Предисловие переводчика: Радость ненависти. Оргия на костях. Глумление над мертвыми. Достойные ли это проявления человеческих эмоций? Стоит ли осуждать и сдерживать толпу, взрывающуюся средневековым карнавалом, празднуя смерть ненавистного человека? Распространяются ли правила приличия также и на такую одиозную для британцев личность, как умершая на днях Маргарет Тэтчер?
«Вечеринки смерти Тэтчер» были давно запланированы и ожидаемо проходят на улицах всех городов Великобритании, перерастая иногда в погромы магазинов, танцы на улицах, эйфорию всеобщего ликования, стычки с полицией и нападения на случайно попавших под руку сторонников Тэтчер. Вероятно, с XVIII века английская толпа не взрывалась таким ликованием. Хотя вроде бы делов-то – умерла старая женщина, которая последние годы одиноко доживала свой век под капельницей и отошла от политики уже много лет назад.
Тем не менее, именно ее смерть стала своеобразным символом – ведь она знаменует для многих конец «тягостной» неолиберальной эпохи 1980-1990 годов, а также ожидаемый крах стремлений и надежд людей, застрявших тогда в своих мечтах о «среднем классе» и «маленьком свечном заводике в Самаре». Все это низвергается теперь в тартарары – под ликование лондонских подростков, вместе с кумиром постаревшей пост-советской либеральной интеллигенции, доживающей ныне свой век при всяких «культурно-просвітницьких центрах».
А на улицах Лондона, Ливерпуля и Глазго царит радость и веселье. Умер «классовый враг» – и так ли уж зазорно выпить по этому поводу бутылочку шампанского? Ваш покорный слуга тоже, честно говоря, не преминул экспроприировать бутылочку шампанского в супермаркете. На то есть повод – «Witch is dead» – «ведьма умерла». Именно эту песенку из «Волшебника стран Оз» британцы вывели сейчас на первое место в чартах.
Впрочем, даже английские ведьмы недовольны таким сравнением – поскольку все честные британские ведьмы не желают иметь ничего общего с Мэгги, обвиняя ее в пособничестве Пиночету, Пол Поту, расистам и женоненавистникам – а также в краже молока у детей. Защитники животных возмущены распространившимся в сетях сравнением Мэгги со свиньей – зачем же оскорблять ни в чем не повинных животных? Депутат парламента Джордж Гэллоуэй с улыбкой на устах объясняет публике, что слово «сука», используемое им по отношению к Тэтчер, вполне приемлемо – поскольку «это же Тэтчер».
Народ празднует и веселится, выражая свои чувства стихийными всплесками народного карнавала, наподобие того, который, несмотря на дождь, начался 13 апреля на Трафальгарской площади.
«Вечеринки смерти» должны возобновиться в день похорон Мэгги и продолжатся до начала мая – а затем они должны стать ежегодной доброй британской традицией. На всем пути следования похоронной процессии недовольные политикой Тэтчер граждане займут места в первых рядах и при появлении катафалка будут демонстративно поворачиваться к нему спиной. Ливерпульские фаны торжественно обещают беспорядки, и, конечно же… танцы. ВВС может сколько угодно тщетно требовать от британцев «хоть немного уважать мертвых». В ответ на это Крис Уолш пишет в шотландском журнале International Socialist:
«Масс-медиа всячески демонизируют участников празднеств смерти Тэтчер – нас приглашают разделить их ужас по поводу «безвкусия» этих праздников и требуют «уважать мертвых». Однако что такое «вкус» в данном случае – это нелепая концепция, состряпанная привилегированным обществом для легитимизации собственного морального кодекса…. И когда элиты нашего общества заявляют, что наши действия – это «дурной вкус», они просто пытаются нам навязать свой собственный кодекс поведения, считая его изначально неоспоримым.
Их мораль настолько же обанкротилась, насколько и сама система, которую их мораль должна поддерживать. Совершенно ясно, что наша мораль находится в извечном конфликте с их моралью. Таким же образом, и понятие «уважение» – это концепция, которую обычно используют реакционеры, когда им необходимо добиться подчинения и послушания масс народа. Нам с детства твердят: уважать старших, уважать власть (во всех ее проявлениях) и испытывать почтение к мертвым. При этом никаких логичных оправданий этих требований обычно не приводится. Наоборот, по умолчанию считается, что вся эта мораль не требует оправдания.
