с профсоюзами левая обречена на существование в «гомеостазе». Так что тот факт, что в колонне шли коммунисты и профсоюзы (которых ранее перехватывали «оранжевые» и «голубые» политики) – уже само по себе успех. Притом, это были реальные коммунисты и реальные члены реально действующих профцентров, а не платная массовка, как на состоявшемся в тот же день на Майдане митинге КПУ. И, больше того – на левый марш пришли представители строителей-«заробитчан» со стройки стадиона «Олимпийский». То есть, те самые реальные рабочие, наиболее массовая и угнетенная часть столичного пролетариата, представители которой давно не заглядывали на подобные акции левых.
В конечном итоге, левый Первомай нисколько не пострадал от того, что субкультурщики пошли отдельной колонной – а по-моему, даже наоборот, в какой-то мере более четче и глубже осознал свою классовую субъектность. Присутствие на шествии большой группы молодых курдских коммунистов и южноафриканских социальных активистов, добавляло акции столь желанного в этот день оттенка международной солидарности. То, что на шествии звучали слова «Свободу Курдистану!» – это тоже хорошо. Ведь у нас куда привычнее проявлять солидарность с абстрактными «иностранными трудящимися», чем с угнетенными, близкими тебе по идеологии и идущими с тобой в одной колонне.
Но этот Первомай (как, впрочем, и все предыдущие) имел один существенный минус. Как по мне, об этом стоит задуматься. Традиционный маршрут марша пролегает от Арсенальной до Крещатика (как вариант – до Европейской площади), а затем на Подол, к Могилянке. Учитывая, что это происходит в выходной день, когда ни парламент, ни правительство ни другие присутственные места не работают – а центр города либо пуст, либо заполнен праздношатающимися туристами – зрелище выходит просто фантасмагорическое.
Ну вот честно, не вижу особого кайфа в том, чтобы пройтись по пустым улицам и покричать проклятия в адрес Рады, где в этот момент нет депутатов – и Кабмина, где нет министров. Понимаю, что это традиция. Но ведь левые на то и левые, чтобы традиции ломать? Может быть, в следующий раз стоит перенести маршрут из центра на рабочие окраины, в спальные районы, туда, где живут небогатые киевляне и где снимают жилье заробитчане из других городов. Мне отчего-то кажется, что непосредственная презентация левопрофсоюзных мессиджей и мобилизационных возможностей принесла бы куда больше пользы в местах компактного проживания представителей нашей социальной базы. Так может и правда, в следующий раз, вместо того, чтобы развлекать своим экзотическим видом скучающих буржуев с летних площадок и кафе на Подоле, стоит пройтись где-нибудь на Левом берегу? Об этом стоит подумать.
***
Ну и последние штрихи. Тот факт, что рождение новой партии было встречено всплеском рефлексии в левомаргинальной тусовке, на мой взгляд, представляет собой очень позитивный момент. Дело в том, что левая среда не может и дальше пребывать в состоянии аморфной массы, демонстрирующей по праздничным дням мнимое единство. Все разные. И в осознании факта разности и особости нет никакой трагедии. Это такой же неизбежный процесс, как социализация человека в процессе его становления как личности. Самоидентификация проходит по линии осознания что есть «я» и «они», есть «мы» и «они». И никто еще не отменил того обстоятельства, что чем сильнее и отчетливее ты понимаешь и осознаешь свое отличие от других, тем лучше и четче ты начинаешь понимать, кто же на самом деле ты сам.
Алексей Блюминов
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>