Почему нас волнует кампания Black Lives Matter?Почему нас волнует кампания Black Lives Matter?
Почему нас волнует кампания Black Lives Matter?

Почему нас волнует кампания Black Lives Matter?


Рустем Сафронов
Часть общественности беспокоится за воображаемую Америку, за идеал капитализма, к которому надо стремиться

14.08.2020

Продолжающиеся в США волнения, последовавшие после убийства полицией Джорджа Флойда, выявили не только симптомы политического кризиса в Соединённых Штатах. Они также продемонстрировали заскорузлые расистские комплексы, сидящие в сознании большого числа наших соотечественников.

Мало того, что СМИ усиленно подогревали страсти, постоянно показывая кадры погромов и вандализма, совершаемые участниками протестов. Телевидение и другие средства массовой информации ухитрились показать людям постановочные кадры целования обуви, организованные сектантской группой чернокожих. Постсоветские медиа делают всё , чтобы дискредитировать протесты, как таковые, показывая снятые за полгода до восстания кадры, никак не связанные с сегодняшними протестами и самой идеей преодоления расового неравноправия в США.

Надо сказать, что эта затея удалась сполна. У части наших соотечественников выявлены столь глубинные и дремучие комплексы, что просто диву даёшься.

Конечно, в советское время мне тоже приходилось выслушивать расистские байки о том, как надо «ставить на место чернокожих». Расовые комплексы достаточно глубоко сидят в людях, и они вовсе не сводятся к реакции на официозный советский интернационализм. Но в те времена такие разговоры не шли дальше кухни. При Советах нельзя было сделать расистский или ксенофобский дискурс публичным, а теперь чернокожих можно обличать – и в русскоязычных сетях с большим энтузиазмом звучат обвинения в адрес «сидящих на пособии черных».

Однако это банальная ложь. Никаких пособий никому просто так не платят – тем более за цвет кожи.

Даже в худшие времена кризисов в США не менее 75 процентов чернокожих постоянно заняты трудом, а во времена экономического подъема эта цифра поднимается до 82 процентов. Пособия получают одинокие женщины с малолетними детьми. Никакому чернокожему мужчине, если он не инвалид и не ветеран, пособие не положено. Пособие же по безработице выплачивается всего лишь полгода – чрезвычайные меры в период пандемии сознательно выводятся здесь за скобки. После чего американец должен трудоустроиться. Никаких «здоровых черных мужчин, сидящих годами на велфере», просто не существует – это расистский миф, который никак не соотносится с реальностью американского капитализма.

Размах, который приняло в постсоветских СМИ осуждение американских протестов, по-настоящему поражает. Покойному Флойду даже припомнили былые судимости – хотя вроде бы он уже отсидел за прежние прегрешения. Но нет, пользователи сетей готовы судить покойного заново.

Часть постсоветской общественности беспокоится за воображаемую процветающую Америку, за некий идеал капитализма, к которому нам надлежит стремиться – а зловредные элементы в виде чернокожих мятежников, организации «Антифа» и ультралевых элементов норовят разрушить этот мифический образ.

С другой стороны, часть доморощенных расистов бесит сама идея неконтролируемого протеста, бунта. Отсюда все эти разговоры о том, что акции якобы осуществляются на деньги Сороса, что скоро будет разрушена былая Америка – ибо в нынешней «белые становится на колени перед неграми». И сколько бы не говорили, что опускаясь на одно колено люди выражают возмущение несправедливостью системы, неспособной обеспечить равные права граждан, никто не хочет об этом слушать.

Я много лет живу в вашингтонском квартале Шо, среди чернокожих. В моём подъезде всего пять или шесть людей с белым цветом кожи. Все остальные – негры. Но отношения между нами исключительно доброжелательные, и никто не ставит никого на колени. Никакого угнетения чернокожими белых нет. Это просто нелепый миф, который насаждается правыми элементами в США, а также заинтересованными кругами в российском и украинском обществе.

Да, здесь есть преступность – но она ничем не отличается от преступности в родимом Отечестве, где тоже можно встретить гопоту в подворотне. Один российский писатель как-то заявил мне, что «черный расизм не лучше белого» – рассказывая о том, как двое чернокожих пытались ограбить его в Балтиморе. Ему не приходит в голову, что нападавшие действовали не как расисты, а как бандиты. Ничем не отличающиеся от любых преступников – в том числе и отечественных.