Нас с детства учат просто принимать их мораль как «правило» и «норму». И весь набор таких «истин» распространяется в обществе ради поддержания господства определенного класса, – это и есть то, что Антонио Грамши называл «здравым смыслом». Все эти концепции морали не так уж и укоренены исторически, и их пытаются искусственно укоренить задним числом. Однако, они отнюдь не являются чем-то, что не смогут оспорить массы. И сама концепция морали, требующая уважения к неизвестному тебе человеку или же некой абстрактной идее – ярчайший тому пример».
И вот уже приз в 10 000 фунтов ждет того, кто первым помочится на могилу Тэтчер в соборе св. Павла. Грубо? Вульгарно? Конечно же. Тем не менее, это и есть подлинное выражение эмоций, не прикрашенное никакими облагораживающими концепциями «единства нации» и их «морали». Не стоит обольщаться. Народное ликование по поводу смерти имеет массу исторических аналогий.
Итальянский писатель Джованни Тизо сравнивает, например, «вечеринки смерти Тэтчер» с ликованием, последовавшим за казнью Муссолини – весьма жестоким и грубым празднованием смерти. Мы предлагаем вашему вниманию его статью из литературно-философского журнала Overland. Peace & love!
Вечером 28-го апреля тело Муссолини отправили в город, однако лишь глубоко за полночь партизаны смогли пройти все блокпосты и доехать до той городской площади, которую выбрали задолго до этого дня. Они сгрузили все трупы с машины – их было восемнадцать – и разложили их перед бензоколонкой. После чего те, кто привез эти тела, выстроились вокруг, ожидая восхода солнца.
Партизаны из отряда Вальтера Аудизио («Валерио») намеревались воссоздать таким образом одну сцену из недавнего прошлого. Все известные нам фото, отображающие эту жутковатую выставку трупов, являются черно-белыми, однако среди партизан был и художник-антифашист Алиги Сассу, запечатлевший эту сцену в цвете.
Весь этот спектакль должен был воссоздать в деталях казнь пятнадцати партизан, совершенную в августе 1944-го членами фашистской милиции из Repubblica Sociale по приказу местного нацистского командования. Пятнадцать партизан были в тот день расстреляны в Милане на площади Лорето. Их тела оставили лежать на солнце – их не давали забрать родственникам, чтобы фашисты могли вдоволь поглумиться над трупами, что они и делали на протяжении всего дня.
И вот сейчас Валерио и его люди желали отомстить – поэтому они и выбрали то же самое место и разложили на площади тела Муссолини, его любовницы Клареты Петаччи (убитой при попытке закрыть собой тело Дуче), бывших министров фашистского режима и еще нескольких офицеров, казненных за день этого в Донго. Партизаны желали выставить тела казненных на всеобщее поругание – поступить с ними точно так же как поступили с их товарищами фашисты-repubblichini.
Взошло солнце и на площади появились первые прохожие, сразу же обратившие внимание на грузовик и привезенные им тела. Новость молниеносно разлетелась по городским кварталам и вскоре здесь собралась целая толпа. Партизаны не были готовы к столь массовому наплыву людей и не смогли сдержать толпу, которая с каждой минутой все более увеличивалась. Люди в ярости пинали, избивали и оплевывали трупы. Их забросали гнилыми овощами и корками хлеба. Затем подошла женщина и пять раз выстрелила в грудь трупа Муссолини – по одному выстрелу за каждого из убитых на войне сыновей. Кто-то мочился на труп Петаччи.
Все это продолжалось где-то до полудня, пока партизаны не смогли, наконец, восстановить некое подобие порядка на площади при помощи бригады пожарных, которые затем омыли из шланга тела. Тогда же они и решили подвесить трупы Муссолини и некоторых из его приспешников – их подвесили за ноги, привязав к крыше бензоколонки – так, чтобы каждый мог их видеть, но дотянуться до трупов уже никто не мог. Решили подвесить и труп Клареты Петаччи, с которой перед тем сорвали юбку и трусы. Юбку нашли, обмотали вокруг бедер, закрепили булавкой и подвязали ремнем, который предоставил партизанский полковой капеллан дон Поллароло.
