В ходе дискуссии о левом
либерализме одни из авторов отстаивают социал-демократический или
леволиберальный вариант политики, а другие (например Алексей Цветков)
обращаются к опыту централизованной хозяйственной системы в духе СССР. При этом
и те и другие полагают, что в рамках защищаемых ими систем возможно
народовластие и социальный достаток.
Мне кажется, что обе позиции оторваны от
реальности или же слабо с ней связаны.
То, что написал Алексей Цветков о возможности
сочетания централизованного планирования и народовластия – просто ошибка.
Планирование хозяйственной активности хорошо в том случае, если оно
организуется ассоциациями самоуправляемых коллективов трудящихся по взаимному
согласованию. А если экономическое планирование организуется центральной
группой, как хочет Цветков и прочие сторонники большевизма или необольшевизма,
то это означает, что в руках у оной группы концентрируется власть над
производством и результатами труда миллионов работников. Так центральная группа
автоматически превращается в эксплуататорскую, поскольку эксплуатация и есть
присвоение результатов чужого труда и использование их по своему усмотрению.
Разумеется, она будет заинтересована в сохранении своей власти и привилегий,
своего эксплуататорского положения.
Не имеет даже значения, выбрана ли центральная
группа кем-либо изначально или нет. Во-первых, как говорил Герберт Маркузе, «свободные
выборы господ, не отменяют противоположнось господ и рабов». Во-вторых,
сместить, отстранить от власти центральную группу, после того, как она наложит
лапу на все общственные ресурсы, будет крайней сложно. В-третьих, везде, где
осуществлялась такая экономическая централизация, возникали эксплуатация и
диктатуры: СССР, Китай, Вьетнам, КНДР, Восточная Европа, включая такие развитые
регионы как Чехия и кусок Германии (ГДР)... кого мы забыли? Исключений нет – и
это не может быть случайностью. И, наконец, в-четвертых, везде в указанных
странах элиты живут в богатстве, а массы – в бедности. Причем почти все
большевистские правительства, отказавшись от прежнего курса, проводят сегодня
те же самые неолиберальные экономические реформы, что и правители Запада.
Тот же самый аргумент, который Цветков справедливо
применяет к капитализму, критикуя левых либералов и социал-демократов (кто и
зачем станет заботиться о социальных благах трудящихся и о народовластии при
капитализме, если всей экономикой и политической системой заправляет 1%
населения – богатые и сверх-богатые?), применим и к большевистской системе,
которую он защищает. В ней демократии и социальной справедливости ровно столько
же, сколько при частном капитализме. И ровно по тем же причинам.
Либерализм (капитализм) и государственный
социализм – это всего лишь разные версии эксплуататорских систем. Уже целый век
эти двое спорят о том, кто из них меньшее зло, кто из них устроил больше
геноцидов. Нелепо спорить о том, что лучше: советские бомбежки Афганистана или
американские бомбежки Вьетнама. Выбирать между чумой и холерой глупо. Кроме
того, как заметил Славой Жижек, выбор меньшего зла парализует творческие
способности человечества, его прогресс, и мешает самостоятельно определять свою
историю.
Насчет же левого либерализма Алексей Цветков
абсолютно прав. В условиях капитализма теперь не может быть никакого левого
либерализма. Капитализм пошел на крутые социальные реформы после Второй мировой
войны под напором мощнейшего рабочего движения, из страха перед революциями и
из-за необходимости противостоять СССР и ослабить социальные противоречия
внутри своей системы. Затем, эти страхи ослабели и\или исчезли, появились новые
механизмы контроля (прежде всего, глобализация и перенос производств) и
капитализм взял все назад.
Давайте не будет фантазировать, а просто посмотрим
на то, что сейчас происходит.
Капитализм уже как минимум тридцать лет, со времен
Рейгана и Тэтчер, отбирает у трудящихся, пенсионеров, студентов и других групп
угнетенного класса социальные пособия, субсидии, трудовые права. В США, Италии,
Греции, Великобритании, Франции неолиберальные реформы продвигаются все дальше.