Понятно, что в движении Black Lives Matter есть перехлесты – наряду со справедливыми требованиями: прекращения полицейского насилия и разделения людей по цвету кожи. На акциях могут происходить различные безобразия – как это всегда бывает во время массового протеста. Но эти инциденты не отражают содержания движения, в то время как наши люди сконцентрировались исключительно на негативной стороне происходящих событий.

Особенное недоумение вызывает желание выразить солидарность с богатыми англосаксами, которые совершенно не нуждаются в подобной поддержке. Во времена существования СССР они считали всех наших людей завзятыми «комми», ни сейчас, а сейчас полагают россиян жертвами авторитарной диктатуры Путина.

Стремление защитить некую «идеальную белую Америку» 50-60-х годов, с «порядком», расовой сегрегацией, и воинствующим антикоммунизмом, совершенно нелепо. Большинство жителей Соединённых Штатов – по данным опросов это более 70 процентов населения – включая львиную долю белых, поддерживает требования Black Lives Matter, и требуют оградить чернокожих от полицейского произвола.

Да, жители США выступают за реформу полиции. Выступают массово – и впервые за долгое время протест поддерживают и белая, и латиноамериканская общины. Что же касается сноса памятников – тем, кто разрушил у себя монументы Ленину и Дзержинскому, не стоит сетовать на то, что черные не хотят видеть у себя памятники вчерашним рабовладельцам. В конце концов это американская история – и потомки рабов вправе относится к ней так, как они считают нужным.

Трудно представить себе американца, взволнованного тем, что в России демонтировали доску Маннергейму – или взорвали памятник царю. А нашим людям есть дело до памятников генералу Ли. «Широк русский человек, я бы сузил» – хочется повторить в таких случаях вслед за классиком.

Кликуши, предрекающие гибель Америке, ошибаются. Она просто меняется, эволюционирует, извлекая уроки из своей недавней истории. И для этого не всегда нужно применять грубую силу, как порой советуют янки отечественные консерваторы. Нашим американофилам не стоит беспокоиться о выживании Соединённых Штатов – потому что вопрос о крахе США не стоит на повестке дня. Эта страна переживала в своей истории куда более масштабные кризисы.

Борьба за эмансипацию чернокожих ведется давно – ещё до появления Мартина Лютера Кинга и Малькольма Икса. В ней были не только мирные марши, но и вооруженные схватки. Многие лидеры «Черных пантер» были убиты сотрудниками ФБР, многие брошены в тюрьмы. Массовые выступления семидесятых годов, демонстрации миллионов американцев против войны во Вьетнаме, восстание индейцев в Вундед Ни, восстания против расовой сегрегации – всё это потрясло устои американского общества. «Везермены» бомбили по ночам символы капиталистической власти – банки и супермаркеты. Однако американское общество интегрировало элементы контркультуры и продемонстрировало способность к развитию.

Всё происходящее в наши дни говорит скорее не о болезнях американского общества, которые, конечно, имеют место – а системный кризис действительно существует. Идет острая борьба между отчаявшимися демократами, поддерживающими Трампа правыми, которые теряют свои позиции в ряде смыслообразующих моментов американской истории, и движением чернокожих, желающих избавится от символов прошлого.

Но, тем не менее, вся эта история, прежде всего, свидетельствует о серьёзном нездоровье в сознании жителей постсоветских стран. Об их не изжитых расистских комплексах, которые пора бы преодолеть в начале ХХI века.

Рустем Сафронов

Вашингтон

Читайте по теме:

Артем Кирпиченок. Иосиф Бродский: скромное обаяние расизма

Андрей Манчук. Почему Украина – не «совок»

Георгий КомаровПлач по «Старой Европе»

Юлий Дубовик«Нечем дышать». Почему восстали американцы

Андрей МанчукАпартхейд

Ален БадьюРасизм интеллектуалов

Яна Завацкая«Быдлонаселение»

Артем Кирпиченок. Почему мы стали расистами

Юлий ДубовикСША: концлагеря для мигрантов

Юлиус Жуковский-КребсПогром в Хемнице: уродливые немцы

Андрей МанчукМигранты и атланты. На ком держится мир


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал