Не верь в Хари-Кришну, не верь в бога Вишну
Не верь богатым!
Jack & Потрошители
Понятия революция и йога как-то на первый взгляд плохо сочетаются. Во всяком случае, тот знакомый нам образ индийского йога – сухощавого и отрешенного аскета в позе лотоса сложно представить на месте центральной фигуры «Свободы на баррикадах» Делакруа. Поиски нирваны и отрешенность от бренных земных забот вроде бы не должны способствовать возникновению повышенной политической активности, а уж тем более зарождать в просветленных головах мысли о смертной казни для «подпортивших карму». Но это если воспринимать всерьез тот экзотический ореол, окружающий многочисленных индийских гуру, зачастую превращающих сеть ашрамов в успешный бизнес-проект. Затем, естественно, возникает и политическая заинтересованность. Но «за три моря» ходить не обязательно – православная церковь-то работает по тем же принципам. И судить о ней по какому-нибудь Симеону-столпнику, по меньшей мере, наивно.
В воскресенье, 5 июня, индийская полиция газом разогнала «сторонников гуру йоги Свами Рамдева, проводившего в Нью-Дели голодовку в знак протеста против коррупции».
«Гуру Свами Рамдев начал голодовку протеста на одной из площадей Нью-Дели в субботу, 4 июня. Он объявил, что голодовкой добивается от правительства возврата «грязных денег», якобы находящихся на счетах в зарубежных банках и предназначенных для дачи взяток, а также требует казнить членов кабинета министров, виновных в коррупции».
Гуру Свами Рамдев – личность весьма популярная в центральной Индии, его последователи считают его святым и готовы последовать любому его призыву.
Но… «сначала маленький экскурс в историю, а к практике мы перейдем потом».
Свами Рамдев (настоящее имя – Рамкишан Ядав) - национальный индийский гуру йоги. Он интенсивно практиковал самодисциплину и медитацию. После преподавания йоги, Свами Рамдев отправился в пещеры Ганготри высоко в Гималаях. После глубокой медитации, дисциплины и послушания ему стали ясны цели его дальнейшей работы: популяризация йоги и аюрведы в Индии и во всем мире и реформирование социальной, политической и экономической системы Индии. Затем гуру основал фонд «Дивья Йог Мандир», а затем еще несколько фондов в Индии и зарубежом в США и Великобритании. Количество последователей – несколько сотен тысяч. «Его семинары по йоге посещают по 50 тысяч человек, ежедневно его программы занятий транслируют по нескольким каналам центрального индийского телевидения. В его аюрведических клиниках врачи лечат тысячи пациентов, а аюрведическими препаратами «Дивья Фармаси» пользуются миллионы людей по всему миру».
То есть перед нами «в натуре, профессионал, а не любитель».
«New-York Times» год назад называла его «индусом, построившим империю йоги на политике.
«Солнце еще дремлет за горизонтом, а Свами Рамдев уже давно встал. В одной лишь шафрановой набедренной повязке он демонстрирует упражнения сотням своих последователей в этом святом городе на берегу Ганга, а десятки миллионов по телевизору наблюдают за быстро сменяющимися позами йоги.
Свами Рамдев, один из наиболее популярных и влиятельных индийских гуру, заново представивший йогу индийским массам, легко перешел к своей новой страсти – политике.
«Мы очищаем наши тела – кричит он – затем мы очистим нашу демократию». «Все, что нужно людям – честное, смелое и ответственное руководство» – сказал он в интервью в разрастающемся лагере посреди своей империи на севере Индии, распространяющей йогу, натуральные продукты и медпрепараты. Политическую систему страны пронизала коррупция и раскол по религиозным и кастовым принципам. Лишь прислушиваясь к древней индийской мудрости, давшей начало йоге, и священным текстам, вроде Вед и Упанишад, можно вырезать эти раковые опухоли». «У нас должна произойти тотальная революция».
«С одной стороны, Свами Рамдев призывает вернуться к прошлому и прислушиваться к религиозным деятелям древней Индии (самоценность, национальная гордость и традиционные индийские ценности). С другой стороны, его империя йоги и легионы последователей, использующие телевидение и Интернет, являются символом новой Индии».
«Международным корпорациям, по его мнению, не место в Индии – она должна быть погружена в собственную культуру».
«Будь индусом – призывает он своих последователей каждое утро – говори на индийских языках, носи индийскую одежду, пей индийские напитки». (В случае Свами Рамдева это звучит как скрытая реклама собственных товаров).
Его идеи с готовностью восприняла, как считает «NYT», «низшая прослойка среднего класса, разрывающаяся между традициями и соблазном модернизации жизни». Для своих сторонников в Индии гуру легко находит слова, обличающие наследие британского колониализма, требует запретить ввоз иностранных товаров и английский в качестве государственного, требует быть патриотами, покупать местную продукцию и обучать детей лишь в традиционной манере. Гомосексуальность гуру считает болезнью (казалось бы, вопреки установке «всем всех любить»), которую, якобы и лечит успешно в своих ашрамах.
Для своих последователей в европейских странах, США и постсоветском пространстве гуру не столь категоричен – здесь речь идет уже не о патриотизме, а о чистоте именно индийской культуры, экологичности индийских товаров и массовом издании проповедей гуру на английском языке. Своим основным врагом гуру считает, родившуюся не в Индии, а в Италии, Соню Ганди. Ранее на выборах популярный гуру поддерживал националистическую партию Бхаратия Джаната. Собственная политическая карьера его и сейчас происходит не без поддержки этой партии, но гуру может (в отличие от респектабельных правых политиков) открыто призывать к некой «общеиндийской опричнине». Головы бояр (то бишь «раджей») все настойчивей требует разорившееся крестьянство и мелкие торговцы. Коррупция в Индии действительно считается проблемой №1. А левые партии (в частности КПИ) потеряли на недавних выборах значительную часть сторонников, так как не в состоянии были на своем локальном уровне сдержать рост цен, разорение крестьян и победить коррупцию.
«Я хочу перемен для следующих поколений – Индию спасет йога!», – телегуру без особого труда нашел путь к сердцам многих индийцев. Почти ежедневный пиар, доступные радикальные лозунги и апелляция к «традициям предков». «Индийское казачество» заняло свою политическую нишу. Свои тягнибоки есть даже здесь – ведь глобальный кризис при отсутствии левой альтернативы практически повсеместно провоцирует настроения правого популизма. А недостатка в гуру и фюрерах никогда не бывает.
Случившийся в воскресенье разгон сторонников гуру еще более взращивает его популярность. Гуру заявил, что его хотели убить. Спрыгнув в толпу во время разгона, он вызвал тем самым давку на площади, в которой и пострадало около 30 человек. Теперь Свами Рамдев практически в каждой своей речи апеллирует к Ганди. Но, как пишет «Los Angeles Time», он вряд ли заслуживает этого сравнения.
«Свами Рамдева вряд ли можно сравнивать с Ганди. Его трасты владеют тысячью акров первоклассной земли и приносят 245 миллионов долларов годового дохода, что позволяет ему путешествовать на личном самолете и отдыхать на личном острове у побережья Шотландии».
Говоря словами Майка Науменко, можно и углубляться в себя, но не слишком далеко – потом нужно будет вернуться обратно.
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>