В Китае и Индии – крупнейших странах Юга, где живет свыше 40% человечества,
происходит то же самое. Безработица в развитых странах достигает отметки в 10%
и выше, почти в 10 раз больше, чем в послевоенную эпоху. До половины трудящихся
перешли в состояние временной занятости, со скользящими графиками труда,
ненормированным рабочим временем, индивидуальными контрактами вместо коллективных
договоров и т.д. Целые отрасли промышленности выведены капиталом из развитых
стран в ответ на волну рабочих протестов 1968-1980 годов, перенесены в Китай,
Индию, Индонезию, Бразилию. Социолог из университета Чикаго Чарльз Дерлугьян
подчеркивает, что такие действия стали реакцией капитала на рабочую борьбу.
Да, неолиберальные реформы встречают
сопротивление: протесты в Греции, забастовки во Франции. Но ключевые
неолиберальные меры все равно осуществляются раз за разом. В рамках системы
глобального капитализма их нельзя, невозможно остановить.
В рамках мягкой, подзаконнной, леволиберальной или
социал-демократической парадигмы сопротивления, основанной на действиях
легальных подзаконных профсоюзов, партий, парламентских или местных выборах,
неолиберализм остановить нельзя.
До тех пор, пока миллионы рабочих интегрированы в
профсоюзы и доверяют левым партиям, сопротивление всякий раз проваливается: люди
бастуют день-два, и только. Для системы безопасно. Профсоюзы, руководимые профбоссами,
не заинтересованы в радикальных переменах, потому что бессрочная всеобщая
стачка – это революция, а их руководители и аппарат неплохо живут здесь и
сейчас и не хотят рисковать своим положением. То же самое со всеми
леволиберальными и социал-демократическими партиями, интегрированными в
парламенты и муниципалитеты, где они получили множество теплых местечек.
К тому же теперь недостаточно даже временной
оккупации фабрик: стоит только ее прекратить, бизнес захлопнет двери
предприятий перед носом у работников, перенесет производство в Шанхай и
Бангалор – так уже было!
Для того, чтобы остановить неолиберальные реформы,
нужна бессрочная оккупация улиц и фабрик, транспорта и электростанций, складов
с продовольствием, одеждой, топливом. Иначе невозможно перезапустить экономику
на новых принципах. Все это могут сделать только неподконтрольные профбоссам и
левым партиям выбраные собраниями трудовых и территориальных коллективов низового
населения комитеты рабочих и жильцов – советы.
Бессрочная стачка, оккупация фабрик и городов,
рабочие советы... все вместе это и есть социальная революция. Чтобы ее осуществить,
необходимо создание твердых, не интегрированных в систему нелегальных ядер
сопротивления на производстве, состоящих из наиболее идейных и непримиримых
противников системы. Автономные ядра сопротивления, связанные между собой в
горизонтальную сеть, не будут администраторами более широкого сопротивления. Но
они постараются словом и делом, примером и агитацией убедить в своей правоте
широкие нейтральные массы угнетенных.
Если трудящиеся сумеют захватить средства
производства, если городское и сельское пространство окажутся в руках
непартийных органов самоуправления, советов, то последние станут договариваться
между собою об управлении обществом. Это и есть социальная (анархистская,
либертарно-социалистическая) революция.
В противном случае все будет идти так, как идет
сейчас. На неолиберализм можно дать только социально-революционный ответ.
Читайте другие материалы дискуссии о левом либерализме:
Катерина Максименко. «Почему я левая либералка?»
Алексей Цветков. «Почему я не «левый либерал?»
Роксолана Машкова, Иван Шматко. «Между ложными альтернативами»
Дмитро Галко. «Почему я левый либерал. Взгляд из Беларуси»
Артем Кирпиченок. «Не будь скотом у Лукашенко! Будь скотом у буржуев?»
Александр Шепетуха. «Справа – налево. Еще раз о левом либерализме»
-
Економіка
Уолл-стрит рассчитывает на прибыли от войны
Илай Клифтон Спрос растет>> -
Антифашизм
Комплекс Бандеры. Фашисты: история, функции, сети
Junge Welt Против ревизионизма>> -
Історія
«Красная скала». Камни истории и флаги войны
Андрій Манчук Создатели конфликта>> -
Пряма мова
«Пропаганда строится на двоемыслии»
Белла Рапопорт Феминизм слева>>