Работа или конфетыРабота или конфеты
Работа или конфеты

Работа или конфеты


Саша Керн
Бросалось в глаза, что в этот раз многие участники акции вели себя с заметным озлоблением. Пошел слух, что завод решено ликвидировать, а выплачивать задолженности не станут.

07.04.2015

Акции работников умирающей на глазах авиакосмической отрасли Украины становятся для нашей страны такой же нормой, как шахтерские акции в девяностых годах. Так, работники днепропетровского «Южмаша» провели с начала года десять акций протеста, а представители трудового коллектива харьковского авиазавода только с начала апреля трижды выходили на проходную завода. Утром 6 апреля на митинг пришло более 500 человек – в несколько раз больше, чем в прошлый раз. Пришли даже те, кто давно сидит по домам. Ведь с декабря предприятие даже по официальным данным работает в «ограниченном» режиме, всего на треть своих штатов.

Однако стянутой к заводу милиции было даже больше, чем самих протестующих. Харьковские чиновники помнили, что на митинге в пятницу люди пообещали перекрыть главную улицу города – Сумскую. Звучали и призывы блокировать другие дороги на подъездах к заводу. Похоже, что эти намерения недовольных беспокоили власть больше всего.

Бросалось в глаза, что в этот раз многие участники акции вели себя с заметным озлоблением. На выходных среди рабочих пошел слух, что завод решено ликвидировать, а выплачивать задолженности не станут. И авиазаводовцы старались дать понять чиновникам и руководству, что терять им нечего.

«Последние деньги, которые мне платили – часть зарплаты за август. После этого завод не давал ни копейки, и за восемь месяцев мне задолжали около 11 тысяч гривен», – сообщил журналистам инженер-энергетик ХАЗа Андрей Сущенко. При этом, по словам рабочих, их хотят взять измором и заставить уволиться, чтобы не мучатся от  безденежья. Ведь чтобы перейти на новую работу, нужно забрать свои трудовые книжки, расставшись с надеждой получить долги по зарплате. А зачинщиков акции прямым текстом пообещали «сдать на Мироносицкую», где располагается СБУ.

Похоже, что городские власти почувствовали наэлектризованность ситуации, и попробовали ее несколько разрядить. Если во время прошлой акции представитель ХОГА хамски объявил пикет на проходной незаконным, и потребовал от работников завода разойтись, в этот раз отцы города сделали все, чтобы заманить людей с проходной во внутренний двор, на территорию предприятия – чтобы они не пошли маршем по улицам города. Для этого руководство завода совместно с профкомом организовало на территории завода «официальный» митинг, и даже пообещало людям деньги за август уже во второй половине дня. На нем выступили председатель профкома ХАЗа Михаил Погорелов, исполняющий обязанности генерального директора Игорь Сунцов, советник гендиректора Анатолий Мялица и заместитель председателя ХОГА Марк Беккер. Но слушать чиновников пошли не все. Более сотни людей остались за проходной, поскольку возникли опасения, что журналистов не пустят на территорию завода – а люди уже поняли значение освещения своих акций прессой.

Замгубернатора Беккер пообещал погасить в апреле часть задолженностей за счет невыплаченного государством заводу НДС на сумму 9,8 млн грн. «Мы проверили существование этой задолженности перед заводом и сделали все, чтобы она была погашена. Мы проконтролируем, чтобы основная часть этих денег пошла на зарплаты для рабочих, хотя окончательное решение будет принимать непосредственно руководство предприятия», – заявил представитель ХОГА. Надо сказать, что его последняя оговорка не сулит авиазаводовцам ничего хорошего. Даже если деньги действительно придут на завод – а реальных гарантий этого никто не давал – они могут не попасть к трудовому коллективу, как это практиковалось и раньше.

Чтобы не допустить очередного обмана, участники митинга снова пообещали властям шествия по городу и блокирование Сумской – раз уже этого так боятся. Ведь все понимают, что обещания расплатиться могут оказаться блефом. Дело в том, что помимо авиазавода долги перед трудовыми коллективами имеют такие крупные предприятия Харькова, как приборостроительный завод им. Шевченко, танковый завод им. Малышева и подшипниковый завод. И если авиастроители выбьют свои деньги, на протест могут подняться другие.

Впрочем, работники требуют не только отдать им долги, но и спасти их предприятие. Ведь если бы харьковский авиазавод был загружен заказами, они не попали бы в нынешнюю ситуацию. Но чтобы возобновить полноценную работу завода, необходимо политическое решение киевского правительства, которое заблокировало серийное производство и техническое обслуживание региональных пассажирских самолетов Ан-140-100 и универсального самолета-транспортника Ан-74, которое осуществляется при участии российских предприятий, а также по заказу российской стороны. Хотя разрыв производственных связей стал для страны настоящей «авиакатастрофой», в результате которой без работы останутся десятки тысяч работников авиакосмической отрасли. Хотя при этом украинские правительственные чиновники и бизнесмены активно торгуют с Россией всем, чем угодною

«Объясните, почему мы не можем строить самолеты с «вражеской» Россией, а Порошенко свои шоколадки вообще на ее территории варит? Украине нужны самолеты или конфеты?» – спрашивала выступавшая после замгубернатора участница митинга. Тот молчал. Наверно, конфету жевал.

Саша Керн

Читать по теме:

Антон Баштанко«У нас железо к рукам приставало»

Андрей Манчук. «Кравчучка» вместо «Мрії»

Леонид Николенко, Антон БаштанкоАд без «Сатаны»

Сергей КиричукNo sputnik

Андрей МанчукПризрак надежды

Антон Баштанко«Охота» на заводах

Майкл Робертс Свободное падение

Morning Star Война за «свободную торговлю»?

Игорь РошуФашисты и тарифы

Андрей МанчукЗолотой батон – каждому украинцу


Підтримка
  • BTC: bc1qu5fqdlu8zdxwwm3vpg35wqgw28wlqpl2ltcvnh
  • BCH: qp87gcztla4lpzq6p2nlxhu56wwgjsyl3y7euzzjvf
  • BTG: btg1qgeq82g7efnmawckajx7xr5wgdmnagn3j4gjv7x
  • ETH: 0xe51FF8F0D4d23022AE8e888b8d9B1213846ecaC0
  • LTC: ltc1q3vrqe8tyzcckgc2hwuq43f29488vngvrejq4dq

2011-2020 © - ЛІВА інтернет-журнал