Музыкант, победивший хунтуМузыкант, победивший хунту
Музыкант, победивший хунту

Музыкант, победивший хунту


Андрiй Манчук
После Евромайдана Микис Теодоракис поддерживал украинских диссидентов

03.09.2021

В Афинах, в возрасте 96 лет, скончался греческий композитор и политический активист Микис Теодоракис. Он вошел в историю как создатель музыки всемирно известного танца сиртаки – «касание», который известен сегодня каждому, и считается нематериальным символом Греции.

Звуки этой мелодии сходу вызывают в нашей памяти классические образы древней Эллады, и многие считают сиртаки народным танцем. Однако он был создан сравнительно недавно, в 1964 году, для оскароносного фильма «Грек Зорба», повествующего о приключениях британского писателя и греческого шахтера. Хотя в основе сиртаки действительно лежит одна из версий старинного танца воинов-повстанцев – хасапико.

Теодоракис сам имел за плечами партизанское прошлое. Он сочинял песни еще в подростковом возрасте, с семнадцати лет, и так же рано вступил в ряды социалистического движения, которое переживало свой расцвет на Балканах. Во время немецко-итальянской оккупации Микис присоединился к коммунистической Народно-освободительной армии Греции. Юноша был арестован фашистами и перенес пытки, которые привели к частичному параличу – но не отказался ни от своих взглядов, ни от увлечения музыкой.

Солдаты Муссолини и Гитлера бежали в сорок пятом году. Однако к власти в Греции пришли антикоммунисты, которые превратили ее в колонию Великобритании и США. В стране вспыхнула гражданская война – масштабная «антитеррористическая операция» против партизан, а их сторонников поголовно объявляли «агентурой Москвы». Микиса отправили в ссылку на остров Икария, а затем бросили его в концлагерь на острове Макронисос – где его пытали и избивали, как при нацистском режиме. После чего композитор бежал из страны во Францию, спасаясь от тюрьмы и расстрела. 

«Микроб фашизма подтачивает страну изнутри и проявляется в отсутствии уважения к разнообразию, к праву быть несогласным и иметь другое мнение. Это является свидетельством отсутствия реального образования и культуры» – писал он о механизме становления фашистских режимов.

Вслед за этим последовал период частичной демократизации. Теодоракиса прославила созданная им мелодия для сиртаки, а сам он вернулся в Грецию и избрался в парламент от Единой левой демократической партии. Однако спустя три года после премьеры фильма «Грек Зорба», когда этот танец триумфально шествовал по планете, в стране установили диктатуру «черных полковников» – которые, опять-таки, пришли к власти при деятельной поддержке из Вашингтона. И на композитора обрушилась новая лавина репрессий.

Ультраправая хунта официально запретила исполнять музыку Теодоракиса, включив ее в запретные списки, хорошо знакомые нынешним украинцам. А самого музыканта заперли в концентрационном лагере Оропос. В этот раз ему помогла известность. Под давлением мировой общественности, после писем Дмитрия Шостаковича, Леонарда Бернстайна, Ива Монтана, Артура Миллера и Гарри Белафонте, политзаключенного Теодоракиса принудительно депортировали из Греции.

Он снова поселился в Париже, где постоянно давал концерты и продолжал активную борьбу с диктатурой – вплоть до ее бесславного краха. А легкая аполитичная музыка танца сиртаки превратилась в хорошо узнаваемый позывной сигнал народных протестов, которые в итоге свергли полковников.

Теодоракиса называли «музыкантом, который победил хунту». Политэмигрант возвратился домой в Афины, где продолжал писать популярные узнаваемые мелодии и сделал успешную политическую карьеру. Он избирался в парламент от коммунистов, создал собственное гражданское движение «Искра» и даже занимал пост министра без портфеля в кабинете Константиноса Мицотакиса. 

Греческий композитор дружил с Фиделем Кастро и Пабло Нерудой, а маоистские партизаны Перу сделали его сиртаки своим политическим гимном. Он поддерживал Советский Союз, стал лауреатом Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» и премии Ленинского комсомола. Теодоракис до конца своей жизни участвовал в политике и общественной жизни, выступал против империалистической политики на Ближнем Востоке, критиковал антисоциальный курс Европейского Союза, призывая греков к борьбе против неолиберализма.

После Евромайдана музыкант поддерживал украинских диссидентов – ведь он прекрасно знал, какое значение имеет в подобных случаях реальная антифашистская солидарность. Микис Теодоракис требовал остановить преследования украинских коммунистов, а также вступился за блогера Мирославу Бердник. Кроме того, он указывал на растущую угрозу со стороны украинских ультраправых, которые активно контактировали со своими единомышленниками из Греции.  

Знаменитый композитор пользовался у себя на родине серьезным авторитетом – и не только за свою музыку. Его уважали даже противники, признавая за Теодоракисом глубокую идейную убежденность и верность принципам, стремление защищать демократию, равенство и основополагающие человеческие права.

Он никогда не стоял в стороне от проблем, которые волновали его сограждан, и всегда был готов оказать им бескорыстную помощь. Участие в политической жизни было для музыканта не средством борьбы за власть, и не инструментом обогащения. Теодоракис считал это долгом каждого человека, не желающего мириться с несправедливостью окружающего нас мира.

«Я с малых лет был коммунистом – то есть у меня были определенные общественные идеалы, интерес к обществу. Мне лично пришлось в жизни принести немало жертв ради общества, ради Греции. Поэтому моя музыка не может не быть связана с политикой. Я занимаюсь искусством для людей, и, как композитор, я хочу, чтобы мои произведения обращались к людям свободным, у которых есть демократия, развитие, к людям, у которых не было бы экономических и общественных проблем. И если другие борются за это, то буду участвовать и я.

Когда я был подростком, у нас была война, убивали людей. И что же – мы, композиторы, должны были сидеть и писать свою музыку, и больше ничего? Нет, конечно. Мы должны были участвовать в освобождении своей страны от нацизма. Потом началась гражданская война – и вновь то же самое. В наше время тоже есть проблемы экономического и общественного характера. И мы все должны помочь решить эти проблемы. Ведь в Древней Греции, в древних Афинах того, кто не желал принимать участие в политике, изгоняли из города. Это было обязанностью каждого гражданина», – сказал он в одном из своих интервью. 

Судьба Теодоракиса является сегодня важным примером для украинцев. Он показал, что народ способен победить ультраправую диктатуру, за спиной которой стоят ведущие демократии. Ситуация в постмайдановской Украине осложняется тем, что представители туземной интеллигенции полностью отказались от левой повестки, превратив антикоммунизм в подобие гражданской религии. Но жизнь полна иронии, история любит преподносить сюрпризы.

И может статься, что в стране зигующего достоинства еще появится автор собственного антифашистского гимна. 

Андрей Манчук 

Читайте по теме:

Андрей Манчук. Колыбель демократии

Хелена Смит. Манолис Глезос: символ Греции, символ Сопротивления

Костас ДузинасЯ обвиняю

Билли Брэгг. Почему музыка вновь должна политизироваться

Джозеф Стиглиц. Атака Европы на греческую демократию

Том Морелло. World wide rebel songs

Леонид Грук. OXI

Джон Пьетаро. Пол Робсон: голос Америки

Артем Кирпиченок. Оправдание Ципраса

Андрей Манчук. Леонард Коэн: будущее наступило

Славой ЖижекСпасите нас от наших спасителей

Джон Харрис. Странная живучесть панка

Билли Брэгг, Марк ГрюнбергСтолетний Вуди. Антифашистская машина работает


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал