Александр Богаченко-Мишевский написал красивый текст. Но, при всём моём желании согласится с автором, нужно признать, что в тексте всё равно прослеживается социальный расизм. Нет методологических отличий между ним и тем подходом, который продемонстрировали создатели выставки «Жлобарт». Семесюк сотоварищи даже оказались немного более либертарными – поскольку не отрицают жлоба внутри себя.
Дихотомия «хорошие мы и плохие они» иногда бывает удобным инструментом – но по сути она вредна. Нет никаких «их». Когда не считаешь врага человеком – его проще ненавидеть, и я сам иногда люблю включить такой черно-белый режим. Особенно, когда речь заходит о тех же
ультраправых, о милиционерах или тюремщиках. Приходится себя одёргивать.
Не стоит, конечно же, повторять ошибки правого крыла СРС и рассматривать ультраправых в качестве «близкого к народу» элемента. Они даже более маргинальны чем мы. Успех радикальной «Свободы» нельзя считать успехом правой идеологии как таковой, внутренний дискурс неонацистов является куда более диким и неприемлемым для человеческого уха, чем наш. Как только он прорывается наружу (как в случае с Сиротюком или Фарион) – правые сразу же начинают терять симпатиков.
Но тот факт, что фашисты глупы, агрессивны и находятся в меньшинстве не отказывает им в праве считаться людьми. Мы сделаны из одного материала. Каждый из нас может, в разное время, поймать себя на иррациональности, элитизме, сексизме, мелкой бытовой ксенофобии. Да, мы, как правило, подавляем эти порывы. Но то, что мы способны к рефлексии, читали более умные книги и обладаем, в среднем, более высоким IQ ещё не делает нас высшей расой, равно как и не превращает наших оппонентов в унтерменшей.
Бакунин писал – «если отрезать от свободы кусочек, то вся свобода перейдёт в этот кусочек». Признавая нелюдьми небольшую прослойку фашистских ублюдков, мы отказываем самим себе в праве на человечность. Это логика ментов, которые считают унтерменшами преступников. При этом, назвав так самих ментов, мы станем с ними на одну доску.
Люди становятся преступниками, фашистами и ментами под воздействием социальных отношений, а не из-за какой-то там внутренней душевной испорченности. Это не другая раса, к сожалению. Это часть общества. Точно так же, как раковая опухоль – часть больного организма. Я не призываю к пацифизму, любви и всепрощению, опухоли иногда нужно ампутировать. Но это очень сложный и болезненный процесс, потому что фашистская опухоль – не инородный объект, а часть нашего коллективного тела.
Александр Володарский
Читайте по теме:
Олександр Богаченко-Мішевський. «Інша раса»
Андрей Манчук. «Могилянский» протест»
Андрій Мовчан. «Виставка расового мистецтва»
Андрей Манчук. Интервью с Александром Володарским
Лиза Бабенко. «Украинское тело. «Выставка – говно. Художники – пидорасы»
Андрей Манчук. «Квит и левые. Кто виноват?»
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>