Вот ставший уже классическим снимок, запечатленный и в коллективной народной памяти. Висят тела Бомбаччи, Муссолини, Петаччи, Паволини, Сатараче. Четыре фашистских лидера и куртизанка – мертвые, выставленные на всеобщее обозрение – символ свержения режима, опозорившего наш народ и разрушившего нашу страну. Были и другие снимки. Муссолини и Петаччи изображены на них лежащими на земле – снятые утром того же дня иностранными репортерами. Многие из этих снимков долгие годы не демонстрировались, в том числе и серия жутких снимков, сделанных вечером того же дня в морге – перед вскрытием тела Дуче.
Один из этих снимков врезался мне в память – это портрет «двух любовников», которых специально, чтобы поиздеваться над телами, положили друг с другом – голова к голове, рука в руке – пародируя тем самым картины, выражающие любовь и нежность. В трупе Петаччи еще можно опознать некое человекоподобие, а лицо Муссолини, которое столь долгое время было символом государственой власти государства, превратили в сплошное месиво – человеческие черты в ней были уже неузнаваемы. Если у вас крепкие нервы, вы можете на них взглянуть, но я все же рекомендую воздержаться от этого. Снимки цветные – как и картина Сассу. По сути, это исторический документ во всей неприглядности, демонстрирующий события того дня – причем наиболее жесткий из всех, что мне доводилось видеть.
Вот где был самый настоящий праздник смерти. В Великобритании на улицах разных городов сегодня стихийно вспыхнули народные гуляния – люди массово празднуют смерть Маргарет Тэтчер. Об этом, в частности пишет Дэйли Мэйл: «Пламя ненависти: в течение тридцати лет люди испытывали глубокое отвращение к баронессе Тэтчер, и сейчас их ненависть вырывается наружу в праздновании ее смерти. Нападут ли они также и на похоронную процессию»?.
Тем не менее, это еще «цветочки» – этот карнавал смерти блекнет по сравнению с выплеском ненависти, происходившим на миланской площади. Именно этот праздник смерти вызвал весьма неоднозначное отношение, что способствовало впоследствии развитию политической амнезии. Желание расправы над отдельными личностями господствовало в то время, не давая зачастую возможности не только понять, что такое фашизм, но и тщательно составить списки тех, кто именно сотрудничал с фашистами – в результате чего многим удалось избежать наказания. Они стали прятаться под разными личинами сразу же как только смыли кровь с мостовой у бензоколонки на миланской площади Лорето.
Тем не менее, я не могу однозначно осудить все эти гротескные и часто неуместные акты мести – тем более, что совершали их люди, которые только тем утром в Милане открыли для себя антифашизм. А таких было достаточно много. Это было зловещее торжество для всей нашей страны. Многие заслуживали того, чтобы присутствовать в тот момент на миланской площади – жертвы фашистского режима и люди, сражавшие на поле боя ради его свержения. Валерио и его партизаны, посчитали тогда, что нужно организовать такую вот «вечеринку смерти» – и что бы мы об этом ни думали, но теперь это часть нашей истории.
Меня поражает, что некоторые левые критикуют такие стихийные всплески радости, которая охватила людей при первом же известии о смерти Маргарет Тэтчер. Среди этих левых есть даже те, кого я могу назвать нашими товарищами и кого глубоко уважаю –однако они, похоже, живут в каком-то нереальном мире сдержанности и внешних приличий. Это напоминает мне репортаж о казни Муссолини, опубликованный в газете либеральных социалистов Partito d’Azione.
«Сквозь замершую толпу пронесли останки тех, кто был в наибольшей степени виновен в катастрофе Италии. Толпа мужчин и женщин на мгновение замерла, взирая на леденящую душу смерть, повисшую над площадью имени «Пятнадцати партизан-мучеников». Смолкли крики. Смолкли возгласы радости по поводу освобождения. На мгновение все замерло – все застыли, завороженные зрелищем висящих трупов тех людей, которые поплатились жизнью за свои гнусные преступления – народное правосудие свершилось».
Как же! Наша «благородная нация» реагировала на столь серьезное историческое событие со свойственной ей сдержанностью? Нет, всё было как раз совсем не так.
Джованни Тизо
Перевод Дмитрия Колесника
Читайте по теме:
Артем Кирпиченок. Сражаться, как Маргарет Тэтчер!
Дмитрий Колесник. И все-таки, стерва
Кен Лоуч.Воссоздать дух 1945-го
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>